Цели урока:
- Ознакомить с творчеством классиков японской литературы;
- Сформировать у учащихся понятие "японские хокку", дать представления о способах их построения, тематике. Наблюдать за особенностями национального мироощущения японского народа.
- Развивать навык выразительного чтения и свободного высказывания; творческую активность учащихся, умение работать в парах.
- Воспитывать интерес к культуре, традициям Японии; умение выслушивать мнения товарищей; аккуратность в работе и дисциплинированность.
Оборудование: тексты хокку, иллюстрации икэбаны, нэцкэ, образцы оригами, тексты хокку для индивидуальной работы, картины с мотивами японской жизни и природы, учебник "Творческая мастерская"- 4 кл. Проснякова Т.Н..
ХОД УРОКА
I урок
На доске написано:
Иссё.
Видели всё на свете
Мои глаза - и вернулись
К вам белые хризантемы.
(читает учитель)
Учитель: Дети, вам понравилось это стихотворение? Что это за стихотворение?
Дети: Это необычное стихотворение. Это хокку.
Учитель: Мы на уроках чтения уже знакомились с такими стихотворениями. Что особенного в этих стихах?
Дети: В них три строки, в них нет рифмы, это авторские стихи.
Учитель: Вам было дано задание: найти хокку. Зачитайте стихи, которые вам больше всего понравились.
Дети читают стихи:
Исса.
Вот выплыла луна
И самый мелкий кустик
На праздник приглашен.
Басё.
Первый снег под утро.
Он едва-едва прикрыл
Листики нарцисса.
Цветы увяли.
Сыплются, падают семена,
Как будто слёзы:
Учитель: Спасибо, дети! Какой чтец был лучший и почему?
Учитель: Что общего в этих стихах? Какая тема?
Дети: У всех хокку три строки, но они очень о многом могут нам рассказать! (5- 7- 5 = 17 строк)
Учитель: Чем мы будем заниматься на уроке?
Дети: На уроке мы будем говорить о хокку, их авторах.
Учитель: Основная тема хокку - единство человека и природы, изменения происходящие со сменой времен года. Природа в японской поэзии обладает божественной сущностью. В любом хокку присутствует "сезонное слово".
Учитель: Как вы думаете, что это за слова?
Дети: Это слова, которые указывают читателю на время года.
Учитель: Правильно, так под словом "цветы"- подразумевались цветы сакуры, которые связаны с весной. При слове "луна"- читатель переносился в осень, так как считалось, что это самое лучшее время любования луной. "Увядшие травы"- зима/ осень. "День посадки бамбука"- лето.
Учитель: Дети, вы уже сказали, что это авторские стихи. Каких авторов хокку вы знаете?
Дети: Басё, Исса, Иссё, Кикаку.
Учитель: Давайте мы о некоторых из них послушаем.
Дети: 1 ученик рассказывает о Басё; 2 - об Исса.
Учитель: Искусство писать хокку - это умение сказать многое в немногих словах!
Учитель: А вот сейчас такое задание.
Прочитайте и превратите строки в хокку, пользуясь размером.
С ветки на ветку
Тихо сбегают капли:
Дети: Дождик весенний.
Посадили деревья в саду.
Тихо, тихо, чтоб их ободрить,
Дети: Шепчет осенний дождь.
Дети дописывают стихотворения (см. приложение)
Учитель: Действительно это хокку? Докажите!
Учитель: Для какой страны характерен жанр хокку?
Дети: Для Японии.
Учитель: И вот мы с вами давайте отправимся в эту замечательную страну, окруженную со всех сторон голубыми горами и вспомним, что мы знаем об этой стране. Вам было дано задание подготовить сообщения о традициях и культуре этой страны.
- Где расположена Япония?
- На каких островах?
- Какие моря омывают?
- Покажи, где проходит граница России и Японии.
- Что вы еще знаете о Японии?
(на доске план - карта Японии)
Дети отвечают и показывают на карте:
Берега страны с севера омывает Охотское море, с запада - Японское и Восточно-Китайское море, с востока и юго-востока - Тихий океан. Между островами Хонсю, Кюсю и Сикоку расположено внутреннее Японское море.
Япония - страна восходящего солнца. Столица Японии - Токио.
В Японии проживает 112 млн. человек.
Флаг Японии. Красное солнце - искренность, страсть, белое поле - чистота и честность.
Горы Японии очень живописны. Самая Высокая гора - Фудзияма, 3776 м. Она Священная. Вершина покрыта снегом 9 месяцев в году.
Традиционной основой питания является рис.
В Японии живет традиция воссоздания природы в миниатюре - создание крошечного сада (бонсай)
Икэбана - умение составлять цветочные композиции. Любая композиция имеет определенную символику. Желтый цвет (желтые хризантемы)- символ Японии.
Нэцкэ - небольшие резные фигурки из кости или дерева. Это брелок который носят на поясе со связкой ключей. Это необходимо, так как отсутствуют карманы в национальном костюме - кимано.
