Проектно-исследовательская деятельность на предметном занятии по теме "Наречие". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели занятия:

  1. Выявить секреты наречия – уточнить способы образования наречий; проанализировать, от каких частей речи можно образовать наречия; пронаблюдать за наречием в речи.
  2. Вырабатывать умение работать в группе; развивать память, внимание, любознательность, интерес к русскому языку.
  3. Основать конечный продукт проекта: справочник по наречию «Секреты наречия».

Ход занятия

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и цели занятия

– Сегодня занятие является завершающим в работе над информационным проектом. Давайте напомним, с чего мы начинали.

Дети: В нашем учебнике есть тема «Наречие». Но имя существительное, имя прилагательное, глагол мы изучаем с 1-го класса, а наречие изучали всего 2 урока. Неужели мы всё узнали?

– И тогда я вас попросила задать вопросы, которые оказались нераскрытыми.

(на экране появляются вопросы)

  1. Что такое наречие?
  2. От каких частей речи и с помощью каких морфем можно образовать наречия?
  3. Употребление наречий в художественной литературе.
  4. Можем ли мы обойтись без наречий?
  5. Чем наречие отличается от других частей речи?

(Дети смотрят вопросы.)

– Один из вопросов мы сочли самым главным или проблемным

– Но мы этот вопрос перефразировали.

Дети: Секреты наречия

– Итак, цель нашего проекта раскрыть секреты наречия!

III. Проектная деятельность детей:

а) 1-я группа

– Представляю 1 группу, которая раскрывала тайну происхождения наречия, уточняла сведения о наречии и составляла словарь наречий-синонимов.

1-й ученик: Слово «наречие» – очень старое. Оно встречается в древнерусском языке. Если послушать, то услышим на-речь. А речью назывался и глагол. «Причём здесь глагол?», – спросите вы. Связь между глаголом и наречием проявляется в том, что наречия поясняют глаголы. Отсюда становится понятным, почему древние римляне назвали эту часть речи «приглаголием». И если прилагательное придаёт существительному чёткость, выразительность, то наречие «живописует» глагол.

2-й ученик: Приведу примеры:

  • красивое письмо – красиво пишет;
  • громкое чтение – громко читать.

– Конечно, наречие может пояснять и прилагательное: очень хороший голос, чрезвычайно интересная книга.

3-й ученик: А теперь мы предлагаем всем ребятам узнать наречия. На дворе золотая осень и мы придумали текст об осени. Я буду читать, а вы отмечайте в тексте наречия.

(ученица выступает в роли учителя)

(взаимопроверка, самопроверка – открываю оборот доски)

– Спасибо! Как вы нашли эту информацию?

4-й ученик: Мы взяли интервью у учителя русского языка Ирины Валентиновны, прочитали «Справочные материалы» по русскому языку под редакцией академика Российской Академии образования, доктора филологических наук, профессора Николая Михайловича Шанского.

– Чему ваша группа научилась?

5-й ученик: В ходе работы мы узнали много наречий, которые близки по смыслу. Это интересно и мы собрали наречия синонимы. (читают 2-3 примера) Это делает речь красивой.

(Сдают свой материал.)

б) 2-я группа

– Давайте познакомимся с работой 2-ой группы учеников.

1-й ученик: Наша группа исследовала происхождение наречий. Послушайте о проделках этой части речи. Наречия легко образуются из других слов. И это не случайно. Ведь наречия появились в русском языке позже других частей речи.

Имена прилагательные, имена существительные, глаголы к тому времени уже растащили почти все слова по своим владениям. Вот и пришлось наречиям приманивать к себе чужие слова.

2-й ученик: Проще оказалось прилагательные превратить в наречия: хороший – хорошо, лёгкий – легко. Потом наречия добрались до существительных. Тут работы оказалось побольше! Верх – сверху, наверх, вверх, кверху.

Очень понравилось это наречиям. Добрались наречия и до числительных! Из числительного двое – получились наречия вдвоём, надвое. И глагол научились превращать.

3-й ученик: Рады наречия. А другие части речи не очень. Уж чересчур похожи эти наречия на имена существительные, прилагательные, числительные. А то ещё некоторые наречия любят писаться по-своему, через чёрточку. Вот и приходится всё время быть настороже, чтобы не ошибиться!

– Вот мы и проверим другие группы, как наречия вас будут путать. Подумайте, от каких частей речи образованы наречия. Не ошибитесь!

