Нестандартный урок русского языка во 2-м классе

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • познакомить учащихся с понятием “банк”, дать представление о работе банка, денежных единицах разных государств;
  • упражнять в определении и решении орфографических задач, проверке безударных гласных в корнях слов подбором однокоренного слова;
  • пополнять словарный запас детей; воспитывать взаимопомощь, интерес к родному языку.

Оборудование:

Ход урока

1. Мобилизующее начало урока.

– Здравствуйте, девочки и мальчики.

– Тихо сядьте.

2. Сообщение темы и цели урока.

– Сегодня на уроке мы будем упражняться в решении орфографических задач в корне слова: отрабатывать навык проверки безударных гласных в корнях слов подбором однокоренного слова.

– Урок пройдёт в необычной форме – в форме игры. В наше время открывается и работает много банков. Представьте себе, что я – учредитель “Банка Знаний”, а вы – вкладчики.

– Откуда можно взять информацию о новых словах? (Из орфографического словаря). Показать.

-Мои помощники поработали со словарями и поделятся с вами информацией.

– Что же такое банк? (Презентация 1)

Банк – это финансовое предприятие, производящее операции со вкладами, кредитами и платежами. (Слайд 1)

Вклад – это вложенные куда-нибудь деньги, ценности.

Вкладчик – владелец денежного вклада.

– Вы все – мои клиенты – вкладчики.

Клиент – лицо, пользующееся услугами банка. (Слайд 2)

– А что же такое кредит?

Кредит – ссуда, предоставление ценностей (денег, товаров) в долг.

Кредитор – лицо, учреждение, организация, предоставляющее кому-нибудь кредит.

– Я являюсь учредителем Банка Знаний.

– Кто такой учредитель?

Учредитель – тот, кто учреждает, учредил что-нибудь. (Слайд 3)

Учредить – основать, завести, создать.

– Спасибо, помощники, садитесь.

– Я предлагаю вам всем открыть счёт в Банке Знаний. Минимальный вклад – 4 оника. У каждого из вас по 10 оников.

Оник – это очень надёжная и конвертируемая валюта. Каждое государство имеет свою денежную систему. Наличие собственной денежной системы является одним из признаков самостоятельного (суверенного) государства. Денежная единица государства называется валютой. (Слайд 4)

Валюта – слово итальянское, в итальянском языке означает цена, стоимость. В России валютой является рубль. В США – доллар, Польше – злотый, Сербии – динар, Китае – юань. Раньше во Франции был франк, в Германии – марка, но правительства этих стран посчитали, что так неудобно торговать, и разработали единую валюту – евро.

– Наш банк необычный и валюта будет тоже необычная. Одно правильно выполненное задание соответствует вложению одного или нескольких оников. В конце урока я обменяю ваши вложения на оценки и звания.

– Итак, минимальный вклад – 4 оника. Вы можете сделать первый вклад. Помощники, примите валюту у вкладчиков.

Поступление валюты будет фиксироваться на главном компьютере Банка. Сейчас у каждого на счету по 4 оника.

3. Актуализация знаний.

– Я, как учредитель Банка Знаний, хочу предупредить, что согласна работать только с надёжными клиентами. Для этого все должны пройти испытание. Ответьте на мои вопросы.

– Что значит решить орфографическую задачу? (Выбрать правильную букву.)

– Как выбрать правильную букву? (Подобрать проверочное слово.)

– Как проверить безударную гласную в корне слова? (Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы на эту гласную падало ударение.)

– Молодцы, прошли испытание. Банк будет сотрудничать с вами.

4. Минутка чистописания.

– На минутке чистописания мы напишем несколько букв. Эти буквы обозначают орфограмму, которая есть во всех словах, записанных на доске.

(Слайд 5)

– Какая это орфограмма? (Безударная гласная в корне.)

– Какие это буквы? (о а е и я)

– Красиво напишите цепочку букв. (Детям, написавшим красиво, без помарок и ошибок, можно вложить по 1 онику.)

– В ходе минутки чистописания я увидела, что вы надёжные клиенты, красиво пишите, но хочу выделить самых старательных и разрешить вложить в Банк по 1 онику.

5. Работа по теме урока.

-Как же проверить безударную гласную в корне? (За правило – 1 оник.)

– Да, проверим, правильно ли мы считаем. (Слайд 6)

– А теперь послушайте загадку, напишите отгадку, к отгадке подберите проверочное слово. (Интерактивная доска.) (Слайд 7)

*Над цв_тами кто летает,
Мёд цветочный собирает,
В домик свой его несёт,
Из него готовит мёд?
(Пчела – пчёлы)

– Запишите на доске. (За правильное выполнение – 1 оник.)

