В философии под мировоззрением понимается система взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе. Т.е. это целая система философских, научных, политических, нравственных и эстетических взглядов человека.
Формирование мировоззрения тесно связано с поступками, поведением людей, т.е. их нравственным опытом. В этом плане роль семьи неоценима.
Мне хочется остановиться на том, как влияют семейные традиции на формирование мировоззрения ребенка, его нравственный опыт. Традиции и обычаи в формировании личности занимают особое место. Семейные традиции представляют собой обширную совокупность знаний, вбирающую в себя сведения, накопленные народом и имеющие большое значение в воспитании детей. Благодаря повторяемости, они постепенно принимаются всеми членами семьи как обязательные нормы совместной жизни. Дети, включенные в систему семейных обычаев и традиций, воспитываются незаметно для самих себя, естественно и просто.
Ребенок, формируемый подобным образом, усваивает практику нравственных поступков раньше, чем начинает понимать, какой поступок нравственный, а какой - безнравственный. В такой системе он не чувствует, что кто-то его воспитывает. Как правило, семья объединяет родителей и детей. Члены многоступенчатой семьи могут жить в разных квартирах и даже в разных городах и селах. Но все они разделяют общие установки и традиции, испытывают чувство сопричастности друг другу, готовность к взаимопомощи. Вся эта уверенность в том, что в любой момент ты найдешь поддержку, понимание, сочувствие и есть основа того, что называется духовной связью. Чтобы все это было, каждая семья должна иметь свои традиции, крепкие устои и принципы. Без устойчивых традиций, без домашних привычек - дом не дом. Воспитание в нем практически невозможно: это сегодня хвалят, завтра - хаят. Именно в таком случае вырастают люди, чье стремление - успеть угнаться за модой, не вникая в характер новшества, хорошо оно или дурно, полезно или вредно, красиво или уродливо. Еще древнегреческий ученый Платон предостерегал своих учеников от погони за любой новизной считая, что менять нужно только то, что плохо. Семейные традиции - это не только мероприятия, проводимые в определенный день, час, это не только дни празднования юбилеев и дней рождения, выбор профессий членами семьи и традиционные увлечения.
В традициях находит свое выражение культура семьи: рыцарство мужчин и нежность женщин, уважение к старшим и любовь к младшим, великодушие, уступчивость - все без чего не может существовать семья, развиваться и расти потомство. Прекрасно, если отец вместе с детьми создает культ матери, а мать (тоже вместе с детьми) - культ отца. Когда дети видят, как отец и мать уважают друг друга, не на словах, а на деле, в глубоком проявлении заботы, не требующей ничего взамен. Тогда дети будут уважать и мать и отца одинаково глубоко. А если в семье кому-то отдаются преимущества, то они должны быть оправданы в газах детей. Человек вправе получать увеличенную долю внимания, и материальных благ, потому что у него более напряженная работа или учеба (а не более высокая зарплата), потому что он болен, потому что стар, потому что еще мал и хрупок. Семейный коллектив - это когда справедливость и взаимная предупредительность при распределении многосложных домашних обязанностей являются традицией для каждого его члена. Не будем отрицать исторически сложившееся разделение домашнего труда между мужчиной и женщиной. Женщине, которую никто не освобождал от изнурительной работы в поле, испокон веков приходилось готовить пищу, мести пол, нянчить детей. Но не следует забывать, что у мужчин в прошлом был совсем другой набор предметов домашнего обихода. Сюда входили топор и пила - надо было напилить и нарубить дров, а может быть привезти их из леса. Здесь были шило и дратва - надо было
пошить ребятам сапоги, подшить валенки, поправить сбрую лошади, плести лапти и делать многое другое. Замена всего этого только на телевизор и кресло приводит к серьезным нарушениям равновесия в правах и обязанностях членов семьи.
В хороших семьях, где преобладают традиции полного взаимопонимания и сотрудничества, несправедливости не допускается. В одном из детских садов был проведен такой эксперимент. Малышам дали множество цветных картинок, изображавших предметы домашнего обихода (кастрюли, телевизор, молоток, тарелки, кресло, магнитофон, мясорубка, иголка с нитками, пылесос и т.п.). И предложили отобрать "папины картинки" и "мамины картинки". Для папы очень многие малыши составляли следующий набор: телевизор, газету, кресло, молоток, гвозди. Маме доставалось все остальное. Не приходилось сомневаться, что во многих семьях, где отец и мать в равной мере несут свои служебные обязанности, домашние дела распределяются именно таким образом. Но в каком же семейном коллективе, о традиции добрых взаимоотношений может идти речь, если после работы отец дремлет в кресле перед телевизором с газетой на коленях, а жена отрабатывает свою вторую смену? Дети наблюдают это и делают свои выводы, не предусмотренные программой семейного воспитания. Очень часто взрослые совсем не думают о том, как влияют на ребенка их взаимоотношения. Многие родители считают, что они воспитывают детей, только тогда, когда поучают их: не делай так, делай этак. Но в действительности для воспитания гораздо важнее не словесные поучения, а те взаимоотношения, те требования, которые сложились в семье. Дети больше подражают, чем слушают. Например, во время беседы с сыном отец одобрительно отнесся к его принципиальности, поддержал его критическое отношение к имеющимся на производстве недостаткам. Но в разговор вмешалась мать, которая сказала: "Не слушай его, Коля, критиков никто не любит. Отец не больно - то вмешивается, когда видит непорядок". Отец сконфуженно замолчал, а Коля растерянно смотрел то на него, то на мать. Своими действиями мать не только подорвала авторитет отца в глазах сына. Он получил наглядный урок того, что иногда взрослые могут говорить одно, а поступать по - другому. Ведь отец промолчал, не возразил матери.
