Современный учебно-воспитательный процесс в школе предполагает взаимодействие учителя с учащимися и с родителями, учащихся друг с другом. Способность учителя организовать педагогическое общение с учащимися определяет во многом эффективность современного учебно-воспитательного процесса по иностранным языкам, направленного на раскрытие личных способностей обучаемых и на овладение ими иностранным языком как средством межкультурного общения. Для того, чтобы знать, как протекает учебно-вопитательный процесс, создается система мониторинга – постоянного отслеживания хода образовательного процесса с целью выявления и оценивания его промежуточных результатов, факторов, повлиявших на них, а также принятия и реализация решений по регулированию и коррекции образовательного процесса.
Мониторинг – это не только процесс выявления отклонения от определенных стандартов, он предполагает отслеживание самих норм. Это значит, что механизм корректировки образовательных целей и путей их достижения, иными словами, необходим контроль за качеством знаний.
Мониторинг в обучении иностранным языкам является составной частью учебно-воспитательного процесса. Ведущей задачей мониторинга является установление соответствия между реальным уровнем сформированности у учащихся языковой, речевой и социокультурной компетенции на иностранном языке и требованиями программы. Учитель в результате осуществления мониторинга получает информацию о качестве своей работы, об эффективности тех или иных приемов и методов обучения. Для ученика значение мониторинга заключается в том, что он стимулирует деятельность, повышает мотивацию к учению, показывает движение вперед в обучении.
В учебно-воспитательном процессе мониторинг выполняет определенные функции:
– контролирующую;
– обучающую;
– управляющую;
– диагностическую;
– корректирующую;
– стимулирующе-мотивационную;
– оценочную;
– воспитывающую, развивающую, дисциплинирующую.
Мониторинг должен отвечать определенным качественным характеристикам:
– объективность – соответствие полученных результатов уровня сформированности коммуникативных умений и навыков эталону;
– адекватность – четкая целенаправленность контроля на определенный объект, т.е четкая дифференциация объектов короля, задач, приемов контроля;
– надежность – получение закономерных результатов.
Мониторинг должен быть плановым, регулярным, системным, экономичным (соразмерность времени).
В качестве видов мониторинга выделяют: текущий, промежуточный, итоговый.
Текущий контроль осуществляется на каждом уроке;
Промежуточный контроль – в конце серии уроков или четверти;
Итоговый контроль – в конце учебного года в каждом классе или в выпускных классах – итоговая аттестация.
Итак, мониторинг при обучении иностранными языками преследует цель не только выявить уровень сформированности у учащихся языковой компетенции, но и вовремя обнаружить проблему в знаниях учащихся и устранить их.
Направления, по которым проводится мониторинг при обучении иностранному языку:
Контроль по всем видам речевой деятельности:
- Контроль уровня сформированности
лексико-грамматических навыков.
А) Задания на множественный выбор;
Б) Задания на трансформацию;
В) Задания на прохождения и исправление лексических и грамматических ошибок.
Т.е тестовые задания (подготовка к ЕГЭ 10–11-й кл.) - Контроль уровня сформированности умений аудирования.
- Контроль уровня сформированности умений чтения.
- Контроль уровня сформированности письменных умений.
- Контроль уровня сформированности умений говорения.
Помимо контроля по основным видам речевой деятельности проводится мониторинг
- Участия учащихся в конкурсах, в предметных неделях. В олимпиадах (школьная, районная)
- Участие учащихся в научно-исследовательской проектной деятельности (8Б, 9Б, 10Б, 11Б)
- Подготовка к итоговой атесации учащихся, к ЕГЭ (использование тестов 5-го по 11-й класс при обучении и контроле по всем видам речевой деятельности).
Направления, по которым проводится мониторинг в МО среди учителей иностранного языка.
- Анкетирование учителей (по составу МО)
- Учебно-методическая работа:
А) работа по изучению, обобщению и внедрению передового опыта;
Б) ознакомление с новинками методической, психолого-педагогической, научно-популярной литературы;
В) организация открытых уроков;
Г) методическое обеспечение учебного процесса;
Д) использование педагогических технологий; - Использование часов ШК и часов методической работы.
- Внеклассная, внешкольная работа.
- Повышение квалификации педагогов. (Систематически проводится работа. 1 раз в 5 лет учатся при МИОО, по зачетной системе; семинары, круглые столы).
- Аттестация педагогов.
- Использование программ, составление тематических планов.
- Работа по совершенствованию оснащения кабинетов.
- Анализ качества знаний, степени обученности учащихся по предмету.
В следующем учебном году планируется к выше перечисленным критериям включить следующее:
- Отчет о применении знаний, полученных при обучении на курсах
- Использование тестов при обучении всем видам речевой деятельности, при подготовке к ЕГЭ.
- Проводить мониторинг деятельности МО по всем перечисленным критериям.
- Мониторинг (анализ) работы над методической темой, где представляются результаты работы над темой.
Функции, которые выполняет мониторинг в учебно-воспитательном процессе:
– контролирующую;
– обучающую;
– управляющую;
– диагностическую;
– корректирующую;
– стимулирующе-мотивационную;
-оценочную;
– воспитывающую, развивающую, дисциплинирующую.
Качественные характеристики мониторинга:
– объективность
– адекватность
– надежность
Виды мониторинга:
– Текущий
– Промежуточный
– Итоговый
Направления, по которым проводится мониторинг при обучении иностранному язык:
Контроль по всем видам речевой деятельности:
- Контроль уровня сформированности лексикограмматических навыков.
- Контроль уровня сформированности умений аудирования.
- Контроль уровня сформированности умений чтения.
- Контроль уровня сформированности письменных умений.
- Контроль уровня сформированности умений говорения.
Направления, по которым проводится мониторинг в МО среди учителей иностранного языка.
- Анкетирование учителей (по составу МО)
- Учебно-методическая работа:
- Использование часов ШК и часов методической работы.
- Внеклассная, внешкольная работа.
- Повышение квалификации педагогов (Систематически проводится работа.1 раз в 5 лет учатся при МИОО, по зачетной системе; семинары, круглые столы).
- Аттестация педагогов.
- Использование программ, составление тематических планов.
- Работа по совершенствованию оснащения кабинетов.
- Анализ качества знаний, степени обученности учащихся по предмету.