Интегрированный урок по литературному чтению, окружающему миру и технологии на тему "Япония. Хокку. Оригами"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Ознакомить с творчеством классиков японской литературы;
  • Сформировать у учащихся понятие "японские хокку", дать представления о способах их построения, тематике. Наблюдать за особенностями национального мироощущения японского народа.
  • Развивать навык выразительного чтения и свободного высказывания; творческую активность учащихся, умение работать в парах.
  • Воспитывать интерес к культуре, традициям Японии; умение выслушивать мнения товарищей; аккуратность в работе и дисциплинированность.

Оборудование: тексты хокку, иллюстрации икэбаны, нэцкэ, образцы оригами, тексты хокку для индивидуальной работы, картины с мотивами японской жизни и природы, учебник "Творческая мастерская"- 4 кл. Проснякова Т.Н..

ХОД УРОКА

I урок

На доске написано:

Иссё.

Видели всё на свете
Мои глаза - и вернулись
К вам белые хризантемы.

(читает учитель)

Учитель: Дети, вам понравилось это стихотворение? Что это за стихотворение?

Дети: Это необычное стихотворение. Это хокку.

Учитель: Мы на уроках чтения уже знакомились с такими стихотворениями. Что особенного в этих стихах?

Дети: В них три строки, в них нет рифмы, это авторские стихи.

Учитель: Вам было дано задание: найти хокку. Зачитайте стихи, которые вам больше всего понравились.

Дети читают стихи:

Исса.

Вот выплыла луна
И самый мелкий кустик
На праздник приглашен.

Басё.

Первый снег под утро.
Он едва-едва прикрыл
Листики нарцисса.
Цветы увяли.

Сыплются, падают семена,
Как будто слёзы:

Учитель: Спасибо, дети! Какой чтец был лучший и почему?

Учитель: Что общего в этих стихах? Какая тема?

Дети: У всех хокку три строки, но они очень о многом могут нам рассказать! (5- 7- 5 = 17 строк)

Учитель: Чем мы будем заниматься на уроке?

Дети: На уроке мы будем говорить о хокку, их авторах.

Учитель: Основная тема хокку - единство человека и природы, изменения происходящие со сменой времен года. Природа в японской поэзии обладает божественной сущностью. В любом хокку присутствует "сезонное слово".

Учитель: Как вы думаете, что это за слова?

Дети: Это слова, которые указывают читателю на время года.

Учитель: Правильно, так под словом "цветы"- подразумевались цветы сакуры, которые связаны с весной. При слове "луна"- читатель переносился в осень, так как считалось, что это самое лучшее время любования луной. "Увядшие травы"- зима/ осень. "День посадки бамбука"- лето.

Учитель: Дети, вы уже сказали, что это авторские стихи. Каких авторов хокку вы знаете?

Дети: Басё, Исса, Иссё, Кикаку.

Учитель: Давайте мы о некоторых из них послушаем.

Дети: 1 ученик рассказывает о Басё; 2 - об Исса.

Учитель: Искусство писать хокку - это умение сказать многое в немногих словах!

Учитель: А вот сейчас такое задание.

Прочитайте и превратите строки в хокку, пользуясь размером.

С ветки на ветку
Тихо сбегают капли:
Дети: Дождик весенний.

Посадили деревья в саду.
Тихо, тихо, чтоб их ободрить,
Дети: Шепчет осенний дождь.

Дети дописывают стихотворения (см. приложение)

Учитель: Действительно это хокку? Докажите!

Учитель: Для какой страны характерен жанр хокку?

Дети: Для Японии.

Учитель: И вот мы с вами давайте отправимся в эту замечательную страну, окруженную со всех сторон голубыми горами и вспомним, что мы знаем об этой стране. Вам было дано задание подготовить сообщения о традициях и культуре этой страны.

  • Где расположена Япония?
  • На каких островах?
  • Какие моря омывают?
  • Покажи, где проходит граница России и Японии.
  • Что вы еще знаете о Японии?

(на доске план - карта Японии)

Дети отвечают и показывают на карте:

Берега страны с севера омывает Охотское море, с запада - Японское и Восточно-Китайское море, с востока и юго-востока - Тихий океан. Между островами Хонсю, Кюсю и Сикоку расположено внутреннее Японское море.

Япония - страна восходящего солнца. Столица Японии - Токио.

В Японии проживает 112 млн. человек.

Флаг Японии. Красное солнце - искренность, страсть, белое поле - чистота и честность.

Горы Японии очень живописны. Самая Высокая гора - Фудзияма, 3776 м. Она Священная. Вершина покрыта снегом 9 месяцев в году.

Традиционной основой питания является рис.

В Японии живет традиция воссоздания природы в миниатюре - создание крошечного сада (бонсай)

Икэбана - умение составлять цветочные композиции. Любая композиция имеет определенную символику. Желтый цвет (желтые хризантемы)- символ Японии.

