Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живёт, детскому саду, городу.
Методы и приёмы, используемые педагогами, могут быть разнообразными, но обязательно должны учитываться психологические особенности дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обострённость первых чувств, отсутствие в полной мере «чувства истории» понимания социальных явлений и др.).
Исходя из выше изложенного, в младшем возрасте можно выделить следующие приоритеты:
- Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность; например занятие «Мой дом».
- Необходимо использовать все виды фольклора (сказки, песенки, поговорки, пословицы, загадки.
- Большое место в приобщении детей должны занимать народные праздники и традиции; где отражены различные стороны общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии («Новый год», «Масленица» и т.д.).
Взрослый должен учесть, что воспитывать любовь к Родному краю, городу (как начал патриотизма и первых чувств гражданственности) – значит связывать воспитательную работу с окружающей социальной жизнью и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребёнка.
Трудности в изучении дошкольников истории во многом определяются недостаточным жизненным опытом детей, преобладанием наглядно-образного мышления. Поэтому при изучении быта и материальной культуры прошлого, то есть вещественных источников исторических знаний (костюма, мебели, посуды, орудий труда), желательно использовать реальные предметы и материалы. Это способствует более быстрому и продуктивному усвоению соответствующих знаний. «Живые » предметы старины будят воображение, расширяют восприятие, а непосредственное соприкосновение с ними позволяет лучше ощутить собственную связь с прошлым.
Необходимость на уроке игры объясняется тем,
что она является важным элементом, связывающим
ведущую деятельность дошкольного периода
развития с деятельностью учебной.
Только на специальных уроках невозможно достичь
нужного результата. Поэтому возникает
необходимость интегрирования нескольких
предметов одной темой. Итоги работы над темой
демонстрируются во время общих праздников,
оформлением выставки, семейных развлечений и т.д.
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО БЛОКАМ
Блок «История семьи»
Человек рождается в семье (Слово «семья»
складывается из двух слов – семь и я.). Все члены
семьи любят друг друга.
В семье есть предметы, которые напоминают о тех
людях, с которых начинался семейный род. По ним
можно проследить историю своего рода, составить
свою родословную. Если члены семьи помнят о своих
корнях, берегут семейные реликвии, не забывают о
родственниках, такой семье не страшны бури и
невзгоды, неприятности и печали.
Блок «Родной город»
Каждый город (село) хранит свою историю.
В любом городе живёт и работает много
талантливых, заслуженных людей. В их честь
называют улицы, скверы, парки.
Не только культурой славится город. Он известен
историческими событиями, в честь которых
возводятся памятники.
Чтобы город развивался, нужен человек, который им
управляет, глава. В каждом городе есть люди,
которые отвечают за образовательные культурные
учреждения, строительство дорог; состояние
транспорта, работу магазинов, озеленение города.
В каждом городе есть милиция и суд. Они помогают
человеку отстаивать свои права, охраняют его.
Каждый город по-своему красив. Для каждого
человека его родной город – самый лучший.
Блок «Родной край»
В этом блоке детей знакомят с родным краем (география, история, основные города, промыслы, культура, знаменитые люди и т. п.)
Тема: «Солнышко моей семьи».
Цели:
- учить устанавливать родственные связи;
- формировать умение отвечать на вопросы о своей семье;
- развивать интерес к жизни родных и близких;
- воспитывать любовь и заботливое отношение к родным людям.
Материал: фотографии, изображение солнышка на ватмане.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети сидят на ковриках по кругу. Воспитатель раскладывает солнышко с лучиками перед детьми. Рассказывает стихотворение Зинаиды Кокориной: «Солнышко для всех».
Солнышко для всех.
Нарисую солнышко
Краской самой яркой.
Красным обведу кружком,
Чтоб светило жарко!
А от солнышка бегут
Жёлтенькие лучики –
Пусть они тепло несут,
Разгоняют тучки!
Солнце светит ярко, ярко –
Это радость, это смех!
Солнце светит жарко, жарко –
Пусть оно согреет всех!
– Ребята, сегодня с вами мы составим «Солнышко
семьи». Посередине мы положим фотографию одного
из детей. Катя – солнышко семьи. Её любит мама.
