Цель: выявить роль музыки в сказках, её необходимость и значимость.
Задачи:
- сформировать представление о взаимосвязи музыки и литературы;
- проверить умение пользоваться средствами музыкальной выразительности на примере схемы «Цветик-семицветик»;
- повторить определение музыкальных терминов: либретто, опера, регистр, тембр;
- развивать умение анализировать фрагменты музыкальных произведений;
- повторить песню В. Голикова на слова Ю. Полунина «Чудо-сказки»;
- обогащать духовный мир учащихся;
- прививать любовь к произведениям русских композиторов.
Музыкальный материал:
- Песня Баяна «Дела давно минувших дней» из оперы «Руслан и Людмила» М.И. Глинки.
- «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова.
- «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова.
- Песня «Чудо-сказки» музыка В. Голикова слова Ю. Полухина»
Дополнительный материал: иллюстрации к произведениям А.С. Пушкина художников: В. Вейцлера, Б. Парилова, В. Дудорова, И. Билибина, В. Назарука, портреты А.С. Пушкина, Н.А. Римского-Корсакова.
Оборудование: персональный компьютер, медиапроектор, фортепиано.
Источники информации: «Музыкальный руководитель», Сказки «Я там был, мёд, пиво пил…», учебник литературы 5 класса В.Я. Коровина, учебник музыки 4 класс Е.Д. Критской.
Ход урока
Приветствие.
I. Введение в тему урока.
Тема нашего урока сегодня «У лукоморья».
– Вы встречали такое понятие? Где? (в сказках)
– А знаете, кто в древности считался самым лучшим рассказчиком сказок?
Сказители, сказочники, их называли еще баянами. Они ходили по городам, сёлам и нараспев, не торопясь, рассказывали сказки, порой сопровождая своё исполнение игрой на русском народном инструменте, который вам уже знаком.
Сейчас вы услышите небольшой фрагмент такого исполнения.
(слайд 1)
– Понравилось? Что необычного в этом исполнении? (ответы детей)
– Теперь посмотрите на необычное дерево.
(на экране иллюстрация к строчкам А.С. Пушкина «У лукоморья...»)
(слайд 2)
– Что вы видите на нем?
– Какие слова можете вспомнить, глядя на него?
(все вместе или кто-то один читают фрагмент стихотворения А.С. Пушкина)
– Кто является автором этих строк?
Мы не можем представить нашу жизнь без творчества великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Его сказки, стихи известны и любимы всеми уже с детства. Многие композиторы писали музыку на его стихи.
Мы с вами не композиторы, но давайте попробуем придумать музыку к этим, всем давно известным строкам автора. В этом нам помогут средства музыкальной выразительности (выбирают необходимое из схемы «Цветик - семицветик» с указанными возможными вариантами).
(слайд 3)
– Каким будет темп? Почему?
– Лад?
– Динамика?
– Тембр?
– Кто исполнители: солист, ансамбль, хор (детский, женский, мужской, смешанный)?
– А капелла или с сопровождением?
– Регистр?
– Каким будет движение мелодии: волнообразным, скачками, ровным?
– Ритм?
– В каком жанре: марша или танца?
– Характер звучания: нежный, ласковый, грубый, резкий и т.д.
(Желающие могут попробовать свой вариант исполнить на инструменте).
– Д.Б.Кабалевский написал попевку на эти слова. Посмотрите на нотную запись.
(слайд 4)
– Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор? (ответы детей)
Послушайте как она звучит (наиграть мелодию)
Понравилась попевка? Давайте разучим это произведение.
(Разучивание «У лукоморья» Д.Кабалевского)
II. Работа по теме урока.
(слайд 5)
Родился поэт в Москве в 1799 году. С ранних лет он был окружён заботой и вниманием своих родителей. Но особенно заботилась о нём его няня. Она была большая мастерица петь песни, рассказывать сказки. Маленький Саша очень любил свою няню.
– Кто знает, как звали няню А. Пушкина?
– А вы знаете сказки А. Пушкина? Ну что же, сейчас проверим. А поможет нам в этом один из героев сказки – вот он.
Здравствуйте, ребята! Рад вас видеть я.
Вы меня узнали? Кто – учёный я.
Много сказок у Пушкина есть.
Вспоминать их буду здесь.
Ну, а вы мне помогайте,
Сказки эти называйте.
(слайд 6)
Всем нам знакома игра:
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три.
А в сказке серьёзней. Смотри.
Рыбку старуха ловить заставляет.
Старик идет к морю
И невод бросает.
А море волнуется, море кипит,
Вздуваются волны, вокруг всё бурлит…
(«Сказка о рыбаке и рыбке»)
(слайд 7)
Кто же зеркальце не знает, что всю правду раскрывает?
То ль бела ты, то ль румяна? То ли всё же есть изъяны?
