Цели:
- обобщить знания детей о птицах;
- развивать умение анализировать и устанавливать причинно-следственные связи, внимание, наблюдательность, речь, память;
- воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Оборудование: иллюстрации с изображением птиц, фонограмма птичьих голосов, чучела птиц.
Ход урока
I. Организация класса:
проверка готовности к уроку, настрой детей на изучение темы урока.
II. Вводная беседа.
Сегодня у нас необычный урок. Обратите внимание на оформление доски. Давайте вспомним, какая бывает природа. (Живая и неживая).
Какая природа представлена на иллюстрациях и книгах? (Живая)
Все они о живой природе.
Сегодня мы поговорим о жизни птиц. (Включить фонограмму голосов) И вы должны будете показать, что являетесь лучшими знатоками этих представителей живой природы.
III. Работа над темой урока.
1. Отгадайте, о каких птицах идёт речь. (Показать фотографии отгаданных птиц на проекторе).
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это?
(Соловей)
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В тёплый край я не летаю,
Здесь, под крышей обитаю.
Чик – чирик! Не робей!
Я бывалый… (Воробей)
В лесу под щебет, звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд – приятель!»
и ставит подпись …(Дятел)
Так кто же такие птицы? (Выслушиваются ответы детей)
Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями. Приведите примеры птиц.
Птицы – одно из самых замечательных проявлений жизни на нашей планете.
А теперь давайте посмотрим , кто быстрее ответит на мои вопросы.
- Какая птица выше всех летает? (Орёл)
- Какая птица быстрее всех летает? (Стриж)
- Какая птица самая большая в мире? (Страус)
- Какая самая маленькая птица обитает в нашей стране? (Королёк)
- Любимое лакомство аиста, цапли? (Лягушка)
- Какая птица имеет длинный хвост? (Павлин, сорока)
- Какую птицу называют лесным доктором? (Дятла)
- Кто днём спит, ночью летает, прохожих пугает? (Филин)
2. Беседа.
Давайте вспомним, чем питаются птицы? (Дети рассматривают таблицы с изображением птиц в учебнике корм для них – на с. 28, затем читают материал учебника о перелётных птицах на с. 28-29)
Вывод: птицы питаются разнообразным кормом. Основной корм для них – насекомые, плоды и семена растений. Но с наступлением холодов исчезают насекомые, на растениях уже не видно обилия плодов и семян.
Далее учитель с детьми выясняет, какие птицы улетают от нас и как они летят в тёплые страны (косяком, цепочкой, стаей), используется таблица «Перелётные птицы».
Затем дети вместе с учителем перечисляют осёдлых птиц: голуби, вороны, сороки, галки, рябчики, тетерева, лесные совы, ястреба. Дети рассматривают чучела птиц, называют птиц, которые живут и зимуют в Астраханской области.
3. Игра-соревнование: «Что я знаю о птицах?».
– Сейчас вы должны ответить на вопрос, но ответ свой вы должны обосновать.
(Вопросы написаны на карточках, которые находятся в клюве у птички)
- Почему весну «открывают» грачи, а ласточки прилетают позже других птиц? (Из-за способа питания. Грачи ищут корм в почве, а ласточки ловят насекомых на лету. Насекомые в воздухе появляются позже, соответственно и ласточки прилетают позже других птиц.)
- Почему перелётные птицы так спешат весной, а осенью не спешат? (Птицы осенью не улетают до тех пор, пока есть пища.)
- Почему нельзя трогать яйца в гнёздах птиц? (Потому что запах человека совершенно отпугивает птиц, птица больше не прикоснётся к яйцам, и потомство погибнет.)
- Почему учёные оправдали кукушку, несмотря на то, что подкидыши – кукушата выбрасывают других птенцов из гнезда? (Кукушка – единственная птица, которая поедает мохнатых (ядовитых и самых прожорливых, уничтожающих лес гектарами) гусениц. Ни одна другая птица не прикасается к этим гусеницам.)