Дети больше подражают, чем слушают наставления, и этот подражательный момент, способен держаться вплоть до юношеского возраста. Между тем подражание взрослым по природе своей отличается от подражания приятелям. В первом случае под обаяние попадают интересы личности, индивидуальности. Во втором копируется общее: ходовые словечки, ухватки, прическа, манера носить головной убор. Стало быть, чем слабее индивидуальность родителей, тем шире открывается простор для влияния уличной компании. В семьях, где родители отличаются властностью, повышенной требовательностью и строгостью, дети растут послушными, исполнительными, но замкнутыми. В таких семьях взаимное непонимание обычно складывается задолго до наступления подросткового возраста. Став окончательно взрослым, человек из такой семьи, быть может, не будет продолжать поддерживать с родителями отношения, но они будут формальны, нечто вроде обязательного ритуала. А обзаведясь собственными детьми, он, возможно, вполне будет их баловать, помня свое несладкое детство. Но не исключен вариант продолжения родительских традиций, если в ребенке окончательно успеть подавить чувство сопереживания, способность принимать участие в чьих - то проблемах. Таким, образом, чересчур авторитарные родители могут заглушить душевную теплоту и бескорыстную доброту на два поколения вперед - в своих детях и внуках.
Прекрасно, когда сын приходит на завод, где всю жизнь трудился его отец, когда рядом с ним становится к станку или операционному столу. Однако, не это главное в отцовской науке. Важно в ней - опыт нравственного поведения, который усваивается только в семье. В романе Льва Толстого "Война и мир" старик Болконский прощаясь с сыном, отправляющимся на войну, произносит следующие слова: "Помни одно, князь Андрей; коли тебя убьют, мне, старику, больно будет:" - и он неожиданно замолчал и вдруг крикливым голосом продолжал. - "А коли я узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет: стыдно!". Четкое осознание своих корней, фамильной
чести и должно служить одновременно и мощным побудителем и сдерживающим центром "я не могу совершить поступок, который позорит семью" и "я обязан совершить поступок, который послужит семейной чести". А чтобы у человека возникали такие побудители, необходимо, чтобы семья давала основание гордиться ею.
"Папа говорил:". "Мама сказала:". Говорят, что дети - эхо своих родителей.
Духовное богатство личности с наибольшей полнотой раскрывается в труде. Как же укрепить в ребенке необходимость соблюдения семейных трудовых традиций? Прежде всего, нужно разъяснить цель труда. Для чего маленькая девочка помогает матери протереть пыль в комнате? Для того чтобы квартира была чистой, а пыль вредна для здоровья. И так изо дня, в день, усложняя условия труда. Дети с удовольствием работают с родителями, хорошо, когда то или иное занятие носит постоянный характер, выполняется в определенные дни и часы, это дисциплинирует ребенка. В каждой семье, где есть дети, наступает момент, когда решается будущее ребенка: он стоит перед выбором профессии. Порой эта ситуация бывает довольно драматичной. К сожалению, приходится слышать и такие внушения родителей:
- Иди в торговлю. Сейчас это очень престижно:
- Не позорь нашу семью - иди в науку:
Нужно правильно решить, на каком поприще сможет ребенок найти свое призвание, а значит и успех. Вот тут - то и подстерегают нас коварные "ловушки". Допустим, у девушки склонность к гуманитарным наукам, но есть "возможность" поступить в технический вуз. В гуманитарный вуз трудно попасть, туда большой конкурс. В то же самое время родители желают, чтобы дочь получила высшее образование. Начинаются разговоры о том, что сейчас модно, престижно. В обсуждение вовлекаются не только родители, но и знакомые люди. Кажется, каждый рассуждает очень здраво, умно и вот - вот решится роковая ошибка. Молодая девушка откажется от своей мечты, от своего призвания ради доводов, внешне справедливых, а по сути своей внешне глубоко ошибочных. Ведь неудавшийся торговый работник - такое же явление, как и неудавшийся, не любящий свое дело научный работник. В этот решающий момент обязательно должны победить трудовые традиции семьи, члены которой свободны от расчета, мещанских соображений престижа. Родители должны сказать своей дочери:
- Иди туда, где ты надеешься быть полезной людям, туда, куда влечет твоя мечта, где труд принесет тебе большое удовлетворение. Главное в жизни никакой - ни будь диплом, а только тот, который соответствует твоему призванию. Все это казалось бы так просто. Однако как бывает тяжело решить вот такую простую задачу! Решить ее должны родители, но только вместе с детьми. Мал, ли вырос ли ребенок, для них он ребенок, они несут ответственность за его судьбу, они обязаны его направить.