Кристаллические и аморфные тела. 10-й класс

Разделы: Физика

Класс: 10


Цели урока:

  • Обучающая: сформировать понятие о кристаллическом и аморфном состоянии твердых тел, раскрыть основные свойства кристаллических и аморфных тел, рассмотреть влияние химической связи на свойства твердых тел.
  • Развивающая: развитие логического мышления, умений и навыков на сравнение свойств кристаллических и аморфных тел.
  • Воспитательная: воспитание умений и навыков самостоятельной работы, с целью политехнического образования показать значение физики твердого тела в современном мире, усиление мотивации учащихся к активной познавательной деятельности.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Приборы и материалы: кристаллические и амфорные тела, модели кристаллических решеток, мультимедиа, компьютер.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

На данном этапе проверить наличие учащихся в классе, сообщить тему  урока. (Приложение 1).

Прием   “Ассоциация”

Учащимся предлагается прочитать тему урока и ответить на вопрос:

– О чем может пойти речь на уроке?  Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание: «Кристаллические тела»?

II. Актуализация знаний

Стадия вызова

Маркировочная таблица  «З–Х–У» («Знаю – Хочу знать – Узнал»).

Я знаю Хочу знать Узнал
     

Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. 

1 шаг: До знакомства с новым материалом учащиеся в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».
2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения, учащиеся заполняют графу «Узнал».
3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.

Повторение материала по химии

Кристаллы – твердые тела, обладающие трехмерной периодической атомной (или молекулярной) структурой и, при определенных условиях образования, имеющие естественную форму правильных симметричных многогранников. Следует различать понятия структура кристалла и пространственная решетка. Структура – это физическая реальность, а пространственная решетка – геометрическое построение, помогающее выявить законы симметрии структуры кристалла.

Виды кристаллических решеток

Частицы в кристалле колеблются около положений равновесия – узлов кристаллической решетки, расположенных на определенных расстояниях друг от друга в определенном порядке. Расстояния между самими частицами меняются вследствие теплового движения. Наименьший фрагмент, повторением которого можно образовать всю решетку наз. элементарной ячейкой. Выделяют четыре типа кристаллических решеток:

  • молекулярные (водород, азот, нафталин, сухой лед и др.) – в узлах решетки расположены молекулы. Характеризуются малой прочностью.
  • ковалентные (алмаз, кремний, германий, сульфид цинка и др.) – между соседними атомами осуществляется ковалентная (парноэлектронная связь), общие электроны могут двигаться по строго определенным путям. Являются диэлектриками или полупроводниками.
  • ионные (поваренная соль, бромистое серебро и др.) – в узлах ионы, удерживающиеся электростатическими силами притяжения.
  • металлические (металлы) – в узлах  ионы металлов.

Работа в группах по заполнению таблицы по определенному типу решетки и  затем обсуждение.

Характеристики

Тип решетки

атомная

ионная

молекулярная

металлическая

Вид частиц в узлах решетки        
Характер химической связи между частицами        
Прочность связи        
Отличительные свойства веществ        
Примеры веществ        

III. Изучение нового материала

На столе лежат тела: мыло, стеклянный стакан, свеча, шоколад, чупа – чупс, кольцо с рубином, выращенные кристаллы сульфата меди и поваренной соли, металлическая  ложка. Их можно разделить на 2 группы по определенным свойствам. По каким? Для этого необходимо, изучить новый материал.

Дальше идет работа в группах по  самостоятельному изучению материала по учебнику и заполнению таблицы.

Все твёрдые тела делятся на кристаллические и аморфные. Мы рассмотрим, в чём их сходство и различие. Что такое кристаллы?  Кристаллы – это твёрдые тела, атомы или молекулы которых занимают определённые, упорядоченные положения в пространстве. Кристаллические тела делятся на монокристаллы и поликристаллы. Монокристаллы – одиночные кристаллы. Монокристаллами наз. одиночные кристаллы, имеющие макроскопическую упорядоченную кристаллическую решетку. Поликристаллы – это твёрдые тела, состоящие из большого числа кристаллов, беспорядочно ориентированных друг относительно друга.  Одним из наиболее существенных свойств монокристаллов является анизотропия – зависимость (неодинаковость) физических свойств кристалла от направления. Но в отличии от монокристаллов, поликристаллы  изотропны, т.е. физические свойства одинаковые по всем направлениям. Это объясняется тем, что кристаллы  внутри располагаются беспорядочно, и каждый в отдельности обладает анизотропией, а в целом кристалл изотропен. Свойства кристаллических тел:  правильность геометрической формы, постоянная температура плавления, анизотропия свойств.
Аморфные тела – это твёрдые тела, где сохраняется только ближний порядок в расположении атомов. (Кремнезём, смола, стекло, канифоль, сахарный леденец). Отличие в характере движения: частицы не только совершают колебательные движения, но совершают скачки (движения характерные для жидкой фазы состояния вещества) Свойства аморфных тел: отсутствие симметрии, отсутствие постоянной температуры плавления, изотропия свойств.
Аморфные тела – жидкости с очень большой вязкостью (при низких температурах ведут себя как кристаллические тела, при высоких температурах и постоянной нагрузке – как жидкости).
В аморфных телах не наблюдается строгого порядка в расположении их частиц.
Сравнение свойств аморфных и кристаллических тел (с помощью таблицы).

Сведения о веществе

Состояние твердого тела

Кристаллическое Аморфное
Монокристаллы Поликристаллы
Строение Кристаллическая решетка Кристаллическая решетка Ближний порядок, дальнего нет
Свойства Анизотропия
Правильность геометрической формы
Постоянная температура плавления
Изотропны
Правильность геометрической формы
Постоянная температура плавления
Отсутствие постоянной температуры плавления
Изотропия свойств
Отсутствие симметрии

Затем выходит учащийся и раскладывает мыло, стеклянный стакан, свечу, шоколад, чупа – чупс, кольцо с рубином, выращенные кристаллы сульфата меди и поваренной соли, металлическую ложку на две группы: кристаллические и аморфные тела.

