Цели:
образовательные
- закреплять умения “видеть” орфограмму в корне слова с безударной гласной и объяснять её написание;
- уметь пользоваться правилом написания безударных гласных в корне, основываясь на алгоритм;
- повторить ранее изученные орфограммы;
- обогащать словарный запас слов учащихся; прививать умение делать обобщение, выводы, аргументировать свои ответы;
- обучать использованию наиболее точных слов в выражении своих мыслей;
развивающие
- развивать логическое мышление , внимание память, познавательные способности учащихся, развивать орфографическую зоркость, продолжать работу по развитию речи учащихся;
- развивать самоконтроль, взаимопроверку.
Воспитательные
- воспитывать культуру поведения на уроке, аккуратность, самостоятельность, терпение друг к другу.
- воспитывать интерес к изучаемому предмету.
Необходимое оборудование и материалы: учебники, тетради, компьютер, проектор, экран, алгоритм правописания безударных гласных в корне слова и тест для каждого ученика, мяч, меч-сабля, карточки – картинный словарь, аудиозапись концерта А.Вивальди “Времена года” (“Весна).
Ход урока
I. Самоопределение к деятельности.
Ребята, давайте поприветствуем гостей, которые пришли сегодня к нам на урок.
Улыбнёмся друг другу, пожелаем хорошего настроения всем и начнём урок.
Проверка записи числа и классной работы с доской.
На доске:
Скв-рцы, к-пель, в-есенний, отт-пель.
Какое слово лишнее в ряду? (Весенний)
Почему? (Имя прилагательное)
Что объединяет все эти слова? (Орфограмма “безударная гласная”)
Попробуем выяснить, какие гласные надо вставить вместо пропусков.
Сформулируйте тему сегодняшнего нашего урока.
Слайд №1. Тема урока.
Какие задачи мы сегодня перед собой поставим?
Сегодня на уроке мы снова будем закреплять наши умения “видеть” орфограмму в корне слова с безударной гласной и объяснять её написание.
Слайд 2.
Прочитаем наш девиз:
С малой удачи начинается большой успех.
Выполним упражнение, которое улучшит ваше внимание и речь: вы должны мягко завернуть ушки от верхней точки до мочки (3 раза)
Молодцы! Удачи вам!
Разминка “Да” или “Нет”.
- В алфавите 33 буквы? (Да).
- Все живущие в воде рыбы? (Нет).
- Все глухие и звонкие согласные образуют пары? (Нет).
- Гласный звук образует слог? (Да).
- Мухомор съедобный гриб? (Нет).
- В слове енот 5 звуков? (Да)
- После буквы “Ж” всегда пишется “И”? (Да).
II. Актуализация знаний.
Какая самая сложная орфограмма в русском языке?
(Безударная гласная).
Почему?
(Безударная гласная самая распространённая: встречается во всех частях речи.
Надо хорошо знать смысловое значение слова).
Слайд №3. У п_сьма св_и с_креты.
(По щелчку) – Картинка “Подумай”
Прочитайте предложение.
– Какое слово в предложении с секретом?
Почему?
(Секрет. Это словарное слово).
В чём его секрет? (Его нельзя проверить ударением, поэтому его надо запомнить или проверить по словарю)
В каком словаре можно проверить написание слов? (В орфографическом словаре).
– Почему он так называется? (Именно по нему мы проверяем орфограммы).
– Вы дома работали с орфографическим словарём, какую безударную гласную надо писать в слове “секрет”?
(По щелчку – вставляется буква “е” в слово “секрет”;
2) выходит слово “секрет”).
(Дети пишут слово “Секрет.)
Картинный словарь. (8 слов). Сейчас мы с вами запишем несколько словарных слов, подчеркнём безударную гласную, непроверяемую ударением.
Слайд №4.
Ворона, алфавит, заяц, карандаш, медведь, морковь, пенал, щенок.
