Цель:
- познакомить учащихся с понятием “банк”, дать представление о работе банка, денежных единицах разных государств;
- упражнять в определении и решении орфографических задач, проверке безударных гласных в корнях слов подбором однокоренного слова;
- пополнять словарный запас детей; воспитывать взаимопомощь, интерес к родному языку.
Оборудование:
- рисунок Банка Знаний,
- компьютер, интерактивная доска,
- проектор; список учащихся, карточки для индивидуальной работы,
- монетки, словарь русского языка С.И.Ожегова, презентации (Видяева Т.Н.),
- тренажер (www.viki.rdf.ru).
Ход урока
1. Мобилизующее начало урока.
– Здравствуйте, девочки и мальчики.
– Тихо сядьте.
2. Сообщение темы и цели урока.
– Сегодня на уроке мы будем упражняться в решении орфографических задач в корне слова: отрабатывать навык проверки безударных гласных в корнях слов подбором однокоренного слова.
– Урок пройдёт в необычной форме – в форме игры. В наше время открывается и работает много банков. Представьте себе, что я – учредитель “Банка Знаний”, а вы – вкладчики.
– Откуда можно взять информацию о новых словах? (Из орфографического словаря). Показать.
-Мои помощники поработали со словарями и поделятся с вами информацией.
– Что же такое банк? (Презентация 1)
Банк – это финансовое предприятие, производящее операции со вкладами, кредитами и платежами. (Слайд 1)
Вклад – это вложенные куда-нибудь деньги, ценности.
Вкладчик – владелец денежного вклада.
– Вы все – мои клиенты – вкладчики.
Клиент – лицо, пользующееся услугами банка. (Слайд 2)
– А что же такое кредит?
Кредит – ссуда, предоставление ценностей (денег, товаров) в долг.
Кредитор – лицо, учреждение, организация, предоставляющее кому-нибудь кредит.
– Я являюсь учредителем Банка Знаний.
– Кто такой учредитель?
Учредитель – тот, кто учреждает, учредил что-нибудь. (Слайд 3)
Учредить – основать, завести, создать.
– Спасибо, помощники, садитесь.
– Я предлагаю вам всем открыть счёт в Банке Знаний. Минимальный вклад – 4 оника. У каждого из вас по 10 оников.
Оник – это очень надёжная и конвертируемая валюта. Каждое государство имеет свою денежную систему. Наличие собственной денежной системы является одним из признаков самостоятельного (суверенного) государства. Денежная единица государства называется валютой. (Слайд 4)
Валюта – слово итальянское, в итальянском языке означает цена, стоимость. В России валютой является рубль. В США – доллар, Польше – злотый, Сербии – динар, Китае – юань. Раньше во Франции был франк, в Германии – марка, но правительства этих стран посчитали, что так неудобно торговать, и разработали единую валюту – евро.
– Наш банк необычный и валюта будет тоже необычная. Одно правильно выполненное задание соответствует вложению одного или нескольких оников. В конце урока я обменяю ваши вложения на оценки и звания.
– Итак, минимальный вклад – 4 оника. Вы можете сделать первый вклад. Помощники, примите валюту у вкладчиков.
Поступление валюты будет фиксироваться на главном компьютере Банка. Сейчас у каждого на счету по 4 оника.
3. Актуализация знаний.
– Я, как учредитель Банка Знаний, хочу предупредить, что согласна работать только с надёжными клиентами. Для этого все должны пройти испытание. Ответьте на мои вопросы.
– Что значит решить орфографическую задачу? (Выбрать правильную букву.)
– Как выбрать правильную букву? (Подобрать проверочное слово.)
– Как проверить безударную гласную в корне слова? (Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы на эту гласную падало ударение.)
– Молодцы, прошли испытание. Банк будет сотрудничать с вами.
4. Минутка чистописания.
– На минутке чистописания мы напишем несколько букв. Эти буквы обозначают орфограмму, которая есть во всех словах, записанных на доске.
(Слайд 5)
– Какая это орфограмма? (Безударная гласная в корне.)
– Какие это буквы? (о а е и я)
– Красиво напишите цепочку букв. (Детям, написавшим красиво, без помарок и ошибок, можно вложить по 1 онику.)
– В ходе минутки чистописания я увидела, что вы надёжные клиенты, красиво пишите, но хочу выделить самых старательных и разрешить вложить в Банк по 1 онику.
5. Работа по теме урока.
-Как же проверить безударную гласную в корне? (За правило – 1 оник.)
– Да, проверим, правильно ли мы считаем. (Слайд 6)
– А теперь послушайте загадку, напишите отгадку, к отгадке подберите проверочное слово. (Интерактивная доска.) (Слайд 7)
*Над цв_тами кто летает,
Мёд цветочный собирает,
В домик свой его несёт,
Из него готовит мёд?
(Пчела – пчёлы)
– Запишите на доске. (За правильное выполнение – 1 оник.)
