Урок является составной частью темы “Демократия” и имеет следующие цели:
- углубить знания о демократическом политическом режиме;
- подвести учащихся совокупности действующих в политической системе механизмов и форм реализации ведущих демократических принципов;
- ознакомить учащихся с наиболее распространенными точками зрения на сущность плюрализма.
Форма проведения – урок-диспут за “круглым столом”.
Через обмен мнениями способствовать включению в реальную общественно-политическую жизнь; в ходе свободного обмена мнениями освоить искусство аргументации и культуры публичной речи.
Подготовка к уроку.
- Предварительное знакомство с материалом урока.
- Работа со словарем.
- Работа с периодической печатью.
- Консультации с группой помощи для осмысления круга вопросов, уточнения плана работы.
- Предварительное задание по вопросам плана.
На уроке необходимо:
1) Краткий энциклопедический словарь
справочник (политологи).
2) Газеты.
3) Конституция РФ.
Тема и план – на экране.
Ход урока
Уточнить правила проведения дискуссии
В настоящее время нередко слово “плюрализм” употребляется в различных сочетаниях:
– “плюрализм форм собственности”;
– “плюрализм мировоззрений” и т. д., что подчеркивает неоднозначность трактовок этого слова.
Для раскрытия этого понятия необходимо обратиться к словарю и привести аргумент в защиту выбранной точки зрения.
Учащиеся выступают со следующими сообщениями:
Что такое плюрализм.
А) монополизм и принцип плюрализма;
Б) сущность признаки плюрализма.
2) связь политического плюрализма с плюрализмом в других сферах общественной жизни.
Для сравнения политической системы СССР и РФ необходимо вспомнить жизнь страны в условиях существования тоталитарного политического режима:
Монополия в политике (однопартийность, культ личности).
Монополия в экономике (господство одной государственной формы собственности).
И демократический режим.
Политический плюрализм (парламентаризм, многопартийность).
Плюрализм в экономике.
Для перехода ко второй части работы по вопросу о многопартийности необходимо привлечь статьи конституции РФ, чтобы проиллюстрировать становление конкурентоспособности параллельных структур: политических партий, общественных движений, проф. союзов, творческих объединений и т.д.
Выступления по следующим вопросам:
Многопартийность как проявление политического плюрализма:
1) типология политических партий и партийных
систем.
2) достоинства и недостатки механизмов
функционирования многопартийных систем
В ходе беседы, опираясь на литературу, СМИ, изыскиваются пути совершенствования многопартийной системы, избирательных компаний.
В конце урока – совместный вывод о том, что политический плюрализм носит характер общечеловеческой ценности, так как все общество заинтересовано в стимулировании общественного развития, свободе политической выбора, мирном урегулировании социальных противоречий.
Урок-деловая игра “Избирательная компания” 9-й класс
Цель урока:
- Познакомить учащихся со структурой политической системы и её функционирования.
- Содействовать формированию активной гражданской позиции.
- Развивать умение логически мыслить, анализировать, моделировать и решать проблемные задачи.
- Способствовать выработке навыков исследовательской работы.
Оборудование урока:
- Экран.
- Проектор.
- Компьютер.
- Плакаты.
- Конституция РФ.
План урока:
- Предварительное задание учащимся .
- Актуализация знаний: толкование понятий “государство”, “Конституция”, “пассивное и активное избирательное право”, “политическая партия”, “власть”, “коррупция”.
- Презентации учащихся.
- Круглый стол — обсуждение представленных программ.
- Выборы.
Ход урока
За две недели до урока ученики разделены на группы, которым предстоит работа по заданиям:
- Работа над понятиями.
- Выступление по истории выборов:
- Выборы в Древней Греции.
- Выборы в Древнем Риме.
- Проект М. Сперанского 1808 года.
- Выборы в первую Гос. Думу 1906 год.
- Презентации по организованным партиям.
Вступительное слово учителя о необходимости выбора между добром и злом, выборе профессии. О сложности выбора личностого, но еще более сложного когда речь идет о политике, о судьбе государства.
- Выступление учащихся по истории избирательного права.
- Работа над понятиями.
- Выступление учащихся с презентациями.
- Обсуждение программ партий.
- Выборы.