Урок обучения грамоте на основе коммуникативно-деятельного подхода "Знакомство с буквой М"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • познакомить с новой буквой «М»и звуками, которые она обозначает;
  • учить находить место звука в словах; читать слова с новой буквой;
  • создать оптимальные  условия для самореализации школьников;  
  • формировать способности к самоучению, саморазвитию;
  • воспитывать коммуникативную культуру, гуманные нравственные качества, интеллектуальные, эмоциональные способности учащихся в условиях коллективной учебной деятельности.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Самоопределение к деятельности. Актуализация знаний.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне; формирование положительной эмоциональной направленности учащихся «Хочу, потому что смогу».

Основные задачи учителя.

  • актуализация имеющихся знаний, способов действия в новых условиях;
  • формирование умения задавать вопросы;
  • развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся;
  • формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предоставление материала, позволяющего осуществить переход к изучению нового материала.
Дети всходят в класс под музыкальное сопровождение (эмоциональный настрой на работу)

– Сегодня у нас гости. Поздоровайтесь. Садитесь на свои места. Но мне кажется очень скучным, сидеть на одном месте. Может быть, попутешествуем? Можем ли мы…не выходя из класса, попутешествовать?
– Как, каким образом?
– А где можно найти эту страну?
– Вот и сегодня мы отправляемся в … сказку. (Слайд 2)

По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
Прямо в сказку прибежим. 

(Отрывок из мультфильма )

– Какие герои пожелают нам удачи сегодня? Давайте пригласим их к нам на урок. Пусть они поучатся вместе с нами. пожелаем нам всем удачи.

Вспоминают соответствующие учебные задачи, делают содержательные обобщения

Да! В своем воображении, фантазируя.

В страну фантазий.

В сказке.

 

 

 

 

 

Маша и Медведь

2. Этап целеполагания (определение учебной задачи обобщенного типа)

Основные задачи учителя:

  • формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием;
  • овладение обобщенными способами приобретения новых знаний: приемами постановки и определения проблемы, формулировки частной познавательной задачи, выделения в задаче известных и новых компонентов;
  • формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения;

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предоставляет “спорный” материал, создает готовность к предстоящей деятельности.

Давайте покажем нашим героям, как мы умеем шагать по слоговым дорожкам.
(Слоговая таблица. Слайд 3)
Первая группа шагает по верхней «дорожке» (читает верхнюю строку). Вторая группа – по средней дорожке (строке). Третья группа шагает по нижней «дорожке» (читает нижнюю строку)  (Чтение поочередное, по группам.)
– Для чего мы с вами прошли весь этот путь?
– Молодцы!
– Найдите «лишний» слог в своей строке. Поработайте группами. (Дети ищут лишний слог сообща и выставляют его на наборном полотне.)
– Первая группа – кто будет отвечать?
– Докажи, обоснуй свой ответ (по группам).

Проявляют познавательную инициативу. Главное – осознание возникшего интеллектуального затруднения, противоречия, дефицита знаний, вопросов, заданий. Осознание цели предстоящей дея   тельности.

Чтобы научиться хорошо читать.

Идет коолективное обсуждение поставленной задачи.
Мы считаем  ,что в это строке лишний слог «те».
В нем согласный мягкий звук, а в остальных – согласные твердые звуки. (аналогичные ответы дают уч-ся–представители из 2 и 3 групп).

3. Этап планирования

Основные задачи учителя:

  • формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал;
  • определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;
  • воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников;
  • формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах;

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предоставляет достаточное количество материала, побуждающего к высказыванию предложений о способах изучения данного объекта, предложение учащимся самим составить план.

ТЕМА (Слайд 4) Кто сможет прочитать, как герои оценили вашу работу?

– Молодцы!  Отправляемся дальше в путь. Героев с собой позовем? Давайте позовем девочку. А теперь позовем  второго героя. Позовите!

– Давайте Медведю подберем имя. Какое имя ему подойдёт?

– Позовем Машу!  Выделите первый звук в слове «Маша». Давайте произнесем его все вместе. Что можете о нем сказать? Докажите.

– Кто согласен с ответом? У кого другая точка зрения?

– Позовите Мишку. Выделите первый звук в слове «Мишка». Давайте его произнесем хором. Дайте характеристику этому звуку.

– Как на схемах различаем согласные твердый и мягкий звуки?

– Откройте тетради. Изобразите в них звуковые схемы слов «Маша, Мишка». (Слайд 5)
– Посмотрите на доску, сравните свои результаты с образцом. У кого такая схема к слову Маша? Сравните вторую схему. У кого такая же схема, у кого другая? (Слайд 6)
– Помощь тем, кто ошибся: «Помоги Диме найти и исправить ошибку».
– Дима, ты согласен?

– Давайте еще раз выделим 1-й звук в именах наших героев.«Маша», «Миша» – произнесем их.

– Кто догадался, что нового мы расскажем Маше и Мише об их именах?

