Цель: продолжение работы над акцентным вычитыванием текстов.
Задачи:
- Формировать умение использовать обобщённый способ работы над акцентным вычитыванием лирических текстов (умения определять настроение рассказчика, доказывать свою точку зрения текстом, умение выражать своё отношение о прочитанном, умения выделять выразительные средства языка); действия контроля и оценки учащихся.
- Развивать умения учащихся критически мыслить.
- Воспитывать культуру общения, способствовать воспитанию доброжелательного отношения друг к другу.
Оборудование:
- З.Н.Новлянская, Г.Н.Кудина. Литературное чтение. Учебник – хрестоматия для 3-го класса четырёхлетней начальной школы: в двух частях.
- Презентация.
- Текст – стихотворение С.А.Есенина. “Пороша”.
- Карточки для учащихся.
Ход урока
1. Мотивационно-целевой этап.
– Ребята, какую учебную задачу мы решали на прошлом уроке литературного чтения?
(Вычитывали рассказ Л. Пантелеева “Честное слово”)
Составление кластера. (Фронтальная работа –– по ходу вопросов и обсуждения составляется кластер.)
– Что значит вычитывать текст?
– В какой позиции работали?
– Что надо знать, чтобы уметь вычитывать текст?
– Как работаем с текстом? (Что выясняем?)
– Как определить кто рассказчик в тексте?
– Каким он может быть?
– Как это можно доказать?
– Как определить настроение рассказчика?
– Как доказать?
– Что ещё надо сделать, работая над текстом? (Определить точку зрения автора и читателя.)
– Как определить?
– Всегда ли точки зрения автора и читателя совпадают?
– А это обязательно, чтобы совпадали?
Приложение, слайд № 2 – как итог – кластер.
– В конце прошлого урока мы поставили перед собой цель нашей последующей работы. Вспомните её.
– Какие задачи на сегодняшний урок?
(Работа “в позиции читателя” над поэтическим текстом).
– Послушайте стихотворение (чтение стихотворения наизусть учеником).
Слайд № 3– портрет поэта.
– Тема урока?
– Цель?
– Понравилось ли стихотворение? Чем? Какие мысли возникли? Настроение?
– О чём стихотворение? Картина жизни какая?
– Кто рассказчик? Докажите.
– Что такое пороша?
(Помощь – толковый словарь.)
Слайд № 4 (выпавший снег)
Самостоятельная работа – заполнение 1 (“З”) и 2 (“Х”) столбиков таблицы.
– Что вы знаете и умеете, работая над акцентным вычитыванием текстов?
– А что хотите узнать? Для чего это надо, как думаете?
– Возьмите карточку и заполните её.
Первый столбик таблицы “З”: что вы знаете и умеете при работе над вычитыванием текстов; второй столбик таблицы – “Х”
Примерное содержание таблицы – что могут написать дети.
№ | Знаю (З) | Хочу узнать (Х) | Узнал (У) |
1 | определять настроение рассказчика | какие оттенки настроения в этом стихотворении | настроение рассказчика – героя меняется, оттенки грустного настроения: любование, нежность, … |
2 | доказывать свою точку зрения | научиться выбирать из текста доказательства | для доказательства своей точки зрения надо читать текст “между строк”, переходить из одной позиции в другую при чтении |
3 | выражать своё отношение о прочитанном | научиться сопоставлять точки зрения, выбирая главное и умело выражать своё отношение, используя выразительные средства языка | чтобы выразить своё отношение к прочитанному, надо работать в разных позициях (читателя, критика, теоретика), важно, что точка зрения автора не всегда совпадает с точкой зрения рассказчика или читателя |
Один ученик работает на скрытой доске.
Проверка.
Контрольно-оценочная деятельность. (проводится на каждом этапе урока, формирование контрольно– оценочной деятельности учащихся, действий самоконтроля и самооценки – необходимы для умения учиться, опираться учитель должен на индивидуальность ученика, работая совместно по выработке критериев контроля и оценки)
Итог задания.