Катенька покажи фотографию своей мамы. Расскажи,
как зовут твою маму. Давайте фотографию положим
на лучик. Мама любит Катю и заботится о ней.
Расскажи Катя, а как зовут твоего папу? Найди его
фотографию и положи на следующий лучик. А папа
любит с тобой играть? В какие игры он с тобой
играет?
У тебя есть сестрёнка или братик? А где живут
бабушка с дедушкой ? Ребята, а вы знаете, где
работают ваши родители? У вас у каждого есть дом,
в котором вы живёте. А вы знаете, как называется
улица, на которой вы живёте? Какая она, что вы
можете про неё рассказать? В доме много
этажей? Какой он? Таким образом, выкладывается
солнышко (см. фото).
Ребята, посмотрите, какое замечательное солнышко
получилось. Это Катина семья.
– А сейчас я предлагаю вам составить солнышко своей семьи.
Индивидуальная работа на коврике. Дети
рассматривают и рассказывают о своих
родственниках.
Дети подготовительной группы рассказывают
стихотворение Якова Акима « Моя родня».
Мама с папой – моя родня.
Нет роднее родни у меня.
И сестрёнка родня, и братишка,
И щенок лопоухий Тишка.
Я родных своих очень люблю.
Скоро всем подарки куплю.
Папе будет моторная лодка,
Маме в кухне волшебная щётка,
Молоток настоящий братишке,
Мяч сестрёнке, конфета Тишке.
И ещё есть друг у меня,
Друг Серёжка мне тоже родня.
Я к нему прибегаю с утра,
Без него мне игра не игра.
Все секреты ему говорю,
Всё на свете ему подарю.
Проводится подвижная игра: «Солнышко и дождик» – дети гуляют по лугу. По сигналу «Дождик! – прячутся под зонтик.
Тема: «Старинный альбом»
Цели:
- установление связи между поколениями;
- раскрыть понятие «Родня»;
- продолжать знакомство с условиями жизни, кругом занятий, интересами родственников.
Материал: костюм Домового, сундучок, фотоальбом, оформленная выставка семейных фотографий.
ХОД ЗАНЯТИЯ
– Ребята, вы слышите шорох? Кто это топает? Кто
же это может быть? Наверное, домовой балуется. А
вы знаете ребята кто такой домовой. Люди в
древности верили, что в каждой доме, в каждой избе
живёт домашнее существо. Как правило, на чердаке.
Изображали его как старичка (иногда в виде
гномика) лохматого. Люди считали, что домовой
следит за порядком в доме. Беспокоится о жизни
всей семьи. Любит и пошутить. Может спрятать
вещи. Чтобы домовой не беспокоил людей, его
задабривали разными лакомствами. Поставят чашку
с печёными сладостями, фруктами на ночь для
домового.
– Ребята, вы слышите снова шорох? Давайте
посмотрим кто там. Входит домовой Кузя. Выносит
сундучок.
– Здравствуйте ребята, меня зовут Кузя. Я
домовой. Вы, наверное, видели про меня мультфильм.
– Кузя, а что ты там принёс? Это мой волшебный
сундучок.
– Ребята, раньше в сундуках хранили самые ценные
предметы и вещи. И даже закрывали сундук на замок.
Кузя открывает сундучок и говорит: «У меня в
сундучке хранится старинный альбом « показывает,
там хранятся фотографии».
– Кузя, а у ребят тоже есть старинные фотографии,
на которых запечатлены события из жизни семьи.
Хочешь, тебе ребята покажут и расскажут о
своей родне. Родня – это
родственники : мама, папа, дедушка, бабушка,
братья, сёстры, дяди и тёти.
Дети по очереди рассказывают о судьбах людей
изображённых на фотографиях.
Домовой Кузя предлагает поиграть. Проводится
подвижная игра: «Яша».
Кузя прощается с детьми и уходит.
Тема: «Моя семья»
Цели:
- формировать представление о семье;
- актуализировать эмоциональный опыт детей семейных взаимоотношений;
- способствовать развитию доброжелательности, взаимопомощи в семейной жизни.
Педагог: Здравствуйте дорогие дети и уважаемые родители.
Сегодня проведём урок по форме не обычный,
Определим семьи – знаток
Секретов и обычай.