- Почему дятла называют «помощником» других птиц? (Дятел раздалбливает кору деревьев и таким образом облегчает другим птицам добычу пищи.)
- Какая основная причина перелёта птиц в тёплые края с приходом осени? (Только из-за отсутствия пищи. Холод не является причиной перелёта. Голодная птица замерзает, сытая – никогда.)
Побеждает ученик, который лучше остальных обоснует свой ответ.
IV. Физкультминутка.
Две птички
Летели две птички, (изображают полёт птичек, делая взмахи обеими руками)
Собой невелички (опускают правую руку к полу на высоту 15-20 см).
Как они летели? (Руки в стороны, изображают полёт птиц).
Все люди глядели. (Поднимают головы вверх, над глазами – козырёк из ладошек).
Как они садились? (Приседают).
Все люди дивились. (Мимика удивления, втянув голову в плечи).
V. Доклад о птицах, занесённых в Красную книгу.
Ученики делают сообщения о чёрном аисте и малом погоныше.
Чёрный а́ист
Чёрный а́ист – птица из семейства Аистовые. Занесен в книгу России, Красную книгу Беларуси.
Образ жизни чёрного аиста изучен слабо. Эта скрытная птица предпочитает селиться в глухих, старых лесах на равнинах и предгорьях возле водоёмов — лесных озёр, рек, болот. В полёте чёрный аист, как и другие аисты, часто парит, распластав крылья. Как и все аисты, чёрный летит, вытянув вперёд шею и откинув назад длинные тонкие ноги.
Питается в основном рыбой, мелкими водными позвоночными и беспозвоночными животными, кормится на мелководьях, заливных лугах и поблизости от водоёмов. На зимовках, помимо перечисленного кормится мелкими грызунами, крупными насекомыми, реже змеями и ящерицами.
Гнездится один раз в году на высоте 10-20 м в кроне старых, высоких деревьев или на уступах скал в местах далёких от людского жилья, в лесных чащах. Иногда гнёзда чёрного аиста встречаются в горах.
Чёрный аист, как и белый аист подаёт голос крайне неохотно и редко. Как правило, в полёте издаёт громкий крик.
Малый погоныш.
Малый погоныш длиной 18-20 см, размах крыльев 34-39 см. Самец весит 30-72 г, вес самки 36-65 г. Коричневое оперение верха имеет черноватый и белый рисунок.
Обитает в болотистой местности, в камышовых, рогозовых и тростниковых зарослях. Так как птица умеет также плавать, она селится в тростниковых зарослях дальше от берега. Это перелётная птица.
Малый погоныш питается беспозвоночными животными и их личинками, нежными побегами растений и семенами водных растений.
Малый погоныш активен днём, показываясь прежде всего утром и вечером. Самец поёт преимущественно на рассвете. Призывный крик звучит как «квек-квек». У самки без пары есть собственный призывный крик, звучащий как «пёк-пёк-пёлл» или «кик».
Малый погоныш в списке находящихся под угрозой гнездящихся птиц классифицирован как вид, которому грозит вымирание.
VI. Конкурс «Загадка-плетёнка».
Здесь спрятались птицы. Отгадайте, какие.
1 | В | Р | Б | Й | |||
2 | К | О | Е | ||||
3 | К | К | Ш | А | |||
4 | Н | Г | Р | ||||
5 | Г | У | А | Ь | |||
6 | О | О | Е | ||||
7 | П | Л | К | Н |
Ответы:
- Воробей
- Скворец
- Кукушка
- Снегирь
- Глухарь
- Соловей
- Пеликан
VII. Коллективное задание «Собери мозаику».
На доске дети должны собрать картинку с изображением птицы.
VIII. Подведение итогов урока, оценивание учащихся.
Давайте выберем самого лучшего знатока птиц на нашем уроке.
Награждение самого активного ученика.
А в общем, вы все сегодня активно работали и показали хорошие знания. Молодцы! А на память вы получите маленькие сувениры – птички.