Проверяемая и непроверяемая безударная гласная в корне слова. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

образовательные

  • закреплять умения “видеть” орфограмму в корне слова с безударной гласной и объяснять её написание;
  • уметь пользоваться правилом написания безударных гласных в корне, основываясь на алгоритм;
  • повторить ранее изученные орфограммы;
  • обогащать словарный запас слов учащихся; прививать умение делать обобщение, выводы, аргументировать свои ответы;
  • обучать использованию наиболее точных слов в выражении своих мыслей;

развивающие

  • развивать логическое мышление , внимание память, познавательные способности учащихся, развивать орфографическую зоркость, продолжать работу по развитию речи учащихся;
  • развивать самоконтроль, взаимопроверку.

Воспитательные

  • воспитывать культуру поведения на уроке, аккуратность, самостоятельность, терпение друг к другу.
  • воспитывать интерес к изучаемому предмету.

Необходимое оборудование и материалы: учебники, тетради, компьютер, проектор, экран, алгоритм правописания безударных гласных в корне слова и тест для каждого ученика, мяч, меч-сабля, карточки – картинный словарь, аудиозапись концерта А.Вивальди “Времена года” (“Весна).

Ход урока

I. Самоопределение к деятельности.

Ребята, давайте поприветствуем гостей, которые пришли сегодня к нам на урок.

Улыбнёмся друг другу, пожелаем хорошего настроения всем и начнём урок.

Проверка записи числа и классной работы с доской.

На доске:

Скв-рцы, к-пель, в-есенний, отт-пель.

Какое слово лишнее в ряду? (Весенний)

Почему? (Имя прилагательное)

Что объединяет все эти слова? (Орфограмма “безударная гласная”)

Попробуем выяснить, какие гласные надо вставить вместо пропусков.

Сформулируйте тему сегодняшнего нашего урока.

Слайд №1. Тема урока.

Какие задачи мы сегодня перед собой поставим?

Сегодня на уроке мы снова будем закреплять наши умения “видеть” орфограмму в корне слова с безударной гласной и объяснять её написание.

Слайд 2.

Прочитаем наш девиз:

С малой удачи начинается большой успех.

Выполним упражнение, которое улучшит ваше внимание и речь: вы должны мягко завернуть ушки от верхней точки до мочки (3 раза)

Молодцы! Удачи вам!

Разминка “Да” или “Нет”.

  1. В алфавите 33 буквы? (Да).
  2. Все живущие в воде рыбы? (Нет).
  3. Все глухие и звонкие согласные образуют пары? (Нет).
  4. Гласный звук образует слог? (Да).
  5. Мухомор съедобный гриб? (Нет).
  6. В слове енот 5 звуков? (Да)
  7. После буквы “Ж” всегда пишется “И”? (Да).

II. Актуализация знаний.

Какая самая сложная орфограмма в русском языке?

(Безударная гласная).

Почему?

(Безударная гласная самая распространённая: встречается во всех частях речи.

Надо хорошо знать смысловое значение слова).

Слайд №3. У п_сьма св_и с_креты.

(По щелчку) – Картинка “Подумай”

Прочитайте предложение.

– Какое слово в предложении с секретом?

Почему?

(Секрет. Это словарное слово).

В чём его секрет? (Его нельзя проверить ударением, поэтому его надо запомнить или проверить по словарю)

В каком словаре можно проверить написание слов? (В орфографическом словаре).

– Почему он так называется? (Именно по нему мы проверяем орфограммы).

– Вы дома работали с орфографическим словарём, какую безударную гласную надо писать в слове “секрет”?

(По щелчку – вставляется буква “е” в слово “секрет”;

2) выходит слово “секрет”).

(Дети пишут слово “Секрет.)

Картинный словарь. (8 слов). Сейчас мы с вами запишем несколько словарных слов, подчеркнём безударную гласную, непроверяемую ударением.

Слайд №4.