2. Этап контроля за действенностью обобщённого способа в конкретных условиях практической задачи (осмысление содержания)
Парная работа.
– Цель задании?
– Как будете работать?
– Что делает каждый из вашей пары? Распределите операции.
Одна пара работает у доски.
Помощь – “Словарь настроений”, который составляется детьми со 2-го класса.
С.А.Есенин. Пороша
Работа в паре. Ф. И. | |
Рассказчик Настроения |
|
Еду. Тихо. Слышны звоны Под копытом на снегу. Только серые вороны Расшумелись на лугу. |
|
Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна. Словно белою косынкой Повязалася сосна. |
|
Понагнулась, как старушка, Оперлася на клюку, А под самою макушкой Долбит дятел на суку. |
|
Скачет конь, простору много. Валит снег и стелет шаль. Бесконечная дорога Убегает лентой вдаль. |
|
Словарь | Пороша – свежий слой выпавшего с вечера или ночью снега. (словарь С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова) |
Проверка.
– Кто согласен с выполненной работой этой парой?
– Кто не согласен? С чем не согласны?
Контрольно-оценочная деятельность.
Итог задания. (Фронтально)
– Что нового?
– Какова картина жизни в этом стихотворении?
– Кто рассказчик? Какие строчки это доказывают?
– Настроение рассказчика в 1-й строфе? Доказать текстом.
Строфа 1:
здесь РГ – он говорит о себе: “еду”. Он едет на коне (“под копытом”) и смотрит вокруг.Всё, что он видит, вызывает у него “тихое” (“тихо”) и “звонкое” настроение (“слышны звоны под копытом на снегу”). И этому настроению мешают только вороны своим шумом (“расшумелись на лугу”) – слайды: № № 5, 6, 7.
Строфа 2: настроение РГ меняется, становится сказочным. Лес – не простой, а “заколдован невидимкой”, “дремлет” “под сказку сна”. РГ любуется сказочной картиной – слайды: № 8.
Строфа 3
: РГ продолжает рассматривать сосну. Сравнивает её с человеком (“понагнулась, как старушка”). Ему сосна нравится, сосна – старушка, а не старуха.А слово “понагнулась” – ласковое, тёплое – слайд № 9.Строфа 4
: РГ доволен тем, что “скачет конь”, “простору много” вокруг, “валит снег”, а не просто идёт сильный снег. Любуется он и бесконечной дорогой, которая “убегает лентой вдаль”. Недаром же стихотворение называется “Пороша”. Пороша – снег, идущий в безветрие, а поэтому покрывающий землю ровно, как шалью – Приложение, слайды: № № 9, 10, 11,12.Вывод: красота природы у рассказчика вызывает чувство любования, но ему и немного грустно от этого простора, бесконечной дороги.
Картины меняются, меняется и настроение самого рассказчика.
3. Этап решения конкретно – практических задач.
Самостоятельная работа. (один ученик у доски).
У детей на партах памятки (карточки – помощники: “Выразительные средства языка”).
– Цель работы: найти в тексте стихотворения выразительные средства языка.
– Оцените свою работу. Прогностическая оценка: “легко”, “трудно”, “сомневаюсь” – Л, Т, ?
Проверка.
Контрольно – оценочная деятельность.
– Кто согласен? Не согласен?
– Кому было легко работать? Трудно? Кто сомневался?
– Чья оценка подтвердилась?
– Какие выразительные средства языка выделены?
Итог задания.
– Что нового?
4. Рефлексия.
– Заполните, третий столбик (“У”) в таблице “ЗХУ” (примерное содержание третьего столбика)
– Что сегодня узнали нового?
– Что было трудным?
– Поставьте цель на следующий урок литературного чтения.
5. Домашняя работа: выучить стихотворение наизусть и проиллюстрировать его.