Цели занятия:
- Выявить секреты наречия – уточнить способы образования наречий; проанализировать, от каких частей речи можно образовать наречия; пронаблюдать за наречием в речи.
- Вырабатывать умение работать в группе; развивать память, внимание, любознательность, интерес к русскому языку.
- Основать конечный продукт проекта: справочник по наречию «Секреты наречия».
Ход занятия
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и цели занятия
– Сегодня занятие является завершающим в работе над информационным проектом. Давайте напомним, с чего мы начинали.
Дети: В нашем учебнике есть тема «Наречие». Но имя существительное, имя прилагательное, глагол мы изучаем с 1-го класса, а наречие изучали всего 2 урока. Неужели мы всё узнали?
– И тогда я вас попросила задать вопросы, которые оказались нераскрытыми.
(на экране появляются вопросы)
- Что такое наречие?
- От каких частей речи и с помощью каких морфем можно образовать наречия?
- Употребление наречий в художественной литературе.
- Можем ли мы обойтись без наречий?
- Чем наречие отличается от других частей речи?
(Дети смотрят вопросы.)
– Один из вопросов мы сочли самым главным или проблемным
– Но мы этот вопрос перефразировали.
Дети: Секреты наречия
– Итак, цель нашего проекта раскрыть секреты наречия!
III. Проектная деятельность детей:
а) 1-я группа
– Представляю 1 группу, которая раскрывала тайну происхождения наречия, уточняла сведения о наречии и составляла словарь наречий-синонимов.
1-й ученик: Слово «наречие» – очень старое. Оно встречается в древнерусском языке. Если послушать, то услышим на-речь. А речью назывался и глагол. «Причём здесь глагол?», – спросите вы. Связь между глаголом и наречием проявляется в том, что наречия поясняют глаголы. Отсюда становится понятным, почему древние римляне назвали эту часть речи «приглаголием». И если прилагательное придаёт существительному чёткость, выразительность, то наречие «живописует» глагол.
2-й ученик: Приведу примеры:
- красивое письмо – красиво пишет;
- громкое чтение – громко читать.
– Конечно, наречие может пояснять и прилагательное: очень хороший голос, чрезвычайно интересная книга.
3-й ученик: А теперь мы предлагаем всем ребятам узнать наречия. На дворе золотая осень и мы придумали текст об осени. Я буду читать, а вы отмечайте в тексте наречия.
(ученица выступает в роли учителя)
(взаимопроверка, самопроверка – открываю оборот доски)
– Спасибо! Как вы нашли эту информацию?
4-й ученик: Мы взяли интервью у учителя русского языка Ирины Валентиновны, прочитали «Справочные материалы» по русскому языку под редакцией академика Российской Академии образования, доктора филологических наук, профессора Николая Михайловича Шанского.
– Чему ваша группа научилась?
5-й ученик: В ходе работы мы узнали много наречий, которые близки по смыслу. Это интересно и мы собрали наречия синонимы. (читают 2-3 примера) Это делает речь красивой.
(Сдают свой материал.)
б) 2-я группа
– Давайте познакомимся с работой 2-ой группы учеников.
1-й ученик: Наша группа исследовала происхождение наречий. Послушайте о проделках этой части речи. Наречия легко образуются из других слов. И это не случайно. Ведь наречия появились в русском языке позже других частей речи.
Имена прилагательные, имена существительные, глаголы к тому времени уже растащили почти все слова по своим владениям. Вот и пришлось наречиям приманивать к себе чужие слова.
2-й ученик: Проще оказалось прилагательные превратить в наречия: хороший – хорошо, лёгкий – легко. Потом наречия добрались до существительных. Тут работы оказалось побольше! Верх – сверху, наверх, вверх, кверху.
Очень понравилось это наречиям. Добрались наречия и до числительных! Из числительного двое – получились наречия вдвоём, надвое. И глагол научились превращать.
3-й ученик: Рады наречия. А другие части речи не очень. Уж чересчур похожи эти наречия на имена существительные, прилагательные, числительные. А то ещё некоторые наречия любят писаться по-своему, через чёрточку. Вот и приходится всё время быть настороже, чтобы не ошибиться!
– Вот мы и проверим другие группы, как наречия вас будут путать. Подумайте, от каких частей речи образованы наречия. Не ошибитесь!