Чайная церемония учит находить прекрасное в обыденном. Пьют зеленый чай, крепко заваренный и взбитый кисточкой.
Детей в Японии балуют. Им просто не дают повода плакать. Мальчикам, почти никогда ничего не запрещают. До 6 лет разрешают все, а потом очень строго воспитывают.
Есть праздник кукол, еще его называют "Праздник девочек" и отмечают уже 1000 лет. А празднуют 3 марта. Раз и навсегда в отведенном месте в доме водружают красную полку и ставят на нее особых кукол, которые круглый год хранятся взаперти, совсем как у нас елочные игрушки. Девочки в этот день наряжаются и, как взрослые, принимают гостей, а гости приносят им в подарок : угадали? Конечно же, кукол. Но не думайте, что японские мальчики обделены. И у них есть "Праздник мальчиков"- 5 мая. В этот день возле домов на шестах колышутся надутые ветром огромные карпы из шелка. Карп - очень сильная и смелая рыба, символ мужества. А чтобы будущие мужчины были еще храбрее и сильнее, им также дарят : кукол. Но это уже другие куклы: самураи-воины, богатыри!
Учитель: Мы говорили о традициях Японии, зародившихся в далеком прошлом. После перерыва мы продолжим нашу работу.
II урок
Учитель: Мы продолжаем знакомство с традициями Японии. В одном из сообщений прозвучало слово "икэбана". Давайте повторим, что это?
Дети: Искусство составления букетов.
Учитель: Желтый цвет у японцев обозначает символ Земли, черный - воды, белый - металла, красный - огня, зеленый - дерева. У японцев сосна символизирует силу, счастье, долголетие; ветка сливы - надежду; ветка яблони - пожелание мира в семье, роза - символ любви, пион - робость, застенчивость. Важное значение имеет и символика чисел. "4"- смерть, четное число - пожелание удачи, один цветок - знак внимания, три - уважения, семь - обожания, пять - признания, девять - "я у твоих ног".
Учитель: А мы с вами познакомимся еще с одним видом искусства - это оригами. Этот вид искусства тоже зародился в Японии. А что такое оригами, кто мне подскажет?
Дети: Оригами - это техника складывания изделий из бумаги.
Учитель раздает учебники по технологии. Дети вместе с учителем по схемам из учебника выполняют работу в технике оригами - "Ирис".
Учитель: Японцы очень любят природу, её красоту, выращивают много цветов и даже делают их из бумаги. Но кроме этого, как и все люди планеты хотят мира. Японцы пережили много войн, конфликтов, катастроф, стихийных бедствий. Но самым страшным из них явилось событие 1945 года, когда американцы с целью показать свое господство во всем мире, сбросили ядерную бомбу на Японию. Это произошло в Хиросиме. В пламени заживо сгорело 240 тысяч человек. (Учитель показывает картинку).
Учитель: В Хиросиме есть парк Мира, где установлен памятник жертвам ядерной угрозы. 6 августа - со всей Японии сюда стекаются люди, чтобы почтить память погибших.
(Учитель зачитывает отрывок из книги)
Учитель: Журавлик - символ борьбы против ядерной угрозы. И мы на оставшейся части урока выполним работу в технике оригами, которая будет называться "Журавлик".
ИТОГ УРОКА
Учитель: Для чего мы знакомились с Японией, её традициями и культурой?
Дети: Мы можем многому научиться у японцев, узнать их традиции и обычаи. Знание традиций другого народа поможет нам избежать конфликтных ситуаций.
Учитель: Какие японские традиции, праздники понравились и запомнились вам?
Дети: Любование сакурой, "день мальчиков", "день девочек". А мне понравились стихи: они заставляют думать.
ПРИЛОЖЕНИЕ
(хокку, которые дописывали на уроке дети)
С ветки на ветку
Тихо сбегают капли
Как будто слезы,
Батанов Алёша
С ветки на ветку
Тихо сбегают капли
Прозрачного жемчуга
Журавлева Лена
Жизнь - она как лето:
Такая хорошая,
Но быстро проходит.
Время бежит,
Кто-то просто ждет,
А задуматься стоило бы.
Атрохов Игорь
Жизнь коротка,
Но все равно
В ней много радости.
Лилия цветет,
Она красива,
Но красота быстро проходит.
Волков Семен
ХОККУ
(стихи японских поэтов, использованные на уроке)
И осенью хочется жить
Этой бабочке: пьет торопливо
С хризантем росу.
БасёКамнем бросьте в меня!
Ветку цветущей вишни
Я сейчас обломил.
КикакуАх, не топчи траву!
Там светлячки сияли
Вчера ночной порой.
ИссаНаша жизнь - росинка
Пусть лишь капелька росы
Наша жизнь - и все же:
ИссаТихо, тихо ползи
Улитка по склону Фудзи
Вверх, до самых высот!
Исса