Проверка: дети меняются тетрадями, взаимопроверка.
По щелчку – проверка
– Кто написал слова правильно? Молодцы!
– Кто ошибся? Придётся вам ещё раз повторить словарные слова.
– Что нам делать, если мы забыли или не знаете, как пишется слово – какая книга вам подскажет? (Орфографический словарь).
Слайд №5. Орфографические словари.
– Какой секрет надо знать, чтобы найти слово в словаре?
Щелчок. Все слова записаны в словаре в алфавитном порядке.
Сценка – диалог. (2 ученика у доски).
Илья: “Знаете, ребята, у меня очень плохое настроение, потому что поссорился со своим другом Васей. Вчера положил ему в почтовый ящик записку. Я ему написал: “Вася, выходи вечером гулять с мечом”. (В руках мяч).
Вася:
“Выхожу вечером во двор с мечом (в руках у мальчика игрушечная сабля), а Илья говорит:
“Зачем ты принёс меч? Мы же будем играть в футбол?”
Вася: “Ты же сам мне велел!” (Сердится, уходит).
Илья. (Недоумённо) “ Чего он не понял?”
Как вы думаете, из-за чего возникло недоразумение? (Ответы детей).
Слайд №6. Каким правилом не умеет пользоваться Илья? (Не умеет проверять безударную гласную в корне слова).
Давайте ему поможем.
Каким словом надо проверить слово c “мячом”, если он собирался играть в футбол? ( Объяснение ученика – словом…мяч)!
По щелчку проверка.
Каким словом надо проверить слово с “мечом”, если дети собирались “сражаться” на мечах. (Объяснение ученика – словом …меч).
По щелчку проверка.
Вывод. Правило. Как надо проверить безударную гласную в корне слова?
(Чтобы проверить безударную гласную в корне слова надо подобрать однокоренное слово, в котором безударный гласный будет стоять под ударением).
Убедились, как из-за одной неправильно написанной буквы может измениться смысл не только слова, но и всего высказывания.
По щелчку – появляется предложения.
Спишем два предложения.
Игры в мяч не только интересны, но и полезны. Они развивают силу, ловкость, глазомер.
(Дети пишут)
Проверка:
- Найдите слова, в которых есть орфограмма “безударная гласная в корне”. (полезны – польза, Они – он, развивает – развитие, ловкость –ловок, глазомер –глаз)
- Найдите слово с безударной гласной, непроверяемой ударением. (Интерес) Запишите это слово на первую строку к слову “Секрет”.
- На какие ещё орфограммы надо обратить внимание, чтобы не ошибиться в правописании?
- Объясните постановку знаков препинания в предложении.
III. Первичное закрепление.
Слайд №7.
Вернёмся к предложению со словом “Секрет”.
У п –сьма св_и секреты.
Прочитайте предложение.
Спишите, вставьте пропущенные буквы.
Проверка: дети с места комментируют написание орфограмм с места).
По щелчку вставляется буква “И” в слово “письма”.
По щелчку вставляется буква “О” в слово “свои”.
О каких секретах идёт речь?
(Ответы детей:
– надо знать правило, как проверяется орфограмма “безударная гласная в корне”.
– написание словарных слов надо проверять по орфографическому словарю).
Слайд №8.
Физминутка.
На болоте две лягушки,
Две зелёные подружки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет –
Всем друзьям физкульт-привет!
IV. Вторичное закрепление, построенное на развитие речи учащихся, на обогащение словарного запаса.
Слайд № 9.
1. Отгадайте загадку. (НА слух)
Ст-ят ст-лбы белые,
На них шапки з-лёные,
Летом м-хнатые,
З-мой сучковатые,
Где -ни ст-ят, там и шумят.
(Дети отгадывают.)
По щелчку – появляется отгадка – берёза.
- Дети выписывают слова с пропущенной орфограммой. Ставят ударение, выделяют корень.