Узнаем мы, кто в доме шьёт,
Кто варит вкусный борщ, компот
А кто лежит в кроватке – посапывая сладко.
Узнаем, мы наверни-ка
Чем интересна и горда – ваша дружная семья!
Педагог: Ребята, пожалуйста,
расскажите нам, кто пришёл вместе с вами на урок
для того, чтобы вас поддержать (дети представляют
своих родителей).
Сегодня у нас необычное занятие, а занятие
соревнование. Победителя ждёт приз.
Ребята, послушайте внимательно первое задание.
Сейчас я прочту вам народные пословицы и
поговорки, а вам нужно будет объяснить их смысл.
Кто готов будет, ответит первым, позвоните в
колокольчик. Если ваш ответ будет верным,
получите эмблему игры «Моя семья». Чем больше
эмблем заработает игрок, тем больше у него шансов
победить. Посмотрите на экран (слайд №1, педагог
зачитывает пословицы и поговорки и обсуждает с
детьми их смысл).
Русские народные пословицы и поговорки:
- Лучше нету дружка, чем родная матушка.
- Умел дитя родить, умей и научить.
- При солнышке тепло, при матушке добро.
- В гостях хорошо, а дома лучше.
- Дружная семья гору сдвинет.
Педагог: А сейчас предлагается задание для родителей.
Уважаемые родители, у вас есть возможность помочь своему ребёнку заработать эмблему. Вспомните и расскажите, какие ещё существуют пословицы и поговорки о семье.
Педагог: Мы с вами вспомнили и объяснили значение народных пословиц о семье. А что же такое семья?
Есть семья у тебя, у меня.
На этот вопрос нам ответит Антошка,
Давайте с ним поиграем немножко.
А где же Антошка?
Антошка: Ребята, я здесь – задержался немножко. Хотел построить я дом для семьи.
Педагог: Ребята давайте поможем Антошке. Каждый возьмёт по кирпичику, и достроим дом вместе. Кирпичики не простые, с загадкой. Вам нужно будет её отгадать. Только, если отгадка будет верной, можно будет поставить кирпичик, чтобы достроить дом и получить эмблему игры. Если вам не удалось разгадать загадку, вашу загадку будут разгадывать другие дети по сигналу, кто быстрее отгадает её, получит эмблему.
Педагог: 1, 2, 3 – игру начни! Ищите кирпичики, они где угодно могут лежать – на строительной площадке и быстрее отгадываете загадку.
(Дети разгадывают загадки и достраивают дом).
Примерные загадки:
Кот обнимет, пожалеет
И улыбкой кто согреет?
Испечёт пирог клубничный,
Кто нас любит безгранично?
В гости с нетерпеньем ждёт
Зайчиками нас зовёт… (Бабушка)Самый мудрый он в семье
Ну и добрый тоже,
Говорят, что внуки все на него похожи.
Это правда, спору нет
Все узнали? Это… (Дед)На работе он до ночи,
Но всегда готов помочь он.
Нашей маме суп сварить,
Может он полы помыть.
В доме починить ему,
Всё легко, всё по плечу… (Папа)
Антошка:
Какой замечательный дом,
Не страшен в нём ни дождь, ни гром!
Педагог: Ребята, а кто же в домике живёт? (Дети перечисляют).
Антошка: Мама, папа, дедушка, бабушка, брат, сестра – это большая дружная …
Дети: Семья!
Педагог: Ребята, посмотрите перед вами лежат карточки с изображением членов семьи (на столе перед каждым ребёнком лежит набор карточек с изображением членов семьи) – вот вам задание, разложите их в порядке возрастания от самого младшего до самого старшего и объясните свой выбор.
Педагог: Пока дети выполняют задание,
родителям предлагается викторина «Пусть
говорят».
Посмотрите, пожалуйста, на экран, давайте
прослушаем размышления детей. Если вы
догадались,
о чём идёт речь, позвоните в колокольчик. Если
ответ будет верный, получите эмблему «Моя семья»
для своего ребёнка.
Просмотр видеоролика и обсуждения родителей.
