Урок русского языка во 2-м классе по программе Л.В. Занкова

Разделы: Начальная школа


Цель урока: Сформировать общее понятие о предлоге – служебном слове, его роли в русском языке.

Задачи:

  • создать условия для развития логического мышления, внимания, речи;
  • формировать интерес к изучению родного языка;
  • воспитывать самостоятельность, уважительное отношение друг к другу.

Оборудование: таблица с предлогами, карточки с фразеологизмами, карточки со словами, карточки с домашним заданием, («Русский язык» 2 класс, автор А.В. Полякова).

Ход урока

І. Организационный момент.

Учитель:

Я тетрадь свою открою
И наклонно положу
Я, Друзья, от вас не скрою
Ручку я вот так держу
Сяду прямо, не согнусь
За работу я возьмусь.

ІІ. Актуализация знаний.

Учитель: Прочитайте слова. Найдите общее в этих словах.

каток, каникулы, коньки

Дети: Во всех словах есть буква к.

Учитель: Охарактеризуйте звук, который обозначает буква к.

Дети: Согласный, глухой, парный, твёрдый в словах каток, каникулы и в слове коньки в первом слоге; согласный, глухой, парный, мягкий в слове коньки во втором слоге.

Учитель: Кто догадался, какую букву будем писать?

Дети: На минутке чистописания мы будем писать букву к.

1. Минутка чистописания. 

Учитель: Ребята, определите порядок следования букв в данном ряду:

Кка Ккб Ккв…

Дети: Дальше надо написать Ккг, Ккд; добавлять строчную букву по алфавиту.

Дети пишут в тетрадях.

2. Работа над текстом. (Текст записан на доске)

Кружатся снежинки холодном воздухе. Катаются дети коньках льду.

Учитель: Посмотрите на доску, прочитайте. Что, ребята, скажете?

Дети: Предложения неправильные, не хватает слов.

Учитель: Хорошо, давайте поставим слова.

Дети: Теперь получились красивые предложения и всё понятно.

Учитель: А что же за слова мы с вами поставили? Может быть, кто из вас знает, как называют эти слова в русском языке?

Дети: Предлоги.

ІІІ. Тема урока. Работа с новым материалом. 

Учитель: Как вы думаете, о какой новой части речи будет сегодня у нас разговор на уроке?

Дети: Мы сегодня, наверное, будем работать с предлогами.

(На доске написана тема урока.) Предлог – служебное слово.

Учитель: Прочитайте внимательно тему нашего урока. Вам всё понятно в этом предложении? Почему предлог называют служебным словом?

Дети: Он, наверное, служит в предложении.

Учитель: А для чего служат предлоги? Обратитесь к тексту, подумайте.

Дети: Без предлогов некрасивые были предложения, а когда мы их поставили, сразу всё понятно стало, и предложения красивыми стали. Они слова все в предложении как бы связали.

Учитель: Верно, ребята, предлоги служат для связи слов в предложении.

Учитель: Как пишутся предлоги с другими словами в предложении?

Дети: Мы учили, что маленькие слова в предложении пишутся отдельно от других слов, а предлоги ведь маленькие слова, значит, они пишутся раздельно.

Учитель: Ребята, как вы считаете, много предлогов в русском языке или мало?

Дети: Наверное, много.

Учитель: Предлогов в русском языке много. Чаще других употребляются следующие предлоги. (Показываю таблицу с предлогами).

ІV. Физминутка.

Учитель: Ребята, хотите отдохнуть? Я буду называть предлоги и имена существительные. Если я произнесу имя существительное, вы плавно поднимите руки вверх, потянитесь. Услышите предлог, разведите руки в стороны.

Учитель: Огонь, о, костёр, без, под, снег, ветер, около, дружба, над, день, про, крыло, об, сердце, за, гнездо, на, из, забота.

V. Работа с новым материалом (продолжение).

1 задание. Учитель: Прочитайте слова. Подумайте. Какие задания вы можете предложить?

(Слова написаны на доске)

резкий, гулял, в, лес, спрятались, по, пташки, за, гнездо, ветер

Дети: Составить предложения.