Как названье сказки сей? Отвечай, дружок, смелей.
(«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)
(слайд 8)
Что за девицы-сестрицы собирались под окном?
Они шили иль стирали?
На компьютере играли тем чудесным вечерком?
(дети называют сказку и читают фрагмент из сказки, соответствующий данной иллюстрации)
Три девицы под окном, пряли поздно вечерком.
«Кабы я была Царица, –
Говорит одна девица, –
То на весь крещёный мир приготовила б я пир».
– «Кабы я была Царица, –
Говорит её сестрица, –
То на весь бы мир одна наткала я полотна».
– «Кабы я была Царица, –
Третья молвила сестрица, –
Я б для батюшки-царя родила богатыря»
Сказки любят все. Их читают малышам родители, бабушки, дедушки, а потом, повзрослев, дети перечитывают их сами. Композиторы тоже любят сказки и создают музыкальные произведения на их основе.
– Кто из русских композиторов написал музыку на сюжет «Сказки о царе Салтане»?
(Н.А. Римский-Корсаков)
(слайд 11)
– Произведение какого жанра он создал?
Н.А. Римский-Корсаков очень любил стихи, сказки А.С. Пушкина и неоднократно обращался к его творчеству.
Взяв за основу «Сказку о царе Салтане» и «Сказку о золотом петушке» Римский-Корсаков создал гениальные оперы, которые и сейчас ставят на сценах оперных театров.
В основе каждой оперы лежит литературный текст.
Кто помнит, как это слово звучит в переводе с итальянского языка? (ответы детей)
Теперь попробуйте, слушая музыкальные фрагменты, представить к какому тексту сказки они относятся.
(звучит музыка и учащиеся вспоминают текст из сказки)
«Остров на море лежит, град на острове стоит
С златоглавыми церквами, с теремами да садами…»
(слайд 12)
«Белка там живёт ручная, да затейница какая!
Белка песенки поёт да орешки всё грызёт,
– Какой характер данного музыкального фрагмента?
Интонация какой песни прозвучала у белочки? Кто её автор?
Правильно. Это мелодия народной песни «Во саду ли в огороде». Композитор Н.А. Римский-Корсаков очень любил русские народные песни и использовал их в своём творчестве.
(слайд 13)
Ребята, в опере эта мелодия звучит в исполнении флейты. А на каком инструменте, которые есть у нас, мелодия этой песни прозвучит также светло, весело, сказочно? (металлофон)
Почему? (ответы детей)
Давайте исполним фрагмент песни и споём.
(исполнение мелодии)
И очутятся на бреге, в чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
(слайд 14)
– Какой характер данного музыкального фрагмента?
Почему композитор использует маршевые интонации, строгие, грозные?
В каком регистре исполняет оркестр?
На каких инструментах мы можем передать мужественный, суровый характер данного фрагмента? (трубы, барабаны)
А каким должен быть ритм на барабане, чтобы передать образ богатырей, ровным или пунктирным? (объяснение детей)
(исполнение ритма)
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть,
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
(слайд 15)
– Как композитор передает волшебный образ Царевны-Лебедь? Какими инструментами?
Почему во всех фрагментах звучат разные инструменты?
Верно, инструменты имеют разную окраску звука – разный тембр, который более ярко и точно может изобразить необходимый образ.
Все чудеса, о которых рассказывают гости царю Салтану: «Белка песенки поет», «Тридцать три богатыря», «Царевна-Лебедь», в опере показаны Римским-Корсаковым в симфонической картине, которая называется «Три чуда».
III. Вывод.
– Скажите, могли бы появиться сказки А.С. Пушкина, если бы не было музыки?
(Литература и музыка тесно взаимосвязаны между собой, они взаимообогащают, дополняют друг друга, помогают нам глубже чувствовать, переживать, становиться чище и мудрее)
И в заключение урока я предлагаю повторить песню «Чудо-сказки», которая, если бы не было музыки, осталась бы чем? (только стихотворением).
IV. Повторение песни «Чудо-сказки».
(слайд 16)
Домашнее задание.
Нарисовать иллюстрацию к любой сказке А.С. Пушкина и подумать, какие средства музыкальной выразительности можно использовать для озвучивания этого фрагмента.
Вспоминая сегодня сказки А.С. Пушкина, мы видим насколько тесно взаимосвязаны между собой литература и музыка. Они взаимообогащают, дополняют друг друга, помогают нам глубже чувствовать, переживать, становиться умнее и мудрее. Мы понимаем, что со злом, несправедливостью надо бороться, как бы не было трудно. Надо верить и стремиться к тому, чтобы в жизни, как в сказке финал был обязательно счастливым и гениальная музыка Н.А. Римского-Корсакова и М.И. Глинки в этом поможет.
А в заключение урока предлагаю доучить песню В. Голикова на слова Ю. Полунина «Чудо-сказки».