Ворона, алфавит, заяц, карандаш, медведь, морковь, пенал, щенок.

Проверка: дети меняются тетрадями, взаимопроверка.

По щелчку – проверка

– Кто написал слова правильно? Молодцы!

– Кто ошибся? Придётся вам ещё раз повторить словарные слова.

– Что нам делать, если мы забыли или не знаете, как пишется слово – какая книга вам подскажет? (Орфографический словарь).

Слайд №5. Орфографические словари.

– Какой секрет надо знать, чтобы найти слово в словаре?

Щелчок. Все слова записаны в словаре в алфавитном порядке.

Сценка – диалог. (2 ученика у доски).

Илья: “Знаете, ребята, у меня очень плохое настроение, потому что поссорился со своим другом Васей. Вчера положил ему в почтовый ящик записку. Я ему написал: “Вася, выходи вечером гулять с мечом”. (В руках мяч).

Вася:

“Выхожу вечером во двор с мечом (в руках у мальчика игрушечная сабля), а Илья говорит:

“Зачем ты принёс меч? Мы же будем играть в футбол?”

Вася: “Ты же сам мне велел!” (Сердится, уходит).

Илья. (Недоумённо) “ Чего он не понял?”

Как вы думаете, из-за чего возникло недоразумение? (Ответы детей).

Слайд №6. Каким правилом не умеет пользоваться Илья? (Не умеет проверять безударную гласную в корне слова).

Давайте ему поможем.

Каким словом надо проверить слово c “мячом”, если он собирался играть в футбол? ( Объяснение ученика – словом…мяч)!

По щелчку проверка.

Каким словом надо проверить слово с “мечом”, если дети собирались “сражаться” на мечах. (Объяснение ученика – словом …меч).

По щелчку проверка.

Вывод. Правило. Как надо проверить безударную гласную в корне слова?

(Чтобы проверить безударную гласную в корне слова надо подобрать однокоренное слово, в котором безударный гласный будет стоять под ударением).

Убедились, как из-за одной неправильно написанной буквы может измениться смысл не только слова, но и всего высказывания.

По щелчку – появляется предложения.

Спишем два предложения.

Игры в мяч не только интересны, но и полезны. Они развивают силу, ловкость, глазомер.

(Дети пишут)

Проверка:

  1. Найдите слова, в которых есть орфограмма “безударная гласная в корне”. (полезны – польза, Они – он, развивает – развитие, ловкость –ловок, глазомер –глаз)
  2. Найдите слово с безударной гласной, непроверяемой ударением. (Интерес) Запишите это слово на первую строку к слову “Секрет”.
  3. На какие ещё орфограммы надо обратить внимание, чтобы не ошибиться в правописании?
  4. Объясните постановку знаков препинания в предложении.

III. Первичное закрепление.

Слайд №7.

Вернёмся к предложению со словом “Секрет”.

У п –сьма св_и секреты.

Прочитайте предложение.

Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Проверка: дети с места комментируют написание орфограмм с места).

По щелчку вставляется буква “И” в слово “письма”.

По щелчку вставляется буква “О” в слово “свои”.

О каких секретах идёт речь?

(Ответы детей:

– надо знать правило, как проверяется орфограмма “безударная гласная в корне”.

– написание словарных слов надо проверять по орфографическому словарю).

Слайд №8.

Физминутка.

На болоте две лягушки,
Две зелёные подружки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет –
Всем друзьям физкульт-привет!

IV. Вторичное закрепление, построенное на развитие речи учащихся, на обогащение словарного запаса.

Слайд № 9.

1. Отгадайте загадку. (НА слух)

Ст-ят ст-лбы белые,
На них шапки з-лёные,
Летом м-хнатые,
З-мой сучковатые,
Где -ни ст-ят, там и шумят.

(Дети отгадывают.)

По щелчку – появляется отгадка – берёза.

