Цель: Углубить знания детей по истории. Расширить представления учащихся о великих географических открытиях, изучая путешествие Афанасия Никитина в страну Индию.
Задачи: Познакомить с главными пунктами путешествия Афанасия Никитина – три моря (Каспийское море, Индийский океан, Чёрное море).
Развивать познавательные и творческие способности, умение работать с картой.
Воспитывать чувство уважения и гордости за русских мореплавателей. Способствовать сохранению и укреплению здоровья школьников, формировать потребность в здоровье и здоровом образе жизни.
Оборудование: учебник, музыка из индийского кинофильма, географическая карта полушарий, карточки с надписью событий и историческими датами, дидактический материал (ксерокопия карты с намеченным маршрутом путешествия Афанасия Никитина) кроссворд, иллюстрация с изображением Афанасия Никитина в Индии.
Ход урока
Организационный момент.
Фронтальная беседа.
(На доске в произвольном порядке расположены карточки с написанными историческими датами X-XV веков и событиями, происходившими в это время).
988 год – Первое упоминание о Москве. 1480 год – Батыево нашествие. 1147 год – Крещение Руси. 1237 год – Куликовская битва. 1380 год – Падение Ордынского ига. |
- Угадайте, о каком историческом событии идёт речь? Соотнесите историческое событие с тем годом, когда оно происходило.
“Жителей Киева собрали на берегу Днепра. Накануне княжеские слуги объехали весь город и оповестили, куда и когда нужно приходить. Князь Владимир объявил: “Если не придет, кто завтра на реку - будь то богатый или нищий, - да будет мне враг!” В назначенный день сам князь стоял на высокой горе и наблюдал за этим событием. Люди кто по пояс, кто по грудь входили в воду, некоторые были с младенцами на руках”.
(988 г. Крещение Руси)
“Из летописи известно, что суздальский князь Юрий, прозванный Долгоруким, послал черниговскому князю Святославу приглашение: “Приди ко мне, брате, в Москов!” Князья и их дружины встретились, держали совет, и Юрий как гостеприимный хозяин устроил в честь Святослава пир”.
(1147 г. Первое упоминание о Москве)
“Это событие принесло страшное опустошение и разорение Русской земле. На месте прекрасных городов оставались развалины и пожарища, на месте деревень - пепелища. Врываясь в города, захватчики в считанные дни уничтожали то, что создавалось десятилетиями: дворцы и терема, храмы и жилые строения. Не успевшие спрятаться в лесах горожане и сельские жители безжалостно истреблялись и угонялись в плен”.
(1237 г. Батыево нашествие)
“Летопись об этом событии повествует: “Была на Руси радость великая, но была и печаль великая по убитым от Мамая на Дону”.
(1380 г. Куликовская битва)
“Понял хан, что вступать в сражение бесполезно. Простоял он с войском на берегу реки Угры, пока не выдались, по словам летописца, “холод и великие морозы”. Но и по крепкому льду не решился хан преодолеть реку. Знал: не одолеть ему русских. И тогда хан счёл за лучшее подобру-поздорову убраться восвояси. Повернул он своё войско обратно”.
(1480 г. Падение ордынского ига)
Введение в тему.
Фронтальная беседа. .
Сбросив тяжкие татарские оковы, Россия обрела свободу, расцвела, богатела, расстраивалась, все больше расширялись её связи с другими странами.
- Как вы думаете, люди, какой профессии на Руси в XV веке всё больше интересовались миром? Почему?
Огромное желание вести торговлю с другими странами толкало купцов на трудные, опасные путешествия. В путешествие отправимся и мы, но сначала надо определить в какую страну. Подскажет вам музыка и танец.
(Звучит индийская музыка. Учащаяся исполняет танец)
- Как называется эта страна? (Индия)
Новый материал.
Работа с географической картой полушарий.
- Обратимся к географической карте полушарий. Республика Индия,
государство в Южной Азии, расположено на полуострове Индостан. Какие представления вызывает у вас слово “Индия”?
Рассказ учителя.
Первые сведения об Индии на Русской земле уходят в глубь веков: они встречались ещё в древних былинах, а также в русских летописях, относящихся ещё к XII веку. В России Индию представляли как страну, полную чудес, очень богатую, страну с таинственными животными, необыкновенными растениями и людьми. Одним из первых россиян, побывавших в этой стране и собравших богатые сведения о ней, был тверской купец Афанасий Никитин.