Нэцкэ - небольшие резные фигурки из кости или дерева. Это брелок который носят на поясе со связкой ключей. Это необходимо, так как отсутствуют карманы в национальном костюме - кимано.

Чайная церемония учит находить прекрасное в обыденном. Пьют зеленый чай, крепко заваренный и взбитый кисточкой.

Детей в Японии балуют. Им просто не дают повода плакать. Мальчикам, почти никогда ничего не запрещают. До 6 лет разрешают все, а потом очень строго воспитывают.

Есть праздник кукол, еще его называют "Праздник девочек" и отмечают уже 1000 лет. А празднуют 3 марта. Раз и навсегда в отведенном месте в доме водружают красную полку и ставят на нее особых кукол, которые круглый год хранятся взаперти, совсем как у нас елочные игрушки. Девочки в этот день наряжаются и, как взрослые, принимают гостей, а гости приносят им в подарок : угадали? Конечно же, кукол. Но не думайте, что японские мальчики обделены. И у них есть "Праздник мальчиков"- 5 мая. В этот день возле домов на шестах колышутся надутые ветром огромные карпы из шелка. Карп - очень сильная и смелая рыба, символ мужества. А чтобы будущие мужчины были еще храбрее и сильнее, им также дарят : кукол. Но это уже другие куклы: самураи-воины, богатыри!

Учитель: Мы говорили о традициях Японии, зародившихся в далеком прошлом. После перерыва мы продолжим нашу работу.

II урок

Учитель: Мы продолжаем знакомство с традициями Японии. В одном из сообщений прозвучало слово "икэбана". Давайте повторим, что это?

Дети: Искусство составления букетов.

Учитель: Желтый цвет у японцев обозначает символ Земли, черный - воды, белый - металла, красный - огня, зеленый - дерева. У японцев сосна символизирует силу, счастье, долголетие; ветка сливы - надежду; ветка яблони - пожелание мира в семье, роза - символ любви, пион - робость, застенчивость. Важное значение имеет и символика чисел. "4"- смерть, четное число - пожелание удачи, один цветок - знак внимания, три - уважения, семь - обожания, пять - признания, девять - "я у твоих ног".

Учитель: А мы с вами познакомимся еще с одним видом искусства - это оригами. Этот вид искусства тоже зародился в Японии. А что такое оригами, кто мне подскажет?

Дети: Оригами - это техника складывания изделий из бумаги.

Учитель раздает учебники по технологии. Дети вместе с учителем по схемам из учебника выполняют работу в технике оригами - "Ирис".

Учитель: Японцы очень любят природу, её красоту, выращивают много цветов и даже делают их из бумаги. Но кроме этого, как и все люди планеты хотят мира. Японцы пережили много войн, конфликтов, катастроф, стихийных бедствий. Но самым страшным из них явилось событие 1945 года, когда американцы с целью показать свое господство во всем мире, сбросили ядерную бомбу на Японию. Это произошло в Хиросиме. В пламени заживо сгорело 240 тысяч человек. (Учитель показывает картинку).

Учитель: В Хиросиме есть парк Мира, где установлен памятник жертвам ядерной угрозы. 6 августа - со всей Японии сюда стекаются люди, чтобы почтить память погибших.

(Учитель зачитывает отрывок из книги)

Учитель: Журавлик - символ борьбы против ядерной угрозы. И мы на оставшейся части урока выполним работу в технике оригами, которая будет называться "Журавлик".

ИТОГ УРОКА

Учитель: Для чего мы знакомились с Японией, её традициями и культурой?

Дети: Мы можем многому научиться у японцев, узнать их традиции и обычаи. Знание традиций другого народа поможет нам избежать конфликтных ситуаций.

Учитель: Какие японские традиции, праздники понравились и запомнились вам?

Дети: Любование сакурой, "день мальчиков", "день девочек". А мне понравились стихи: они заставляют думать.


ПРИЛОЖЕНИЕ

(хокку, которые дописывали на уроке дети)

С ветки на ветку
Тихо сбегают капли
Как будто слезы,
Батанов Алёша

С ветки на ветку
Тихо сбегают капли
Прозрачного жемчуга
Журавлева Лена

Жизнь - она как лето:
Такая хорошая,
Но быстро проходит.
Время бежит,
Кто-то просто ждет,
А задуматься стоило бы.
Атрохов Игорь

Жизнь коротка,
Но все равно
В ней много радости.
Лилия цветет,
Она красива,
Но красота быстро проходит.
Волков Семен

 ХОККУ

(стихи японских поэтов, использованные на уроке)

И осенью хочется жить
Этой бабочке: пьет торопливо
С хризантем росу.
Басё

Камнем бросьте в меня!
Ветку цветущей вишни
Я сейчас обломил.
Кикаку

Ах, не топчи траву!
Там светлячки сияли
Вчера ночной порой.
Исса

Наша жизнь - росинка
Пусть лишь капелька росы
Наша жизнь - и все же:
Исса

Тихо, тихо ползи
Улитка по склону Фудзи
Вверх, до самых высот!
Исса