  1. Дети выписывают слова с пропущенной орфограммой. Ставят ударение, выделяют корень.
  2. По щелчку: Проверка, Доказать, почему вставил именно эту гласную, а не другую. Стоят, столбы, зелёные, мохнатые, зимой, они).
  3. Какое слово с безударной гласной в корне нельзя проверить ударением? (берёза).
  4. На какие другие правила встретились нам слова в загадке? (Шапки, сучковатые -ЧК-).

Как вы думаете, почему я вам загадала загадку именно о берёзе?

Давайте вспомним, что мы знаем о берёзе?!

Слайд №10.

А вот что я знаю о берёзе.

У неё одной из деревьев серебристо-белый ствол.

После лесных пожарищ на пепелище первой вырастает берёза.

Люди, звери и птицы с удовольствием пьют сок берёзы.

Из бересты люди плетут лукошки и туески.

На Руси всегда любили белоствольную красавицу-берёзу. Её называли деревом счастья. Берёза считается символом нашей Родины.

1) Давайте подберём к слову “ берёза” родственные слова, выделим корень, подчеркнём безударную гласную непроверяемую ударением.

– Какие слова мы называем родственными?

(Ученик работает у доски, дети работают и помогают, если нужна поддержка).

Берёза – берёзка, берёзонька, берёзовый, подберёзовик.

ПРОВЕРКА с доской. Разобрать слова по составу.

2) Давайте ещё раз уточним способы проверки безударных гласных в корне слова.

У вас на партах лежит алгоритм правописания безударных гласных в корне. Нам он очень пригодится в следующей работе.

Давайте повторим, как надо с ним работать.

Слайд №11.

Работа с алгоритмом

Безударная гласная в корне слова.

Алгоритм проверки.

  1. Прочитай слово, поставь ударение.
  2. Определи, в какой части слова находится безударный гласный. Выдели корень и безударный гласный.
  3. Для проверки гласного измени слово или подбери однокоренное, чтобы проверяемый гласный стоял под ударением.
  4. Напиши в слове такую же гласную, как и в проверочном.
  5. Обозначь орфограмму.

3) (1-е предложение записано на доске).

Прочитайте первое предложение.

На кр-ю п-лянки вес-ло ш-лестят л-сточками б-рёзки.

(Ученик у доски)

Прочитайте предложение.

Давайте назовём пропущенные орфограммы, опираясь на алгоритм правописания безударных гласных в корне.

Проверку будем делать с конца предложения.

Скажите, какому гласному звуку, ударному или безударному живётся лучше?

(Ударному гласному звуку живётся лучше – все его отлично слышат и правильно пишут нужную букву).

А как же быть безударному бедняжке? (Ставить его в сильную позицию, проверять ударением).

– Давайте ему поможем: будем ставить его под ударение, и он в благодарность так отчётливо зазвучит, что правильно написать слово не составит труда.

Зрительный диктант.

– Ещё раз внимательно прочитайте предложение, запомните его.

Закройте глаза и представьте это предложение зрительно.

(Запись закрывается).

Запишите предложение по памяти.

Слайд №12.

Проверка.

Что мы с вами записали? (Предложение).

Докажите, что это предложение.

Давайте найдём и подчеркнём главные члены предложения, определим какой частью речи они выражены.

4. По щелчку выходит второе предложение.

Они перепутались шелковистыми ветвями.

Прочитайте второе предложение.

Я открою вам секрет. В этом предложении допущена ошибка. Слова все написаны правильно, но одно употреблено здесь неуместно.

Мы с вами будем сейчас снова учиться заменять слова более точными и выразительными.

Как вы думаете, какое слово надо заменить, чтобы усилить выразительность предложения. Сделать его более красивым.

– У кого какие предположения? Давайте поразмышляем.

Перепутались шелковистые веточки”…

“Перепутаться” – это слово более уместно в разговорной речи, а у нас текст художественный, значит, нам это слово надо заменить на более красивое и выразительное.

