Урок по обществознанию

Разделы: История и обществознание


Урок является составной частью темы “Демократия” и имеет следующие цели:

  • углубить знания о демократическом политическом режиме;
  • подвести учащихся совокупности действующих в политической системе механизмов и форм реализации ведущих демократических принципов;
  • ознакомить учащихся с наиболее распространенными точками зрения на сущность плюрализма.

Форма проведения – урок-диспут за “круглым столом”.

Через обмен мнениями способствовать включению в реальную общественно-политическую жизнь; в ходе свободного обмена мнениями освоить искусство аргументации и культуры публичной речи.

Подготовка к уроку.

  • Предварительное знакомство с материалом урока.
  • Работа со словарем.
  • Работа с периодической печатью.
  • Консультации с группой помощи для осмысления круга вопросов, уточнения плана работы.
  • Предварительное задание по вопросам плана.

На уроке необходимо:

1) Краткий энциклопедический словарь справочник (политологи).
2) Газеты.
3) Конституция РФ.

Тема и план – на экране.

Ход урока

Уточнить правила проведения дискуссии

В настоящее время нередко слово “плюрализм” употребляется в различных сочетаниях:

– “плюрализм форм собственности”;

– “плюрализм мировоззрений” и т. д., что подчеркивает неоднозначность трактовок этого слова.

Для раскрытия этого понятия необходимо обратиться к словарю и привести аргумент в защиту выбранной точки зрения.

Учащиеся выступают со следующими сообщениями:

Что такое плюрализм.

А) монополизм и принцип плюрализма;
Б) сущность признаки плюрализма.

2) связь политического плюрализма с плюрализмом в других сферах общественной жизни.

Для сравнения политической системы СССР и РФ необходимо вспомнить жизнь страны в условиях существования тоталитарного политического режима:

Монополия в политике (однопартийность, культ личности).

Монополия в экономике (господство одной государственной формы собственности).

И демократический режим.

Политический плюрализм (парламентаризм, многопартийность).

Плюрализм в экономике.

Для перехода ко второй части работы по вопросу о многопартийности необходимо привлечь статьи конституции РФ, чтобы проиллюстрировать становление конкурентоспособности параллельных структур: политических партий, общественных движений, проф. союзов, творческих объединений и т.д.

Выступления по следующим вопросам:

Многопартийность как проявление политического плюрализма:

1) типология политических партий и партийных систем.
2) достоинства и недостатки механизмов функционирования многопартийных систем

В ходе беседы, опираясь на литературу, СМИ, изыскиваются пути совершенствования многопартийной системы, избирательных компаний.

В конце урока – совместный вывод о том, что политический плюрализм носит характер общечеловеческой ценности, так как все общество заинтересовано в стимулировании общественного развития, свободе политической выбора, мирном урегулировании социальных противоречий.

Урок-деловая игра “Избирательная компания” 9-й класс

Цель урока:

  • Познакомить учащихся со структурой политической системы и её функционирования.
  • Содействовать формированию активной гражданской позиции.
  • Развивать умение логически мыслить, анализировать, моделировать и решать проблемные задачи.
  • Способствовать выработке навыков исследовательской работы.

Оборудование урока:

  • Экран.
  • Проектор.
  • Компьютер.
  • Плакаты.
  • Конституция РФ.

План урока:

  • Предварительное задание учащимся .
  • Актуализация знаний: толкование понятий “государство”, “Конституция”, “пассивное и активное избирательное право”, “политическая партия”, “власть”, “коррупция”.
  • Презентации учащихся.
  • Круглый стол — обсуждение представленных программ.
  • Выборы.

Ход урока

За две недели до урока ученики разделены на группы, которым предстоит работа по заданиям:

  • Работа над понятиями.
  • Выступление по истории выборов:
  • Выборы в Древней Греции.
  • Выборы в Древнем Риме.
  • Проект М. Сперанского 1808 года.
  • Выборы в первую Гос. Думу 1906 год.
  • Презентации по организованным партиям.

Вступительное слово учителя о необходимости выбора между добром и злом, выборе профессии. О сложности выбора личностого, но еще более сложного когда речь идет о политике, о судьбе государства.

  • Выступление учащихся по истории избирательного права.
  • Работа над понятиями.
  • Выступление учащихся с презентациями.
  • Обсуждение программ партий.
  • Выборы.

Приложение 1

Приложение 2