Сообщение  учащегося по ФТТ

Большинство окружающих нас твердых тел представляют собой вещества в кристаллическом состоянии. К ним относятся строительные и конструкционные материалы: раз­личные марки стали, всевозможные металлические сплавы, мине­ралы и т. д. Специальная область физики—физика твердого тела — занимается изучением строения и свойств твердых тел. Эта область физики является ведущей во всех физических исследова­ниях. Она составляет фундамент современной техники.
В любой отрасли техники используются свойства твердого те­ла: механические, тепловые, электрические, оптические и т. д. Все большее применение в технике находят кристаллы.  Вы, навер­ное, знаете о заслугах советских ученых — академиков, лауреатов Ленинской и Нобелевской премий А. М. Прохорова и Н Г Басова в создании квантовых генераторов. Действие современных оптиче­ских квантовых генераторов — лазеров — основано на использовании свойств монокристаллов (рубина и др.).

IV. Закрепление нового материала

1. Прием «Фишбоун»

Голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова  или фразы, отражающие суть.

2. Прием «Синквэйн»

Правила написания синквэйна:

1.      В первой строчке тема называется одним словом (существительным).
2.      Вторая строчка – это описание темы в двух словах (два прилагательных).
3.      Третья строка – описание действия в рамках темы тремя глаголами.
4.      Четвертая – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
5.      Синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Тела
Кристаллические, аморфные
Находят, выращивают, создают.
В веществах разные связи.
Материальны.

3. Выполнение теста (Взаимопроверка)

Вариант   1                    Часть А

А1.    Вещество, которое хорошо проводит электрический ток и тепло, пластич­ное, непрозрачное, имеет кристаллическую решетку:

1) молекулярную;
2) ионную; 
3) атомную; 
4) металлическую.

А2. Вещество, которое обладает высокой твердостью, высокими температу­рами кипения и плавления, не растворяется в воде, имеет кристалличе­скую решетку:

1) молекулярную; 
2) ионную; 
3) атомную; 
4) металлическую.

А3. Дифенил — легкоплавкое вещество, потому что имеет кристаллическую решетку:

1) молекулярную;
2) ионную; 
3) атомную;
4) металлическую.

А4. Для веществ с металлической кристаллической решеткой нехарактерным свойством является:

1) электропроводность; 
2) пластичность; 
3) хрупкость; 
4) теплопроводность.

А5. Кристаллическую решетку алмаза образуют:

1) атомы углерода, связанные ковалентной связью; 
2) молекулы углерода;
3) ионы углерода С4– и С4+;    
4) ионы углерода С4+, связанные электронным газом.

А6. Какие из утверждений являются верными?

А) Все вещества с металлической кристаллической решеткой являются твердыми веществами.
Б) Вещества с ионной кристаллической решеткой хорошо растворимы в воде, водные растворы веществ не проводят электрический ток.

1) Верно только А; 
2) верно только Б; 
3) оба утверждения верны; 
4) оба утверждения неверны.

Часть В           В1.   Установите соответствие:

Вещество

1) «сухой лед»,
2) кварц,
3) медь,
4) иод,
5) бромид натрия.

Кристаллическая решетка

А) ионная;
Б) молекулярная;
В) атомная;
Г) металлическая.

Вариант 2               Часть  А

А1. Вещество, обладающее свойствами: твердость, хрупкость, высокие тем­пературы плавления и кипения, электропроводность водного раствора, имеет кристаллическую решетку:

1) атомную;
2) ионную;
3) молекулярную;
4) металлическую.

А2. Вещество, обладающее свойствами: невысокая прочность, легкоплав­кость, неэлектропроводность водного раствора, имеет кристаллическую решетку:

1) атомную;
2) ионную;
3) молекулярную;
4) металлическую.

А3. Карборунд — очень твердое вещество, имеет высокие температуры плав­ления и кипения, не растворяется в воде, не проводит электрический ток, так как его кристаллическая решетка:

1) молекулярная;
2) атомная;
3) ионная;
4) металлическая 

А4. Для веществ с ионной кристаллической решеткой нехарактерно свойство:

1) тугоплавкость;
2) хорошая растворимость в воде;
3) возгонка;
4) высокая температура кипения.

А5. Кристаллическую решетку хлорида кальция образуют:

1) атомы Са и Cl, связанные ковалентной связью;
2) ионы Са2+ и CI
3) молекулы CaCl2;  
4) атомы Са, связанные с ионами Сl

А6.  Какие из утверждений являются верными?

А) Вещества с атомной кристаллической решеткой пластичны и обладают высокой теплопроводностью.
Б) Вещества с молекулярной кристаллической решеткой имеют низкие температуры кипения и плавления.

1) Верно только А;
2) верно только Б;
3) оба утверждения верны;
4) оба утверждения неверны

Часть В                     В1.   Установите соответствие:

Вещество

1) сера,
2) серебро,
3) кремний кристаллический,
4) гидроксид  натрия 
5) нитрат натрия

Кристаллическая решетка

А) атомная;
Б) ионная;
В)  металлическая
Г) молекулярная;

V. Подведение итогов урока

VI. Рефлексия

VII. Домашнее задание: § 75,76.

Используемая литература:

  1. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика 10 класс. М.: Просвещение, 2004.
  2. Блудов М.И. Беседы по физике. М.: Просвещение, 1984.
  3. Кабардин О.Ф., С.И. Кабардина. Факультативный курс физики. 9 класс.
  4. Материалы сайта.