Педагог: Наша викторина подходит к концу. Посмотрим, как выполнили задание дети. Внимание на экран. Нужно было разложить по порядку карточки с изображением членов семьи в порядке возрастания от самого младшего до самого старшего. А теперь смотрим правильный ответ. Кто справился с заданием, получает эмблему игры.
Антошка: Ребята, а это что за чудо дерево растёт у вас?
Педагог: Ребята, расскажите Антошке, как назвали мы наше дерево и почему оно так называется. (Рассуждения детей).
Педагог: Да, Антошка, ребята сказали верно, дерево мы назвали семейным, потому что на каждом листочке мы прикрепили фотографию семьи каждого ребёнка, и у нас получилось «Семейное дерево» или дерево нашей большой и дружной семьи.
Антошка: Вот здорово, «Семейное дерево или дерево семьи». Это вы здорово придумали ребята. Ведь такое дерево может каждый посадить в своём семейном альбоме. А на каждом листочке разместить всех членов семьи и родственников.
Педагог: Да, Антошка ты прав, так иногда изображают люди свой род виде дерева, его называю так – «древо семьи», на листочках или веточках пишут имена и фамилии своих родных и родственников, их детей и так далее…, таким образом дерево разрастается и становится очень высоким.
Педагог: Я тебе, Антошка, и ребятам предлагаю сейчас посмотреть, как Саша вместе с родителями изобразил «древо семьи» и послушать размышления Саши о своей семье. Просмотр презентации «Моя семья» (просмотр слайдов – экскурсию ведёт ребёнок, голос за кадром).
Педагог: Пока вы будете смотреть, жюри подведёт итоги нашей игры и выберет победителя, знатока игры «Моя семья».
Подведение итогов и вручение подарка победителю, и подарков остальным игрокам за хорошую игру.
Совместная работа с родителями: оформление тематической выставки («Дом в котором я живу», «Моя семья» см. приложение).
Тема: «Знакомство с традиционными элементами приёма гостей Поволжского Казачества»
Цели:
- продолжить знакомство детей с жизнью Поволжского Казачества;
- познакомить с традиционными элементами приёма гостей;
- знакомство с малыми фольклорными формами – колыбельная песня.
Материал: обстановка русской избы: люлька, накрытый стол, икона.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети входят в хату. Их встречает Хозяйка:
– Здравствуйте, гости дорогие. Детушки милые. Проходите, присаживайтесь, чем богаты, тем и рады. Посидите тихонечко. Малыша уложу и на стол соберу.
Дети рассаживаются по лавкам. Покачивая люльку, Хозяйка разговаривает с детьми:
– Дети, а вы обратили внимание, как я вас
встретила приветливо. Гостей в древности всегда
встречали с почтением. Гостю всегда были рады. «
Гость в дом, Бог в дом». Люди верили, что вместе с
гостем они получат счастье в дом. А какие
слова я говорила? Поздороваться – значит
пожелать здоровья. Люди верили в тайное значение
слов. И лишний раз не болтали, только по делу. А
пока мы с вами разговариваем, ведём беседу, малыш
начинает засыпать. Нужно его покачать. Спеть
колыбельную песню. Хозяйка поёт, дети ей
подпевают:
Вот и люди спят,
Вот и звери спят,
Птицы спят на веточках,
Зайки спят на травушке,
Утки на муравушке,
Детки все по люлечкам…
Спят – поспят,
Всему миру спать велят.
– Ребята, а вы песни петь умеете? Для чего нужны
колыбельные песни? (Уточняет воспитатель).
Обращает внимание на люльку. Рассказывает, что
люльку подвешивали к потолку с помощью крючка и
верёвки. Для подвешивания люльки выбиралось
самоё лучшее место в доме, где было – бы малышу
тепло. Затем Хозяйка просит детей покачать
малыша. Дети поют колыбельные песни. Вот малыш
и уснул. Хозяйка приглашает к столу. Воспитатель
рассказывает, что когда семья собиралась за
столом. Кушали тихо, спокойно без баловства. А кто
из детей баловался того просили выйти и
оставляли без ужина. А чересчур шумный
ребёнок иногда получал и ложкой по лбу. Вот такие
строгости были. Прощаясь, гости кланялись
хозяевам – за хлеб, за соль благодарили.