Цель: создать условия для формирования у младших школьников понятий “дружба”, “настоящий друг”, “дружеские отношения”.
Задачи:
- учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения.
- формировать нравственные качества учащихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.
- воспитывать дружеские взаимоотношения, доброжелательность, уважение друг к другу, потребность в умении ценить дружбу.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы проведения:
- дискуссионные;
- игровые.
Оборудование:
технические средства:
- мультимедийная установка;
- компьютер;
- видео клип “Песня о дружбе”;
- презентация “Умеешь ли ты дружить”?
дидактический материал:
- памятка “Правила дружбы”;
- карточки-задания;
- шкатулка с пословицами;
- модель “Дом дружбы”;
- учебник “Окружающий мир”, рабочая тетрадь 2 класс (Н.Ф.Виноградова).
Ход урока
I. Организационный момент.
Эмоциональный настрой.
Учитель. Ребята, давайте улыбнемся, соединим наши ладошки и подарим тепло наших рук и хорошее настроение друг другу. Как хорошо, что сегодня мы снова вместе.
II. Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации.
Введение в тему.
Учитель. Сегодня у нас очень интересная и серьезная тема урока. Отгадайте загадку:
Крашенное коромысло через реку повисло. (Радуга)
Слайд №1. Презентация
Правильно! Но наша радуга необычная, на ней написаны слова. Давайте прочитаем сверху вниз первую букву каждого слова, и узнаем тему урока:
Окружающим
Дарить
Радость
Улыбки
Жизнелюбие
Благородство
Единство
Пусть эти слова станут девизом нашего урока.
Учитель. О чем будем говорить? (О дружбе). Умеешь ли ты дружить?.
III. Совместное открытие нового знания.
Учитель. Какое прекрасное слово – “дружба”! Когда я произношу его, то сразу вспоминаю своего друга, с которым мне всегда интересно, тепло и уютно, с ним я могу посекретничать о своем или просто помечтать…
А какие у вас ощущения возникают при слове - “дружба”? (Учитель предлагает учащимся игру “ Мир моих ощущений”)
– Как “пахнет” дружба?
– Какая она на ощупь?
– На вкус?
– С какой погодой вы бы сравнили “дружбу”?
– С какими животными можно связывать слово дружба?
– Какая музыка вам слышится, когда вы думаете, говорите о дружбе?
– Какие краски вы возьмете, чтобы “нарисовать” дружбу?
Рассказы детей о своих ощущениях.
IV. Проблемная ситуация. Учебный диалог.
- Умеешь ли ты дружить? (Разбор ситуаций в группах)
(Учитель предлагает учащимся разобрать проблемные ситуации в учебнике на страницах 86-87, и для каждой ситуации подобрать правило дружбы, которое отражено на слайде)
Работа учащихся с текстом учебника:
1. Маша поделилась с Леной своей тайной, и Лена узнала, что по секрету от своей мамы Маша вяжет шарф в подарок к маминому дню рождения. Очень хотелось Лене всем об этом рассказать. Но она сдержала слово, данное подруге.
2. Витя хорошо учится, но сегодня за диктант получил “3”. Вова засмеялся: “Тоже мне отличник! Так тебе и надо!”
3. Лена пришла в новую школу. К ней подошла Ира и сказала: “У нас в классе все девчонки плохие: Оля плохо учится, Мила жадная, а Света некрасивая... Будешь со мной дружить?”
4. Алёша опрокинул компот на платье Милы. “Дурак”, — крикнула девочка и выбежала из буфета. Алёша обиделся и перестал дружить с Милой.
Слайд №3.
Правила дружбы
- Если ты поссорился с другом, постарайся понять, в чём твоя вина. Извинись, если невзначай обидишь друга, и предложи ему помириться.
- Если друг рассказал тебе что-то по секрету, нужно этот секрет хранить.
- Поддержи друга, если у него неприятности. Порадуйся вместе с ним его успехам. Не завидуй другу!
- Никогда не сплетничай о своих друзьях. Старайся замечать, прежде всего, хорошее в человеке. О достоинствах своего друга рассказать можно каждому.
(Дети работают в группах и обмениваются мнениями)
Учитель. Молодцы. Вы хорошо поработали. Я надеюсь, что вы никогда не поступите так, как эти ребята.
- А сейчас давайте немного отдохнем.
- Вспомните, когда вы ссоритесь, вам приходиться мириться. Как вы это делаете? Покажите!
Физминутка “Мирилка”.
Дети берутся мизинцами в парах и произносят слова:
Мирись, мирись,
И больше не дерись.
Если будешь драться,
Я буду кусаться.
А кусаться не при чем,
Буду драться кирпичом,
А кирпич ломается,
Дружба начинается.
Учитель: Как сделать так, чтобы у тебя было много друзей?
(Нужно уметь дружить, уважать друзей, помогать, приходить на помощь в трудную минуту и т.д.)
Учитель. Да, нужны правила дружбы.
V. Составление правил дружбы.
(Учащиеся выполняют творческое задание “Мой рецепт дружбы”)
Золотые правила дружбы (на слайде).
1. Помогай другу в беде.
2. Умей разделить с другом радость.
3. Не смейся над недостатками друга.
4. Останови друга, если он делает что-то плохое.
5. Умей принять помощь, совет.
6. Не обманывай друга.
7. Не предавай друга.
8. Умей признавать свои ошибки.
9. Относись к другу как к себе.
Учитель. Существует много законов о дружбе. Но это – основные. Если вы будете соблюдать их, то станете настоящими друзьями.
VI. Закрепление изученного материала.
Игра “Мудрая шкатулка”. (Работа в парах)
Учитель. Ребята, в этой шкатулке лежат разноцветные сердечки, на которых написаны пословицы. Давайте прочитаем и объясним их смысл.
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
- Старый друг лучше новых двух.
- Дерево держится корнями, а человек – друзьями.
- Один за всех и все за одного.
Музыкальная физминутка “Дружба”. (Дети танцуют под музыку)
VII. Моделирование. Строительство Дома Дружбы.
Учитель. Ребята, в мультфильме, который очень любят дети крокодил Гена и Чебурашка построили дом Дружбы. Я предлагаю вам построить такой дом из кирпичиков. Но у вас разные кирпичики и вам надо подумать, какие из них подойдут для нашего дома. Для каждого дома очень важен фундамент, это то на чем держится весь дом. Подумайте, что же будет лежать в основе вашего дома.
Из кирпичиков дети составляют Дом Дружбы:
Учитель. А какие кирпичики нам не пригодились? Почему?
Горе | Злость |
Жадность | Зависть |
Учитель. Наш дом дружбы построен. Вы хотели бы поселиться в нем? Почему?
(Дети высказывают свои мнения)
VIII. Рефлексия деятельности.
Учитель. В каждом утверждении вместо слов НАСТОЯЩИЙ ДРУГ поставьте к Я. