Цель урока: Сформировать общее понятие о предлоге – служебном слове, его роли в русском языке.
Задачи:
- создать условия для развития логического мышления, внимания, речи;
- формировать интерес к изучению родного языка;
- воспитывать самостоятельность, уважительное отношение друг к другу.
Оборудование: таблица с предлогами, карточки с фразеологизмами, карточки со словами, карточки с домашним заданием, («Русский язык» 2 класс, автор А.В. Полякова).
Ход урока
І. Организационный момент.
Учитель:
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу
Я, Друзья, от вас не скрою
Ручку я вот так держу
Сяду прямо, не согнусь
За работу я возьмусь.
ІІ. Актуализация знаний.
Учитель: Прочитайте слова. Найдите общее в этих словах.
каток, каникулы, коньки
Дети: Во всех словах есть буква к.
Учитель: Охарактеризуйте звук, который обозначает буква к.
Дети: Согласный, глухой, парный, твёрдый в словах каток, каникулы и в слове коньки в первом слоге; согласный, глухой, парный, мягкий в слове коньки во втором слоге.
Учитель: Кто догадался, какую букву будем писать?
Дети: На минутке чистописания мы будем писать букву к.
1. Минутка чистописания.
Учитель: Ребята, определите порядок следования букв в данном ряду:
Кка Ккб Ккв…
Дети: Дальше надо написать Ккг, Ккд; добавлять строчную букву по алфавиту.
Дети пишут в тетрадях.
2. Работа над текстом. (Текст записан на доске)
Кружатся снежинки холодном воздухе. Катаются дети коньках льду.
Учитель: Посмотрите на доску, прочитайте. Что, ребята, скажете?
Дети: Предложения неправильные, не хватает слов.
Учитель: Хорошо, давайте поставим слова.
Дети: Теперь получились красивые предложения и всё понятно.
Учитель: А что же за слова мы с вами поставили? Может быть, кто из вас знает, как называют эти слова в русском языке?
Дети: Предлоги.
ІІІ. Тема урока. Работа с новым материалом.
Учитель: Как вы думаете, о какой новой части речи будет сегодня у нас разговор на уроке?
Дети: Мы сегодня, наверное, будем работать с предлогами.
(На доске написана тема урока.) Предлог – служебное слово.
Учитель: Прочитайте внимательно тему нашего урока. Вам всё понятно в этом предложении? Почему предлог называют служебным словом?
Дети: Он, наверное, служит в предложении.
Учитель: А для чего служат предлоги? Обратитесь к тексту, подумайте.
Дети: Без предлогов некрасивые были предложения, а когда мы их поставили, сразу всё понятно стало, и предложения красивыми стали. Они слова все в предложении как бы связали.
Учитель: Верно, ребята, предлоги служат для связи слов в предложении.
Учитель: Как пишутся предлоги с другими словами в предложении?
Дети: Мы учили, что маленькие слова в предложении пишутся отдельно от других слов, а предлоги ведь маленькие слова, значит, они пишутся раздельно.
Учитель: Ребята, как вы считаете, много предлогов в русском языке или мало?
Дети: Наверное, много.
Учитель: Предлогов в русском языке много. Чаще других употребляются следующие предлоги. (Показываю таблицу с предлогами).
ІV. Физминутка.
Учитель: Ребята, хотите отдохнуть? Я буду называть предлоги и имена существительные. Если я произнесу имя существительное, вы плавно поднимите руки вверх, потянитесь. Услышите предлог, разведите руки в стороны.
Учитель: Огонь, о, костёр, без, под, снег, ветер, около, дружба, над, день, про, крыло, об, сердце, за, гнездо, на, из, забота.
V. Работа с новым материалом (продолжение).
1 задание. Учитель: Прочитайте слова. Подумайте. Какие задания вы можете предложить?
(Слова написаны на доске)
резкий, гулял, в, лес, спрятались, по, пташки, за, гнездо, ветер
Дети: Составить предложения.
Дети: Разделить на группы.
Учитель: Разделите слова на группы по частям речи.
Ребята выполняют задание в тетради самостоятельно.
Проверка.
Дети: Получилось четыре группы. Прилагательное резкий; глаголы: гулял, спрятались; существительные: лес, пташки, гнездо, ветер; предлоги: в, по, за.
резкий | гулял | в | лес | |||
спрятались | по | пташки | ||||
за | гнездо | |||||
ветер |
Учитель: Может быть ещё, предложите задание?
Дети: В каждый столбик добавить слова, чтобы столбики стали одинаковыми.
Учитель: Допишите.
Ребята дописывают каждый свои слова. Затем несколько человек зачитывают.
Учитель: В одну из групп вы определили предлоги. Прочитайте ещё их.
Учитель: Так что же такое предлог?
Дети: Предлог – это служебное слово.
Учитель на отдельной доске пишет: 1. Предлог – это служебное слово.
2 задание. ( Ребята работают в группах)
У каждой группы задание на карточках.
- 1 группа. Зарубить _____ носу.
- 2 группа. Льёт как _____ ведра.
- 3 группа. Ушки _____ макушке.
- 4 группа. Как снег ____ голову.
- 5 группа. Душа уходит ____ пятки.
Учитель: Вставьте предлог и объясните значение образного выражения.
Проверка.
Дети: Зарубить на носу. Вставили предлог на. Зарубить на носу – это значит хорошо запомнить.
Дети: Льёт как из ведра. Вставили предлог из. Льёт как из ведра. Это сильно льёт. Проливной дождь.
Дети: Ушки на макушке.Вставили предлог на. Ушки на макушке. Это осторожным стать, прислушиваться.
Дети: Как снег на голову. Вставили предлог на. Как снег на голову. Значит, неожиданно пришёл или приехал.
Дети: Душа уходит в пятки.Вставили предлог в. Душа уходит в пятки. Мы думаем, что сильно испугался.
Учитель: Молодцы! Ребята, а могли бы объяснить значение выражения, если бы не вставили предлог?
Дети: Нет.
Учитель: Какую роль выполняет предлог в предложении?
Дети: Предлог служит для связи слов в предложении.
Учитель обращается к отдельной доске и записывает ответ детей под пунктом 2.
Учитель: Ребята, ещё какие открытия на уроке вы для себя сделали?
Дети: Предлогов в русском языке много и что пишутся предлоги с другими словами в предложении раздельно.
Учитель обращается к отдельной доске и записывает ответы детей под пунктом 3 и 4.
На отдельной доске появляется следующая запись:
- Предлог – это служебное слово.
- Служит для связи слов в предложении.
- В русском языке предлогов много
- Со словами в предложении пишутся раздельно.
VІ. Рефлексия.
На доске записано предложение:
Ребята (по) бежали (по) тропинке.
Учитель: Отнеситесь, пожалуйста, к этому предложению.
Учитель: Что заметили?
Дети: Есть два раза по.
Учитель: Как надо писать по- со словом бежали и со словом тропинке?
Выслушиваются ответы детей.
Учитель: А вы можете доказать сейчас?
Дети: Нет.
Учитель: Значит, всё ли вы открыли про предлог?
Дети: Нет.
Учитель: Ставлю вопрос (?) и на следующем уроке вы исследуете эту проблему и докажете, где –по- часть слова, а где по- предлог.
VІІ. Домашнее задание.
Учитель: Домашнее задание на карточке. Выберите любое из трёх заданий, которое вам понравится и выполните.
- Составитьпредложения на тему «Зима».
- «Сочинить» загадку про любое животное.
- Выполнить в тетради на стр. 15 упражнение 24.
VІІІ. Итог.
Учитель: Молодцы, ребята! Вы хорошо потрудились на уроке. Я рада, что вы сегодня старались особенно внимательно выслушивать ответы друг друга, хорошо размышляли и анализировали. Спасибо за урок!