Работа в группах.
Обобщение результатов наблюдения, составление плана предстоящей деятельности, выбор средств, необходимых для открытия “нового” знания.

Маша

Можем позвать только Машу, у медведя имени нет.

Миша

М-М-М
Это согласный твёрдый звук .При произнесении звука воздух встречает преграду.
Мь-мь-мь. При произнесении звука воздух встречает преграду во рту.

Согл. тв. – синим цветом, согл. мягк. – зеленым.

 

 

(Исправление ошибок, примерный ответ ученика «Я считаю, что в слове Мишка 2 слога, т.к. 2 гласные; 1-й слог ударный; он состоит из слияния согласного с гласным и примыкания согласного; 2-й слог – это слияние»)

 

 

 

В их именах есть звуки М и Мь. А записываются они одной и той же буквой – ЭМ. Познакомим их с новой буквой, которая обозначает звуки М и Мь

4 этап. “Открытие” нового знания (учебные действия по реализации плана)

Основные задачи учителя:

  • формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное;
  • развитие способности к обобщению;
  • воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи;
  • формирование способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;
  • формирование способности сравнивать свое планирование с итоговым коллективно составленным алгоритмом;
  • овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов;
  • формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах;
  • воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказывать и принимать помощь;

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности.
Формулирует обобщенные вопросы: Что мы узнали нового? Выполнение, каких действий приведет нас к решению учебной задачи?
Демонстрирует коллективно составленный алгоритм.
– Молодцы! (Слайд 7)
– Это буква «ЭМ». Давайте произнесем ее название все вместе.
– На что похожа буква «эм»?

– Встаньте в пары и возьмите своего соседа за руку. Что интересного заметили?

Физкультминутка

Под музыку дети представляют падающие снежинки закрытыми глазами. Открывают глаза и ловят падающие снежинки ладонями.

Зрительная гимнастика

Как называется новая буква?

– Ой, ребята, почему у нас на доске две одинаковые буквы?
– Наверное, это ошибка. Объясните! (Слайд 8)
(В каких случаях пишется заглавная буква?)

Откройте тетради. Напишите один раз букву М

(Слайд 9 – слоговые столбики с новой буквой)

– Прочитайте 1 слоговой столбик (2 чел.)
– Прочитайте 2 слоговой столбик (2 чел.)

– Как по-другому можно составить столбики? Объясните свой выбор.

(Слайд 10 – новые столбики)

– Прочитаем столбик, в котором согласные твердые. Как вы узнали, что согласные надо прочитать твердо?

– Прочитаем столбик, в котором согласные мягкие. Как вы узнали, что согласные надо прочитать мягко?
– Вы знаете, ребята, а Маша и Мишка тоже учатся в школе. Но в лесной, где им дают разные задания. Давайте проверим, все ли задания они выполнили верно.
(Слайд 11,12) Проверим Машу, проверим Мишу.
– С одним заданием наши герои не справились. Поможем им? Найдите спрятавшиеся слова.
(Слайд 13)
– Молодцы!

Обсуждают в группах варианты решения учебной задачи. Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других. Представители от групп сообщают о результатах коллективной поисковой работы, отвечают на вопросы учеников из других групп. Фиксируют на бумаге, доске свое “открытие”.
Оценивают правильность своих выводов, решений. Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов.
Обнаруживают закономерности, обобщают результаты наблюдения, составляют план действий – алгоритм.

 

 

У нас получилась буква «Эм»

 

 

 

эм

 

 

Нет, это не ошибка.  Они похожи формой и цветом. Но буквы различаются размером. Заглавная, большая, буква пишется в именах собственных и в начале предложения. Во всех остальных случаях пишется маленькая буква.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перенести в 1 столбик слог «МЫ», тогда в 1 столбике будут согласные твердые звуки, а во 2 – согл. мягкие.

Нам помогли гласные первого ряда.

Нам помогли гласные второго ряда.

6 этап. Рефлексия (итог урока)

Основные задачи учителя:

  • формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока;
  • вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.

 

 

Давайте вспомним, чему мы научили Машу и Мишку.

 

Что интересного они узнали на нашем уроке.
– А сейчас подберите слова с новыми звуками. Наши герои отнесут их в лесную школу. И пусть эти слова читают их друзья. Кладите слова на ладошку и опускайте в Мишкину корзину. (Слайд 14)

– А это важно, ребята, работать дружно?
– Оцените свою работу на уроке: поднимите фонарики те дети, кто доволен своей работой.
– Оцените работу одноклассников. Урок окончен. (Слайд 15)

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы. Могут отметить продуктивную работу группы.

Познакомили с новой буквой «ЭМ», кот. обозначает согласные звуки твердый /М/и /Мь/, правильно прочитать их помогают гласные 1 и 2 ряда.

Что из слогов можно составлять слова.
Отгадывали ребусы.
Научили их работать вместе с ребятами.

Да. Дружба помогает нам учиться.
Я старался: слушал внимательно, запоминал, помогал товарищу.