*Модница крылатая,
Платье полосатое.
Ростом хоть и кроха,
Укусит – будет плохо.
(Оса – осы)

*С бородою, а не старик,
С рогами, а не бык.
Не конь, а брыкается,
Доят, но не корова,
С пухом, а не птица.
(Коза – козы)

*Всю ночь летает –
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать летит в дупло.
(Сова – совы)

6. Письмо по памяти.

Банк предлагает вклад за письмо по памяти.

– Прочитайте стихотворение про себя. (Интерактивная доска) (Слайд 8)

– Прочтите стихотворение выразительно.

А з_мой в р_ке в_да
Не б_ится холода.
Быстро спрячется под лёд
И т_чёт себе, т_чёт.
В.Соломин

– Объясните орфограммы, вставляя буквы. (За правильное объяснение – 1 оник)

– Какие известные орфограммы ещё есть в стихотворении?

– Прочтите его орфографически правильно.

– Повернитесь друг к другу и расскажите его по очереди.

– Ещё раз прочтите стихотворение.

– Расскажите это стихотворение. (2 ученика.)

– Напишите его по памяти. (Слайд 9)

Взаимопроверка. Поменяйтесь тетрадями и оцените работу соседа. Несколько тетрадей проверяются. (За безошибочное письмо – 2 оника.)

– Молодцы. Вложения по 2 оника сделали __________________ .

7. Физкультминутка.

– В Банке необходим отдых.

– Разминку проведёт помощник – …….

Мы ногами топ-топ.
Мы руками хлоп-хлоп.
Мы глазами миг-миг.
Мы плечами чик-чик.
Снова выстроились в ряд,
Словно вышли на парад.
Раз, два, раз, два –
Заниматься нам пора.

– Обратите внимание, что чёткая работа банка зависит от чёткой работы служащих Банка, которыми вы, возможно, станете.

8. Работа по теме урока.

– Учредитель Банка предлагает вклад – 2 оника тому, кто справится с заданием. (Приложение 6. Тренажер)

– У вас на партах карточка с заданием 1. Найдите слова с безударной гласной в корне. Подчеркните их. Выполняете на листочках.

сказка
смотреть
зимний
лентяй
разделим
число
маслёнка
подарок
стонет

Проверка на доске. "Безударные гласные". "Тренажер". (Приложение 6, Приложение 7. Слайд 5)

– Молодцы. Вложения в Банк по 2 оника сделали……

9. Физкультминутка для глаз. (Приложение 2. Презентация)

10. Выполнение заданий разного уровня сложности.

– Компания “Капитал”, которая тоже является учредителем Банка Знаний, объявляет 5-минутные курсы по подготовке специалистов широкого профиля. Компания предлагает задания двух уровней сложности: каждый может выбрать для себя любой уровень. При правильном выполнении заданий вкладываете 2 или 3 оника.

1-й уровень. Задание № 2. (“Безударные гласные”. “Тренажёр”.  (Приложение 6, слайд 6)

В выделенных словах подчеркните безударные гласные. В столбиках подчеркните только те слова, которые являются проверочными.

бежать
бег
бегун
бегунок
бегать
беговая
плясать
пляшет
плясун
пляска
плясовая
пляшущий

 2-й уровень. Задание № 3. (“Безударные гласные”. “Тренажёр”. Слайд 8)

Вставьте пропущенную безударную гласную.

Б_льшой, гр_чи, р_ка, п_тнистый, з_ма, зв_рёк, пл_сать, см_треть, в_рить, л_сток.

– Самостоятельное выполнение заданий на листочках.

– Проверка.

– Вложения в Банк сделали……

По 2 оника ________________, по 3 оника _________________ .

11. Подведение итогов урока.

– Подводим итог. Как проверить безударную гласную в корне слова?

– Восстановите правило. (Слайд 10)

– Подводим итог вложений. (Помощники подсчитывают вложения).

– Учащиеся, вложившие в ходе игры в Банк Знаний по 4–5 оников, становятся вкладчиками.

– Помощники вкладывают за помощь по 1 онику: __________________

– Вложившие по 6–7 оников, становятся агентами Банка.

Агент – лицо, уполномоченное учреждением, предприятием для выполнения служебных и деловых поручений.

– Вложившие по 8 оников, становятся консультантами Банка.

Консультант – специалист, дающий консультацию.

Консультация – совет, даваемый специалистом. Приложение 5

– Агенты и консультанты Банка Знаний награждаются соответствующими значками и получают пятёрки. Вкладчики получают четвёрки.

– Какими терминами пополнился ваш словарный запас?

– Что нового узнали?

– Понравился урок? Чем?

– Вы надёжные клиенты и просто хорошие люди, что очень важно в наше время.

Учите русский годы кряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждёт великая награда,
И та награда – в нём самом.

12. Домашнее задание.

– Домашнего задания нет. За хорошую работу на уроке Банк Знаний предоставляет заслуженный выходной.