(Вывешивается иллюстрация с изображением Афанасия Никитина в Индии.) <Рисунок 1>
Проблемный вопрос.
С первых дней своего путешествия Никитин записывал свои впечатления и наблюдения в дневник. “Хождение за три моря”, - так называл он свои записки. Как вы думаете почему?
Работа с географической картой.
Обратимся к географической карте, пронаблюдаем путь, который совершил путешественник.
В 1466 году из Твери Никитин снарядил два корабля с товаром и вместе с другими купцами отправился в далёкое плавание вниз по реке Волге до Нижнего Новгорода. Затем проплыв через Каспийское море, Аравийское море (часть Индийского океана) путешественник высадился в индийском порту Чаул. В Индии он прожил около трёх лет. Возвращаясь на Родину, он пересёк Чёрное море. До Твери купец не добрался, по дороге, недалеко от Смоленска, умер от болезни.
Более подробно об этом путешествии в Индию вы узнаете из сообщений ребят.
Работа с географической картой и дидактическим материалом (ксерокопия карты с намеченным “маршрутом путешествия Афанасия Никитина”). <Рисунок 2>
Сообщения учащихся.
l-й ученик.
В XV веке русские купцы вели оживлённую торговлю со странами Востока. Осенью 1466 года из Москвы на родину возвращался посол Ширванского ханства. Услышав в Твери об этом, Афанасий Никитин и другие купцы решили присоединиться к каравану посла и поехать в Ширван торговать, так как путешествовать с посольством было удобнее и безопаснее. У посла была охрана, ему беспрепятственно выдавали грамоты на проезд.
Афанасий Никитин вместе с другими купцами поплыл в Нижний Новгород. Здесь он дождался посла и двинулся с ним вниз по Волге. Главой каравана купцы избрали Афанасия Никитина - предприимчивого, грамотного, смелого и бывалого человека.
2-й ученик.
Много приключений ожидало путешественников. Около Астрахани на караван напали татары и разграбили товар. Купцы продолжали плавание по Каспийскому морю (оно называлось Хвалынское). Во время бури один из кораблей выбросило на берег, береговые жители захватили купцов в плен.
Почти год пробыл в Дербенте Афанасий Никитин, пока не выручил из плена товарищей. Некоторые из освобождённых купцов вернулись на Русь. Никитин же вернуться на родину не мог: для торговли взял много товаров в долг, а потому возвращение домой грозило ему не только позором, но и его могли привлечь к суду как должника.
3-й ученик.
Являясь человеком любознательным, Никитин решил продолжить свой путь и попытать счастье в других странах. Путешественник отправился в Баку. Заработав немного денег, он переправился на южный берег Каспийского моря, в Персию. По древнему караванному пути он добрался до города Ормуза, расположенного на берегу Персидского залива. В то время это был один из самых богатых городов Азии, где пересекались торговые пути из Индии, Китая, Египта. Знакомясь с торговлей этого города, Афанасий пробыл здесь месяц.
В апреле Никитин поплыл через Аравийское море в Индию на большом судне таве, построенном без гвоздей. Трудным и опасным было это плавание. Высадился он в порту Чаул. Отсюда и началось трёхлетнее путешествие тверского купца по Индии.
Оздоровительная пауза. Дыхательная гимнастика.
Звучит приятная музыка. Мы с вами на берегу моря. Дует тёплый ветерок, тепло, приятно. Настроение очень хорошее. Давайте подышим морским воздухом.
- Вдох через нос, выдох через рот холодным воздухом, губы в трубочку. (2-3 раза)
- Вдох через нос, выдох через рот тёплым воздухом - со звуком “ха-а”. (2-3 раза)
- Три коротких вдоха через нос, плавный выдох через рот. (4 раза). Дыхание через левую ноздрю, правую закрыть пальцем, затем наоборот. (2 раза).
Мини-исследование текста.
Работа с учебником.
Многому удивлялся русский путешественник, осматривая город. Всё, чему он был свидетелем, он заносил в дневник. Предлагаю вам исследовать записи Афанасия Никитина из его дневника.
Расскажите, что его так поразило.
Сообщения учащихся.
4-й ученик.
