Мониторинг психолого-педагогической деятельности

Разделы: Иностранные языки


Современный учебно-воспитательный процесс в школе предполагает взаимодействие учителя с учащимися и с родителями, учащихся друг с другом. Способность учителя организовать педагогическое общение с учащимися определяет во многом эффективность современного учебно-воспитательного процесса по иностранным языкам, направленного на раскрытие личных способностей обучаемых и на овладение ими иностранным языком как средством межкультурного общения. Для того, чтобы знать, как протекает учебно-вопитательный процесс, создается система мониторинга – постоянного отслеживания хода образовательного процесса с целью выявления и оценивания его промежуточных результатов, факторов, повлиявших на них, а также принятия и реализация решений по регулированию и коррекции образовательного процесса.

Мониторинг – это не только процесс выявления отклонения от определенных стандартов, он предполагает отслеживание самих норм. Это значит, что механизм корректировки образовательных целей и путей их достижения, иными словами, необходим контроль за качеством знаний.

Мониторинг в обучении иностранным языкам является составной частью учебно-воспитательного процесса. Ведущей задачей мониторинга является установление соответствия между реальным уровнем сформированности у учащихся языковой, речевой и социокультурной компетенции на иностранном языке и требованиями программы. Учитель в результате осуществления мониторинга получает информацию о качестве своей работы, об эффективности тех или иных приемов и методов обучения. Для ученика значение мониторинга заключается в том, что он стимулирует деятельность, повышает мотивацию к учению, показывает движение вперед в обучении.

В учебно-воспитательном процессе мониторинг выполняет определенные функции:

– контролирующую;
– обучающую;
– управляющую;
– диагностическую;
– корректирующую;
– стимулирующе-мотивационную;
– оценочную;
– воспитывающую, развивающую, дисциплинирующую.

Мониторинг должен отвечать определенным качественным характеристикам:

– объективность – соответствие полученных результатов уровня сформированности коммуникативных умений и навыков эталону;
– адекватность – четкая целенаправленность контроля на определенный объект, т.е четкая дифференциация объектов короля, задач, приемов контроля;
– надежность – получение закономерных результатов.

Мониторинг должен быть плановым, регулярным, системным, экономичным (соразмерность времени).

В качестве видов мониторинга выделяют: текущий, промежуточный, итоговый.

Текущий контроль осуществляется на каждом уроке;

Промежуточный контроль – в конце серии уроков или четверти;

Итоговый контроль – в конце учебного года в каждом классе или в выпускных классах – итоговая аттестация.

Итак, мониторинг при обучении иностранными языками преследует цель не только выявить уровень сформированности у учащихся языковой компетенции, но и вовремя обнаружить проблему в знаниях учащихся и устранить их.

Направления, по которым проводится мониторинг при обучении иностранному языку:

Контроль по всем видам речевой деятельности:

  1. Контроль уровня сформированности лексико-грамматических навыков.
    А) Задания на множественный выбор;
    Б) Задания на трансформацию;
    В) Задания на прохождения и исправление лексических и грамматических ошибок.
    Т.е тестовые задания (подготовка к ЕГЭ 10–11-й кл.)
  2. Контроль уровня сформированности умений аудирования.
  3. Контроль уровня сформированности умений чтения.
  4. Контроль уровня сформированности письменных умений.
  5. Контроль уровня сформированности умений говорения.

Помимо контроля по основным видам речевой деятельности проводится мониторинг

  1. Участия учащихся в конкурсах, в предметных неделях. В олимпиадах (школьная, районная)
  2. Участие учащихся в научно-исследовательской проектной деятельности  (8Б, 9Б, 10Б, 11Б)
  3. Подготовка к итоговой атесации учащихся, к ЕГЭ (использование тестов 5-го по 11-й класс при обучении и контроле по всем видам речевой деятельности).

Направления, по которым проводится мониторинг в МО среди учителей иностранного языка.

  1. Анкетирование учителей (по составу МО)
  2. Учебно-методическая работа:
    А) работа по изучению, обобщению и внедрению передового опыта;
    Б) ознакомление с новинками методической, психолого-педагогической, научно-популярной литературы;
    В) организация открытых уроков;
    Г) методическое обеспечение учебного процесса;
    Д) использование педагогических технологий;
  3. Использование часов ШК и часов методической работы.
  4. Внеклассная, внешкольная работа.
  5. Повышение квалификации педагогов. (Систематически проводится работа. 1 раз в 5 лет учатся при МИОО, по зачетной системе; семинары, круглые столы).
  6. Аттестация педагогов.
  7. Использование программ, составление тематических планов.
  8. Работа по совершенствованию оснащения кабинетов.
  9. Анализ качества знаний, степени обученности учащихся по предмету.

В следующем учебном году планируется к выше перечисленным критериям включить следующее:

  1. Отчет о применении знаний, полученных при обучении на курсах
  2. Использование тестов при обучении всем видам речевой деятельности, при подготовке к ЕГЭ.
  3. Проводить мониторинг деятельности МО по всем перечисленным критериям.
  4. Мониторинг (анализ) работы над методической темой, где представляются результаты работы над темой.

Функции, которые выполняет мониторинг в учебно-воспитательном процессе:

– контролирующую;
– обучающую;
– управляющую;
– диагностическую;
– корректирующую;
– стимулирующе-мотивационную;
-оценочную;
– воспитывающую, развивающую, дисциплинирующую.

Качественные характеристики мониторинга:

– объективность
– адекватность
– надежность

Виды мониторинга:

– Текущий
– Промежуточный
– Итоговый

Направления, по которым проводится мониторинг при обучении иностранному язык:

Контроль по всем видам речевой деятельности:

  1. Контроль уровня сформированности лексикограмматических навыков.
  2. Контроль уровня сформированности умений аудирования.
  3. Контроль уровня сформированности умений чтения.
  4. Контроль уровня сформированности письменных умений.
  5. Контроль уровня сформированности умений говорения.

Направления, по которым проводится мониторинг в МО среди учителей иностранного языка.

  1. Анкетирование учителей (по составу МО)
  2. Учебно-методическая работа:
  3. Использование часов ШК и часов методической работы.
  4. Внеклассная, внешкольная работа.
  5. Повышение квалификации педагогов (Систематически проводится работа.1 раз в 5 лет учатся при МИОО, по зачетной системе; семинары, круглые столы).
  6. Аттестация педагогов.
  7. Использование программ, составление тематических планов.
  8. Работа по совершенствованию оснащения кабинетов.
  9. Анализ качества знаний, степени обученности учащихся по предмету.

Приложение 1