*Модница крылатая,
Платье полосатое.
Ростом хоть и кроха,
Укусит – будет плохо.
(Оса – осы)*С бородою, а не старик,
С рогами, а не бык.
Не конь, а брыкается,
Доят, но не корова,
С пухом, а не птица.
(Коза – козы)*Всю ночь летает –
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать летит в дупло.
(Сова – совы)
6. Письмо по памяти.
– Банк предлагает вклад за письмо по памяти.
– Прочитайте стихотворение про себя. (Интерактивная доска) (Слайд 8)
– Прочтите стихотворение выразительно.
А з_мой в р_ке в_да
Не б_ится холода.
Быстро спрячется под лёд
И т_чёт себе, т_чёт.
В.Соломин
– Объясните орфограммы, вставляя буквы. (За правильное объяснение – 1 оник)
– Какие известные орфограммы ещё есть в стихотворении?
– Прочтите его орфографически правильно.
– Повернитесь друг к другу и расскажите его по очереди.
– Ещё раз прочтите стихотворение.
– Расскажите это стихотворение. (2 ученика.)
– Напишите его по памяти. (Слайд 9)
Взаимопроверка. Поменяйтесь тетрадями и оцените работу соседа. Несколько тетрадей проверяются. (За безошибочное письмо – 2 оника.)
– Молодцы. Вложения по 2 оника сделали __________________ .
7. Физкультминутка.
– В Банке необходим отдых.
– Разминку проведёт помощник – …….
Мы ногами топ-топ.
Мы руками хлоп-хлоп.
Мы глазами миг-миг.
Мы плечами чик-чик.
Снова выстроились в ряд,
Словно вышли на парад.
Раз, два, раз, два –
Заниматься нам пора.
– Обратите внимание, что чёткая работа банка зависит от чёткой работы служащих Банка, которыми вы, возможно, станете.
8. Работа по теме урока.
– Учредитель Банка предлагает вклад – 2 оника тому, кто справится с заданием. (Приложение 6. Тренажер)
– У вас на партах карточка с заданием 1. Найдите слова с безударной гласной в корне. Подчеркните их. Выполняете на листочках.
сказка смотреть зимний |
лентяй разделим число |
маслёнка подарок стонет |
Проверка на доске. "Безударные гласные". "Тренажер". (Приложение 6, Приложение 7. Слайд 5)
– Молодцы. Вложения в Банк по 2 оника сделали……
9. Физкультминутка для глаз. (Приложение 2. Презентация)
10. Выполнение заданий разного уровня сложности.
– Компания “Капитал”, которая тоже является учредителем Банка Знаний, объявляет 5-минутные курсы по подготовке специалистов широкого профиля. Компания предлагает задания двух уровней сложности: каждый может выбрать для себя любой уровень. При правильном выполнении заданий вкладываете 2 или 3 оника.
1-й уровень. Задание № 2. (“Безударные гласные”. “Тренажёр”. (Приложение 6, слайд 6)
В выделенных словах подчеркните безударные гласные. В столбиках подчеркните только те слова, которые являются проверочными.
бежать бег бегун бегунок бегать беговая |
плясать пляшет плясун пляска плясовая пляшущий |
2-й уровень. Задание № 3. (“Безударные гласные”. “Тренажёр”. Слайд 8)
Вставьте пропущенную безударную гласную.
Б_льшой, гр_чи, р_ка, п_тнистый, з_ма, зв_рёк, пл_сать, см_треть, в_рить, л_сток.
– Самостоятельное выполнение заданий на листочках.
– Проверка.
– Вложения в Банк сделали……
По 2 оника ________________, по 3 оника _________________ .
11. Подведение итогов урока.
– Подводим итог. Как проверить безударную гласную в корне слова?
– Восстановите правило. (Слайд 10)
– Подводим итог вложений. (Помощники подсчитывают вложения).
– Учащиеся, вложившие в ходе игры в Банк Знаний по 4–5 оников, становятся вкладчиками.
– Помощники вкладывают за помощь по 1 онику: __________________
– Вложившие по 6–7 оников, становятся агентами Банка.
Агент – лицо, уполномоченное учреждением, предприятием для выполнения служебных и деловых поручений.
– Вложившие по 8 оников, становятся консультантами Банка.
Консультант – специалист, дающий консультацию.
Консультация – совет, даваемый специалистом. Приложение 5
– Агенты и консультанты Банка Знаний награждаются соответствующими значками и получают пятёрки. Вкладчики получают четвёрки.
– Какими терминами пополнился ваш словарный запас?
– Что нового узнали?
– Понравился урок? Чем?
– Вы надёжные клиенты и просто хорошие люди, что очень важно в наше время.
Учите русский годы кряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждёт великая награда,
И та награда – в нём самом.
12. Домашнее задание.
– Домашнего задания нет. За хорошую работу на уроке Банк Знаний предоставляет заслуженный выходной.