- По щелчку: Проверка, Доказать, почему вставил именно эту гласную, а не другую. Стоят, столбы, зелёные, мохнатые, зимой, они).
- Какое слово с безударной гласной в корне нельзя проверить ударением? (берёза).
- На какие другие правила встретились нам слова в загадке? (Шапки, сучковатые -ЧК-).
Как вы думаете, почему я вам загадала загадку именно о берёзе?
Давайте вспомним, что мы знаем о берёзе?!
Слайд №10.
А вот что я знаю о берёзе.
У неё одной из деревьев серебристо-белый ствол.
После лесных пожарищ на пепелище первой вырастает берёза.
Люди, звери и птицы с удовольствием пьют сок берёзы.
Из бересты люди плетут лукошки и туески.
На Руси всегда любили белоствольную красавицу-берёзу. Её называли деревом счастья. Берёза считается символом нашей Родины.
1) Давайте подберём к слову “ берёза” родственные слова, выделим корень, подчеркнём безударную гласную непроверяемую ударением.
– Какие слова мы называем родственными?
(Ученик работает у доски, дети работают и помогают, если нужна поддержка).
Берёза – берёзка, берёзонька, берёзовый, подберёзовик.
ПРОВЕРКА с доской. Разобрать слова по составу.
2) Давайте ещё раз уточним способы проверки безударных гласных в корне слова.
У вас на партах лежит алгоритм правописания безударных гласных в корне. Нам он очень пригодится в следующей работе.
Давайте повторим, как надо с ним работать.
Слайд №11.
Работа с алгоритмом
Безударная гласная в корне слова.
Алгоритм проверки.
- Прочитай слово, поставь ударение.
- Определи, в какой части слова находится безударный гласный. Выдели корень и безударный гласный.
- Для проверки гласного измени слово или подбери однокоренное, чтобы проверяемый гласный стоял под ударением.
- Напиши в слове такую же гласную, как и в проверочном.
- Обозначь орфограмму.
3) (1-е предложение записано на доске).
Прочитайте первое предложение.
На кр-ю п-лянки вес-ло ш-лестят л-сточками б-рёзки.
(Ученик у доски)
Прочитайте предложение.
Давайте назовём пропущенные орфограммы, опираясь на алгоритм правописания безударных гласных в корне.
Проверку будем делать с конца предложения.
Скажите, какому гласному звуку, ударному или безударному живётся лучше?
(Ударному гласному звуку живётся лучше – все его отлично слышат и правильно пишут нужную букву).
А как же быть безударному бедняжке? (Ставить его в сильную позицию, проверять ударением).
– Давайте ему поможем: будем ставить его под ударение, и он в благодарность так отчётливо зазвучит, что правильно написать слово не составит труда.
Зрительный диктант.
– Ещё раз внимательно прочитайте предложение, запомните его.
Закройте глаза и представьте это предложение зрительно.
(Запись закрывается).
Запишите предложение по памяти.
Слайд №12.
Проверка.
Что мы с вами записали? (Предложение).
Докажите, что это предложение.
Давайте найдём и подчеркнём главные члены предложения, определим какой частью речи они выражены.
4. По щелчку выходит второе предложение.
Они перепутались шелковистыми ветвями.
Прочитайте второе предложение.
Я открою вам секрет. В этом предложении допущена ошибка. Слова все написаны правильно, но одно употреблено здесь неуместно.
– Мы с вами будем сейчас снова учиться заменять слова более точными и выразительными.
– Как вы думаете, какое слово надо заменить, чтобы усилить выразительность предложения. Сделать его более красивым.
– У кого какие предположения? Давайте поразмышляем.
“Перепутались шелковистые веточки”…
“Перепутаться” – это слово более уместно в разговорной речи, а у нас текст художественный, значит, нам это слово надо заменить на более красивое и выразительное.
Кто знает каким? ( Веточки могут друг с другом только переплестись).