(Дети 2-й группы показывают слова на карточках, а остальные ребята называют части речи.)
- снизу – низ (сущ.)
- во-вторых – второй (числ.) вдогонку – догонять (гл.)
- тяжело – тяжёлый (прилагательное)
- по-моему – мой (местоимение)
– Замечательно. Но как же вы добились таких результатов?
4-й ученик: Мы пробовали образовывать наречия от разных частей речи. Сверили свой вывод с учебной литературой. А ещё мы составили словарь наречий-антонимов. Послушайте, что получилось… (читают 2-3 примера) Сдают свой материал.
в) 3-я группа
Следующая группа ребят исследовала способы образования наречия. Давайте их выслушаем.
1-й ученик: Мы изучили много наречий. Но не хотим вам сразу раскрывать секреты образования наречий. Думаем, вы сами сейчас догадаетесь.
2-й ученик: Мы говорим слово, а вы от него образовываете наречия:
- хороший – хорошо (карточка с наречием появляется на доске)
- весёлый – весело
- тёмный – темно
– Догадались, какая морфема помогла?
– Правильно, при помощи суффикса. Этот способ образования называется суффиксальным.
3-й ученик: Продолжим:
- даль – издалека
- низ – внизу
– А сейчас поняли, какие морфемы помогли образовать наречия?
(Действительно, приставка и суффикс, значит – это приставочно-суффиксальный способ образования.)
4-й ученик: Кто сможет назвать этот способ образования?
(На доске появляются слова)
- вниз
- вверх
- наспех
– Это приставочный способ образования.
(По ходу дети 3-й группы мелом выделяют морфемы в наречиях)
– Расскажите, как вы работали.
5-й ученик: Мы выполняли практическую работу: образовывали наречия и производили разбор слов по составу. Наблюдали и сделали вывод, который совпал с выводом нашего класса. А ещё наблюдали за речью, так как нас очень заинтересовал вопрос: «Можно ли обойтись без наречий?»
Мы обнаружили, что наречия есть во фразеологизмах, пословицах и поговорках, загадках. (Сдача собранного материала)
– Настало время презентовать справочник «Секреты наречия» (6 ученик показывает презентацию.)
1-й слайд. Справочник «Секреты наречия»
2-й слайд. Содержание
- Тайна происхождения наречия.
- От каких частей речи и с помощью каких морфем можно образовать наречие.
- Словарь наречий. 4. Употребление наречий в художественной литературе.
3-й слайд. Наречие Часть речи
- снизу – низ (сущ.)
- во-вторых – второй (числительное.)
- вдогонку – догонять (гл.)
- тяжело – тяжёлый (прилагательное)
4-й слайд.
- Вверх приставочный
- Назад
- Легко суффиксальный
- впереди приставочно-суффиксальный
- Снизу
5-й слайд
Наречия-синонимы | Наречия-антонимы |
ГОСТЕПРИИМНО – РАДУШНО ГРОМКО – ОГЛУШИТЕЛЬНО ДВАЖДЫ – ДВУКРАТНО ДЕЛИКАТНО – ТАКТИЧНО |
БЛИЗКО – ДАЛЕКО ВЕСЕЛО – ГРУСТНО ВПЕРЁД – НАЗАД ПОЗДНО – РАНО |
6-й слайд. Очень часто наречия можно встретить в пословицах, поговорках, фразеологизмах, загадках. Предлагаю вам отгадать загадки.
IV. Итог занятия.
– Что лично для вас значит этот проект?
- Русский язык интересен.
- Мне интересно изучать русский язык.
– Какие полезные навыки вы приобрели в результате работы над проектом?
- Мы работали в группах.
- Искали информацию.
- Выделяли главное, анализировали.
- Мы выступали.
- Ещё брали интервью у учителя русского языка.
– Как изменились ваши знания о наречии?
- Узнали историю происхождения наречия.
- Пробовали различать способы образования наречия.
- Научились разбирать наречия по составу, правильно их писать.
- Употреблять в речи наречия-синонимы, наречия-антонимы, фразеологизмы.
– Мы создали справочник. Поможет ли он нам в дальнейшей работе на уроках русского языка?
– Предлагаю вам показать наш проект другим 4-м классам на неделе «Русского языка» в школе.
– Всем спасибо. Занятие окончено.