Кто знает каким? ( Веточки могут друг с другом только переплестись).

(Стирается с доски “перепутались”, пишется слово “переплелись”)

Запишите второе предложение.

Какие орфограммы встретились нам в этом предложении?

(Они – он, приставка пере– в слове “переплелись”, шелковистыми – шёлк, ветвями – ветви).

– Давайте устно добавим несколько предложений к нашим двум.

Что у нас получилось? (Текст).

Ответы детей.

По щелчку – выход текста.

(Так и хочется подойти к берёзке и присесть рядом с ней в прохладный тенёчек. Послушать, как шелестят её листочки, прижаться к гладкому белому стволу).

Докажите, что это текст.

Как можно его озаглавить?

Физминутка.

– Сядьте прямо, расслабьтесь, улыбнитесь. Вы хорошо дома поработали над словом улыбка, выясняя его значение.

Посмотрите, какая замечательная выставка разных улыбок у нас получилась.

Ведь именно улыбка становится признаком добрых отношений между людьми.

Слайд №13.

Владимир Алексеевич Солоухин писал, что у человека всё предназначено для самого себя: глаза – чтобы смотреть и находить, рот – чтобы поглощать пищу. Всё нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна, она предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо.

Давайте улыбнёмся друг другу и продолжим наш урок.

V. Развитие умений.

А теперь выполним упражнение. Вам понадобятся и внимание, и память, и умение быть сосредоточенными.

(Запись сделана на доске)

Лес река
Мост пятно
Дерево вода
Шум грибы
Сок грачи

Задание:

  1. Прочитайте слова из 1-го столбика.
  2. Прочитайте слова из 2-го столбика.

Объясните написание орфограмм в словах с пропуском.

Какие пары слов из этих двух столбиков можно объединить по смыслу.

(Ученик у доски рассуждает: грибы растут в лесу. Через реку есть мост. На дереве грачи. Шум от воды. От сока пятно).

(Ученик садится на место, дети самостоятельно выполняют задание).

Самостоятельная работа.

4) Я сейчас сотру слова из 2-го столбика. Запомните их и запишите по памяти, опираясь на 1-ый столбик. Рядом запишите проверочные слова, обозначьте орфограмму (т.е. выделите корень).

Слайд 14.

Проверка.

По щелчку выходят слова в парах, дети проверяют, исправляют, если ошиблись.

(Должна получиться запись:

Грибы – гриб
река – реки
грачи – грач
вода – воды
пятно – пятна).

Какой вывод можем сделать? В написании каких гласных мы чаще допускаем ошибки?

Слайд 15. “Листики”.

Нам берёзка в подарок за хорошую работу прислала листочки.

Вот только не пойму, почему на них написаны буквы.

Какое правило мы применяем при написании таких слов с этими гласными, если они стоят в слабой позиции.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

(У каждого ученика отпечатан текст)

Слайд №16.

Дети выполняют задание.

По щелчку – проверка – правильный ответ.

Слайд №17.

Дети проверяют задание 1-го столбика.

По 1-му щелчку выходит задание.

По 2-му щелчку выходит ответ. Дети проверяют.

Проверка слов 2-го столбика.

По 1-му щелчку выходит задание.

По 2-му щелчку выходит ответ. Дети проверяют.

Дети выполняют задание.

Проверка Слайд № 18.

VII. Рефлексия деятельности.

Какую цель ставили на уроке?

Каким способом мы её решали?

Где можно применить новое знание?

Слайд №19.

Дерево ценят по плодам, а человека по его делам.

Прочитайте пословицу.

Объясните значение этой пословицы.

(Если дерево даёт щедрые плоды и их много – это полезное дерево. И если человек хорошо трудится, значит, он приносит пользу. Его уважают и ценят).

Молодцы, вы тоже хорошо потрудились, получили хорошие знания, которые вам пригодятся в дальнейшей учёбе.

Слайд №20.

МОЛОДЦЫ!