(Дети 2-й группы показывают слова на карточках, а остальные ребята называют части речи.)

  • снизу – низ (сущ.)
  • во-вторых – второй (числ.) вдогонку – догонять (гл.)
  • тяжело – тяжёлый (прилагательное)
  • по-моему – мой (местоимение)

– Замечательно. Но как же вы добились таких результатов?

4-й ученик: Мы пробовали образовывать наречия от разных частей речи. Сверили свой вывод с учебной литературой. А ещё мы составили словарь наречий-антонимов. Послушайте, что получилось… (читают 2-3 примера) Сдают свой материал.

в) 3-я группа

Следующая группа ребят исследовала способы образования наречия. Давайте их выслушаем.

1-й ученик: Мы изучили много наречий. Но не хотим вам сразу раскрывать секреты образования наречий. Думаем, вы сами сейчас догадаетесь.

2-й ученик: Мы говорим слово, а вы от него образовываете наречия:

  • хороший – хорошо (карточка с наречием появляется на доске)
  • весёлый – весело
  • тёмный – темно

– Догадались, какая морфема помогла?

– Правильно, при помощи суффикса. Этот способ образования называется суффиксальным.

3-й ученик: Продолжим:

  • даль – издалека
  • низ – внизу

– А сейчас поняли, какие морфемы помогли образовать наречия?

(Действительно, приставка и суффикс, значит – это приставочно-суффиксальный способ образования.)

4-й ученик: Кто сможет назвать этот способ образования?

(На доске появляются слова)

  • вниз
  • вверх
  • наспех

– Это приставочный способ образования.

(По ходу дети 3-й группы мелом выделяют морфемы в наречиях)

– Расскажите, как вы работали.

5-й ученик: Мы выполняли практическую работу: образовывали наречия и производили разбор слов по составу. Наблюдали и сделали вывод, который совпал с выводом нашего класса. А ещё наблюдали за речью, так как нас очень заинтересовал вопрос: «Можно ли обойтись без наречий?»

Мы обнаружили, что наречия есть во фразеологизмах, пословицах и поговорках, загадках. (Сдача собранного материала)

– Настало время презентовать справочник «Секреты наречия» (6 ученик показывает презентацию.)

1-й слайд. Справочник «Секреты наречия»

2-й слайд. Содержание

  1. Тайна происхождения наречия.
  2. От каких частей речи и с помощью каких морфем можно образовать наречие.
  3. Словарь наречий. 4. Употребление наречий в художественной литературе.

3-й слайд. Наречие Часть речи

  • снизу – низ (сущ.)
  • во-вторых – второй (числительное.)
  • вдогонку – догонять (гл.)
  • тяжело – тяжёлый (прилагательное)

4-й слайд.

  • Вверх приставочный
  • Назад
  • Легко суффиксальный
  • впереди приставочно-суффиксальный
  • Снизу

5-й слайд

Наречия-синонимы Наречия-антонимы
ГОСТЕПРИИМНО – РАДУШНО
ГРОМКО – ОГЛУШИТЕЛЬНО
ДВАЖДЫ – ДВУКРАТНО
ДЕЛИКАТНО – ТАКТИЧНО
БЛИЗКО – ДАЛЕКО
ВЕСЕЛО – ГРУСТНО
ВПЕРЁД – НАЗАД
ПОЗДНО – РАНО

6-й слайд. Очень часто наречия можно встретить в пословицах, поговорках, фразеологизмах, загадках. Предлагаю вам отгадать загадки.

IV. Итог занятия.

– Что лично для вас значит этот проект?

  • Русский язык интересен.
  • Мне интересно изучать русский язык.

– Какие полезные навыки вы приобрели в результате работы над проектом?

  • Мы работали в группах.
  • Искали информацию.
  • Выделяли главное, анализировали.
  • Мы выступали.
  • Ещё брали интервью у учителя русского языка.

– Как изменились ваши знания о наречии?

  • Узнали историю происхождения наречия.
  • Пробовали различать способы образования наречия.
  • Научились разбирать наречия по составу, правильно их писать.
  • Употреблять в речи наречия-синонимы, наречия-антонимы, фразеологизмы.

– Мы создали справочник. Поможет ли он нам в дальнейшей работе на уроках русского языка?

– Предлагаю вам показать наш проект другим 4-м классам на неделе «Русского языка» в школе.

– Всем спасибо. Занятие окончено.

Приложение.