Из Чаула Афанасий Никитин отправился в глубь страны. В городе Джунейре путешественник прожил два месяца, он застал начало периода летнего муссона, период дождей.
Он так описывал это явление: “...Всюду грязь и вода…дождь шёл день и ночь четыре месяца подряд...”. Афанасий был очень наблюдателен, он описывал диковинные растения и животных, подмечал и описывал обычаи и нравы населения. Говоря о пище народа, Никитин отмечал, что индийцы не едят мяса. Он стремился узнать и запомнить все, что можно из жизни чужого народа: обычаи, легенды.
Смелый, открытый и честный человек пришёлся по душе жителям Индии; с ним охотно беседовали, приглашали в гости.
5-й ученик.
Затем он отправился в город Бидар. В дневнике путешественника много страниц посвящено этому городу. Наряду с описанием жизни простых людей, Никитин описывал пышные выезды султана на прогулку, которого сопровождало тысячное войско, двести слонов в золотых покрывалах, триста коней, запряжённых в золочёные кареты. Афанасию удалось осмотреть дворец султана в восточной части города, и описать его в своём дневнике. Во дворце, рассказывает путешественник, семь ворот, и у каждых – по 100 сторожей и 100 писцов, которые записывают тех, кто входит и выходит.
Из Бидара Афанасий отправился в священный город Парват на праздник “ночь бога Шивы”. Русский путешественник очень точно и интересно описал это событие, на котором собиралось до 100 тысяч человек. Из Парвата Никитин снова вернулся в Бидар.
6-й ученик.
Много чудесных земель видел Афанасий Никитин, но ни одна земля не могла сравниться с землёй русской. Всё чаще ему вспоминалась Родина. “Нет в мире страны, подобно ей”, - писал он в своём дневнике. И в 1472 году он отправился в обратный путь.
На корабле он пересёк Чёрное море. Месяц буря трепала корабль, пока он не добрался до Кафы (так в старину называли город Феодосию). Здесь Никитин встретил русских купцов и вместе с ними отправился в Тверь, но по дороге, недалеко от Смоленска, умер от болезни.
Обобщение учителя.
Так закончилось “хождение за три моря” Афанасия Никитина. Дневник с его записями купцы передали в Москву, главному дьяку царя Ивана III. Дьяк распорядился включить эти записи в летопись.
Афанасий Никитин был одним из первых европейцев, который правдиво и подробно рассказал о далёкой Индии. Его “Хождение за три моря” - замечательный памятник русской литературы. Оно переведено на многие языки мира.
Именем Афанасия Никитина названа вершина крупного подводного горного массива в Индийском океане недалеко от экватора. В Твери на берегу Волги стоит памятник отважному русскому путешественнику.
Фронтальная беседа.
- Почему Афанасий Никитин назвал свои записки о путешествии “Хождение за три моря”?
- О каких трёх морях упоминает великий путешественник?
- Какое значение имело путешествие купца Афанасия Никитина?
Закрепление изученного материала.
Дидактическая игра.
- Разгадайте кроссворд и прочитайте ключевое слово. (Здоровье)
1. Один из самых богатых городов Азии в XV веке, в котором пересекались торговые пути из Индии, Китая, Египта. (Ормуза)
2. Об этой стране впервые правдиво и подробно рассказал русский путешественник Афанасий Никитин. (Индия)
3. В старину это море называлось Хвалынское. (Каспийское)
4. Море, является частью Индийского океана. (Аравийское)
5. Морское судно. (Корабль)
6. По этой реке Никитин отправился в путешествие. (Волга)
7. Город, в котором стоит памятник Афанасию Никитину. (Тверь)
8. По этому морю купец возвращался из Индии на Родину. (Чёрное)
Коллективное обсуждение.
- Как слово “здоровье” связано с темой нашего урока?
- Давайте мысленно перенесёмся в XV век и представим, как человек заботился о своём здоровье и укреплял его.
- А как в XXI веке люди должны укреплять свой организм.
Наш урок мне хотелось бы закончить стихотворением С.Маршака.
Пожелание друзьям.
Желаю вам цвести, расти
Копить, крепить здоровье,
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условие.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет,
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья всего хорошего.
А всё хорошее, друзья,
Даётся нам недёшево.
Выставление оценок.
Домашнее задание.