Дети: Разделить на группы.

Учитель: Разделите слова на группы по частям речи.

Ребята выполняют задание в тетради самостоятельно.

Проверка.

Дети: Получилось четыре группы. Прилагательное резкий; глаголы: гулял, спрятались; существительные: лес, пташки, гнездо, ветер; предлоги: в, по, за.

резкий          гулял          в          лес
    спрятались   по   пташки
        за   гнездо
            ветер

Учитель: Может быть ещё, предложите задание?

Дети: В каждый столбик добавить слова, чтобы столбики стали одинаковыми.

Учитель: Допишите.

Ребята дописывают каждый свои слова. Затем несколько человек зачитывают.

Учитель: В одну из групп вы определили предлоги. Прочитайте ещё их.

Учитель: Так что же такое предлог?

Дети: Предлог – это служебное слово.

Учитель на отдельной доске пишет: 1. Предлог – это служебное слово.

2 задание. ( Ребята работают в группах)

У каждой группы задание на карточках.

  • 1 группа. Зарубить _____ носу.
  • 2 группа. Льёт как _____ ведра.
  • 3 группа. Ушки _____ макушке.
  • 4 группа. Как снег ____ голову.
  • 5 группа. Душа уходит ____ пятки.

Учитель: Вставьте предлог и объясните значение образного выражения.

Проверка.

Дети: Зарубить на носу. Вставили предлог на. Зарубить на носу – это значит хорошо запомнить.

Дети: Льёт как из ведра. Вставили предлог из. Льёт как из ведра. Это сильно льёт. Проливной дождь.

Дети: Ушки на макушке.Вставили предлог на. Ушки на макушке. Это осторожным стать, прислушиваться.

Дети: Как снег на голову. Вставили предлог на. Как снег на голову. Значит, неожиданно пришёл или приехал.

Дети: Душа уходит в пятки.Вставили предлог в. Душа уходит в пятки. Мы думаем, что сильно испугался.

Учитель: Молодцы! Ребята, а могли бы объяснить значение выражения, если бы не вставили предлог?

Дети: Нет.

Учитель: Какую роль выполняет предлог в предложении?

Дети: Предлог служит для связи слов в предложении.

Учитель обращается к отдельной доске и записывает ответ детей под пунктом 2.

Учитель: Ребята, ещё какие открытия на уроке вы для себя сделали?

Дети: Предлогов в русском языке много и что пишутся предлоги с другими словами в предложении раздельно.

Учитель обращается к отдельной доске и записывает ответы детей под пунктом 3 и 4.

На отдельной доске появляется следующая запись:

  1. Предлог – это служебное слово.
  2. Служит для связи слов в предложении.
  3. В русском языке предлогов много
  4. Со словами в предложении пишутся раздельно.

VІ. Рефлексия.

На доске записано предложение:

Ребята (по) бежали (по) тропинке.

Учитель: Отнеситесь, пожалуйста, к этому предложению.

Учитель: Что заметили?

Дети: Есть два раза по.

Учитель: Как надо писать по- со словом бежали и со словом тропинке?

Выслушиваются ответы детей.

Учитель: А вы можете доказать сейчас?

Дети: Нет.

Учитель: Значит, всё ли вы открыли про предлог?

Дети: Нет.

Учитель: Ставлю вопрос (?) и на следующем уроке вы исследуете эту проблему и докажете, где –по- часть слова, а где по- предлог.

VІІ. Домашнее задание.

Учитель: Домашнее задание на карточке. Выберите любое из трёх заданий, которое вам понравится и выполните.

  1. Составитьпредложения на тему «Зима».
  2. «Сочинить» загадку про любое животное.
  3. Выполнить в тетради на стр. 15 упражнение 24.

VІІІ. Итог.

Учитель: Молодцы, ребята! Вы хорошо потрудились на уроке. Я рада, что вы сегодня старались особенно внимательно выслушивать ответы друг друга, хорошо размышляли и анализировали. Спасибо за урок!