Цель: стимулирование речевой активности детей раннего возраста.
Задачи.
- Образовательные:
– активизировать, уточнять и
расширять словарь по теме “Вода”;
– формировать подражания жестам и речи
взрослого;
– закреплять правильное, отчетливое
произношение звукоподражаний.
- Коррекционно-развивающие:
– развивать физиологическое и речевое
дыхание;
– развивать фонематическое восприятие;
– развивать зрительное и слуховое внимание;
– развивать мелкую мускулатуру пальцев рук,
координацию движений и ориентировку в
пространстве;
– развивать понимание речи.
- Коррекционно-воспитательные:
– воспитывать бережное отношение к
воде;
– воспитывать доброжелательные отношения,
навыки взаимодействия и сотрудничества.
Оборудование: голубой шифоновый шарф на светильнике; ребристая голубая доска; бассейн; пинг-понговые шарики; сачки; ведерки с формочками; шумовые разноцветные (красная, зеленая, синяя, желтая) бутылочки; пенопленовые капельки; магнитофон; тазы с теплой и холодной водой; бумажные разноцветные кораблики; маленькие игрушки (киндер-сюрприз); индивидуальные полотенца; опрыскиватели.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Звучит музыка. На включенный светильник накинут голубой шифоновый шарф. Голубой цвет положительно влияет на организм ребенка, оказывает успокаивающее действие, расслабляющий эффект, снижение спазмов. На полу лежит ребристая голубая доска.
По дорожке пройдись
В мире “водном” очутись.
2. Игра “Поймай-ка”
– вылавливание шариков из воды (бассейна).Ой, и правда очутились в водном мире.
– Что это такое? (бассейн)
– Что в бассейне? (водичка)
– Посмотрите на водичку, что это? (шарики)
– Что они делают? (плавают)
– Будем их вылавливать? (да) Я приготовила вам волшебными сачки. Возьмите по одному сачку.
– Нужно нам все шарики из бассейна выловить и положить в миску.
Сачок в руку возьмем
И шарик понесем.
– Молодцы, все шарики выловили!
3. Игра “Ведерки с формочками”
– переливание воды из одной емкости в другую.– Что стоит рядом с бассейном? (ведерки с формочками)
– Какие ведерки? (желтые, красные, пустые)
– Будем переливать воду в ведерко? (да) Смотрите, как я переливаю водичку в ведерко. Берите формочку, делайте, как я.
Формочку в руку возьмем
И водичку понесем,
Ее в ведерко перельем,
Звук [С] произнесем.
Дети, переливая водичку из формочки в ведерко, произносят звук [с].
– Молодцы!
4. Игра “Шумовые бутылочки”.
На столе стоят разноцветные бутылочки, которые наполнены водой.
– А вы, знаете, водичка шуметь умеет.
– Что это? (бутылочки)
– Что в бутылочках? (водичка)
– Потрясите бутылочкой, послушайте, как она шумит. Делайте, как я. Ш-ш-ш-ш – водичка шумит.
Дети трясут бутылочкой над столом и произносят звук [ш].
– Молодцы!
5. Игра
“Кап – кап”.– Мы так сильно трясли – трясли бутылочками, что водичка немного вылилась, разлилась, расплескалась в разные стороны и появились капельки на столе.
На столе лежат пенопленовые капельки, закрытые салфеткой.
На капельку пальчиком нажмем
И слово “кап” произнесем.
– Молодцы!
6. Музыкальная пауза.
– Теперь мы немного отдохнем, возьмите свой “Коврик – островок”. Ляжем на “Коврики – островки”, закроем глазки, послушаем музыку и отдохнем.
Дети занимают удобную произвольную позу на коврике и слушают музыку “водички”.
7. Игра “Подуй на кораблик”.
На столе стоят два таза: холодная и теплая водичка, рядом лежат на подносе, закрытые салфеткой бумажные цветные кораблики.
– Что это? (водичка)
– Вытянем губки “Трубочкой”, щечки не надуваем, плечики не поднимаем. Подуем на водичку, чтобы появились волны.
Ветерок сильно подул
И кораблик нам надул.
Педагог показывает бумажные цветные кораблики и раздает детям.
– На воду опустим кораблик, вытянем губки “Трубочкой”, щечки не надуваем, плечики не поднимаем. Подуем на кораблик, он и поплывет.
Ветерок по водичке гуляет
И кораблики наши подгоняет.
Дети индивидуально дуют на воду, кораблики.
– Молодцы!
8. Игра “Буль – буль”
– бросание маленьких игрушек (киндер-сюрприз) в воду.– Что это? (маленькие игрушки)
– Теперь возьмем маленькие игрушки, будем их в водичку бросать и говорить “Буль”.
Игрушку в воду бросим
И “Буль” мы произносим.
– Молодцы!
9. Игра “Здесь водичка холодненька…”
[1].– А теперь игрушки со дна поднимем сначала из одного тазика, а затем из другого. Какая водичка в первом тазике, а во втором?
Здесь водичка холодненька,
Здесь – тепленька,
Здесь – холодненька,
Здесь – тепленька.
– Возьмем полотенце и вытрем свои ручки, чтоб сухими стали.
10. Игра “Мини-фонтан”.
На столе стоит цветок – фикус.
– Что это? (комнатное растение, называется “Фикус”)
– Какое оно? (большое, высокое, зеленое)
– Какие листочки? (зеленые, широкие)
– Все растения хотят пить. Возьмите опрыскиватель и опрыскайте листочки “Фикуса”, чтобы легче дышалось ему. Произносим: “Пыш – пыш – пыш”.
– Молодцы!
11. Игра “Водичка” – координация речи с движением.
По показу педагога дети выполняют движения.
Буль, буль, буль, журчит водица
Все ребята любят мыться
Руки с мылом мы помыли.
Нос и щеки не забыли.
Не ленились вымыть уши.
Дружно вытерлись посуше.
12. Итог занятия.
– Спасибо, хочу вас поблагодарить и капельку-конфетку вручить.
Литература
- Разенкова Ю.А. Игры с детьми младенческого возраста. – М.: Школьная Пресса, 2003.
- Самые маленькие в детском саду. (Из опыта работы московских педагогов) / Авт.-сост. В. Сотникова. М., ЛИНКА-ПРЕСС. 2005.