(Стирается с доски “перепутались”, пишется слово “переплелись”)
Запишите второе предложение.
Какие орфограммы встретились нам в этом предложении?
(Они – он, приставка пере– в слове “переплелись”, шелковистыми – шёлк, ветвями – ветви).
– Давайте устно добавим несколько предложений к нашим двум.
Что у нас получилось? (Текст).
Ответы детей.
По щелчку – выход текста.
(Так и хочется подойти к берёзке и присесть рядом с ней в прохладный тенёчек. Послушать, как шелестят её листочки, прижаться к гладкому белому стволу).
Докажите, что это текст.
Как можно его озаглавить?
Физминутка.
– Сядьте прямо, расслабьтесь, улыбнитесь. Вы хорошо дома поработали над словом улыбка, выясняя его значение.
Посмотрите, какая замечательная выставка разных улыбок у нас получилась.
Ведь именно улыбка становится признаком добрых отношений между людьми.
Слайд №13.
Владимир Алексеевич Солоухин писал, что у человека всё предназначено для самого себя: глаза – чтобы смотреть и находить, рот – чтобы поглощать пищу. Всё нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна, она предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо.
Давайте улыбнёмся друг другу и продолжим наш урок.
V. Развитие умений.
А теперь выполним упражнение. Вам понадобятся и внимание, и память, и умение быть сосредоточенными.
(Запись сделана на доске)
Лес | река |
Мост | пятно |
Дерево | вода |
Шум | грибы |
Сок | грачи |
Задание:
- Прочитайте слова из 1-го столбика.
- Прочитайте слова из 2-го столбика.
Объясните написание орфограмм в словах с пропуском.
Какие пары слов из этих двух столбиков можно объединить по смыслу.
(Ученик у доски рассуждает: грибы растут в лесу. Через реку есть мост. На дереве грачи. Шум от воды. От сока пятно).
(Ученик садится на место, дети самостоятельно выполняют задание).
Самостоятельная работа.
4) Я сейчас сотру слова из 2-го столбика. Запомните их и запишите по памяти, опираясь на 1-ый столбик. Рядом запишите проверочные слова, обозначьте орфограмму (т.е. выделите корень).
Слайд 14.
Проверка.
По щелчку выходят слова в парах, дети проверяют, исправляют, если ошиблись.
(Должна получиться запись:
Грибы – гриб
река – реки
грачи – грач
вода – воды
пятно – пятна).
– Какой вывод можем сделать? В написании каких гласных мы чаще допускаем ошибки?
Слайд 15. “Листики”.
Нам берёзка в подарок за хорошую работу прислала листочки.
Вот только не пойму, почему на них написаны буквы.
Какое правило мы применяем при написании таких слов с этими гласными, если они стоят в слабой позиции.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
(У каждого ученика отпечатан текст)
Слайд №16.
Дети выполняют задание.
По щелчку – проверка – правильный ответ.
Слайд №17.
Дети проверяют задание 1-го столбика.
По 1-му щелчку выходит задание.
По 2-му щелчку выходит ответ. Дети проверяют.
Проверка слов 2-го столбика.
По 1-му щелчку выходит задание.
По 2-му щелчку выходит ответ. Дети проверяют.
Дети выполняют задание.
Проверка Слайд № 18.
VII.
Рефлексия деятельности.Какую цель ставили на уроке?
Каким способом мы её решали?
Где можно применить новое знание?
Слайд №19.
Дерево ценят по плодам, а человека по его делам.
Прочитайте пословицу.
Объясните значение этой пословицы.
(Если дерево даёт щедрые плоды и их много – это полезное дерево. И если человек хорошо трудится, значит, он приносит пользу. Его уважают и ценят).
Молодцы, вы тоже хорошо потрудились, получили хорошие знания, которые вам пригодятся в дальнейшей учёбе.
Слайд №20.
МОЛОДЦЫ!