Урок литературного чтения. С.Есенин. "Пороша"

Разделы: Начальная школа


Цель: продолжение работы над акцентным вычитыванием текстов.

Задачи:

  1. Формировать умение использовать обобщённый способ работы над акцентным вычитыванием лирических текстов (умения определять настроение рассказчика, доказывать свою точку зрения текстом, умение выражать своё отношение о прочитанном, умения выделять выразительные средства языка); действия контроля и оценки учащихся.
  2. Развивать умения учащихся критически мыслить.
  3. Воспитывать культуру общения, способствовать воспитанию доброжелательного отношения друг к другу.

Оборудование:

  1. З.Н.Новлянская, Г.Н.Кудина. Литературное чтение. Учебник – хрестоматия для 3-го класса четырёхлетней начальной школы: в двух частях.
  2. Презентация.
  3. Текст – стихотворение С.А.Есенина. “Пороша”.
  4. Карточки для учащихся.

Ход урока

1. Мотивационно-целевой этап.

– Ребята, какую учебную задачу мы решали на прошлом уроке литературного чтения?

(Вычитывали рассказ Л. Пантелеева “Честное слово”)

Составление кластера. (Фронтальная работа –– по ходу вопросов и обсуждения составляется кластер.)

– Что значит вычитывать текст?

– В какой позиции работали?

– Что надо знать, чтобы уметь вычитывать текст?

– Как работаем с текстом? (Что выясняем?)

– Как определить кто рассказчик в тексте?

– Каким он может быть?

– Как это можно доказать?

– Как определить настроение рассказчика?

– Как доказать?

– Что ещё надо сделать, работая над текстом? (Определить точку зрения автора и читателя.)

– Как определить?

– Всегда ли точки зрения автора и читателя совпадают?

– А это обязательно, чтобы совпадали?

Приложение, слайд № 2 – как итог – кластер.

– В конце прошлого урока мы поставили перед собой цель нашей последующей работы. Вспомните её.

– Какие задачи на сегодняшний урок?

(Работа “в позиции читателя” над поэтическим текстом).

– Послушайте стихотворение (чтение стихотворения наизусть учеником).

Слайд № 3– портрет поэта.

– Тема урока?

– Цель?

– Понравилось ли стихотворение? Чем? Какие мысли возникли? Настроение?

– О чём стихотворение? Картина жизни какая?

– Кто рассказчик? Докажите.

– Что такое пороша?

(Помощь – толковый словарь.)

Слайд № 4 (выпавший снег)

Самостоятельная работа – заполнение 1 (“З”) и 2 (“Х”) столбиков таблицы.

– Что вы знаете и умеете, работая над акцентным вычитыванием текстов?

– А что хотите узнать? Для чего это надо, как думаете?

– Возьмите карточку и заполните её.

Первый столбик таблицы “З”: что вы знаете и умеете при работе над вычитыванием текстов; второй столбик таблицы – “Х”

Примерное содержание таблицы – что могут написать дети.

Знаю (З) Хочу узнать (Х) Узнал (У)
1 определять настроение рассказчика какие оттенки настроения в этом стихотворении настроение рассказчика – героя меняется, оттенки грустного настроения: любование, нежность, …
2 доказывать свою точку зрения научиться выбирать из текста доказательства для доказательства своей точки зрения надо читать текст “между строк”, переходить из одной позиции в другую при чтении
3 выражать своё отношение о прочитанном научиться сопоставлять точки зрения, выбирая главное и умело выражать своё отношение, используя выразительные средства языка чтобы выразить своё отношение к прочитанному, надо работать в разных позициях (читателя, критика, теоретика), важно, что точка зрения автора не всегда совпадает с точкой зрения рассказчика или читателя

Один ученик работает на скрытой доске.

Проверка.

Контрольно-оценочная деятельность. (проводится на каждом этапе урока, формирование контрольно– оценочной деятельности учащихся, действий самоконтроля и самооценки – необходимы для умения учиться, опираться учитель должен на индивидуальность ученика, работая совместно по выработке критериев контроля и оценки)

Итог задания.

2. Этап контроля за действенностью обобщённого способа в конкретных условиях практической задачи (осмысление содержания)

Парная работа.

– Цель задании?

– Как будете работать?

– Что делает каждый из вашей пары? Распределите операции.

Одна пара работает у доски.

Помощь – “Словарь настроений”, который составляется детьми со 2-го класса.

С.А.Есенин. Пороша

Работа в паре. Ф. И.
Рассказчик
Настроения
Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.
 
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.
 
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А под самою макушкой
Долбит дятел на суку.
 
Скачет конь, простору много.
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.
 
Словарь Порошасвежий слой выпавшего с вечера или ночью снега. (словарь С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова)

Проверка.

– Кто согласен с выполненной работой этой парой?

– Кто не согласен? С чем не согласны?

Контрольно-оценочная деятельность.

Итог задания. (Фронтально)

– Что нового?

– Какова картина жизни в этом стихотворении?

– Кто рассказчик? Какие строчки это доказывают?

– Настроение рассказчика в 1-й строфе? Доказать текстом.

Строфа 1: здесь РГ – он говорит о себе: “еду”. Он едет на коне (“под копытом”) и смотрит вокруг.

Всё, что он видит, вызывает у него “тихое” (“тихо”) и “звонкое” настроение (“слышны звоны под копытом на снегу”). И этому настроению мешают только вороны своим шумом (“расшумелись на лугу”) – слайды: № № 5, 6, 7.

Строфа 2: настроение РГ меняется, становится сказочным. Лес – не простой, а “заколдован невидимкой”, “дремлет” “под сказку сна”. РГ любуется сказочной картиной – слайды: № 8.

Строфа 3: РГ продолжает рассматривать сосну. Сравнивает её с человеком (“понагнулась, как старушка”). Ему сосна нравится, сосна – старушка, а не старуха.А слово “понагнулась” – ласковое, тёплое – слайд № 9.

Строфа 4: РГ доволен тем, что “скачет конь”, “простору много” вокруг, “валит снег”, а не просто идёт сильный снег. Любуется он и бесконечной дорогой, которая “убегает лентой вдаль”. Недаром же стихотворение называется “Пороша”. Пороша – снег, идущий в безветрие, а поэтому покрывающий землю ровно, как шалью – Приложение, слайды: № 9, 10, 11,12.

Вывод: красота природы у рассказчика вызывает чувство любования, но ему и немного грустно от этого простора, бесконечной дороги.

Картины меняются, меняется и настроение самого рассказчика.

3. Этап решения конкретно – практических задач.

Самостоятельная работа. (один ученик у доски).

У детей на партах памятки (карточки – помощники: “Выразительные средства языка”).

– Цель работы: найти в тексте стихотворения выразительные средства языка.

– Оцените свою работу. Прогностическая оценка: “легко”, “трудно”, “сомневаюсь” – Л, Т, ?

Проверка.

Контрольно – оценочная деятельность.

– Кто согласен? Не согласен?

– Кому было легко работать? Трудно? Кто сомневался?

– Чья оценка подтвердилась?

– Какие выразительные средства языка выделены?

Итог задания.

– Что нового?

4. Рефлексия.

– Заполните, третий столбик (“У”) в таблице “ЗХУ” (примерное содержание третьего столбика)

– Что сегодня узнали нового?

– Что было трудным?

– Поставьте цель на следующий урок литературного чтения.

5. Домашняя работа: выучить стихотворение наизусть и проиллюстрировать его.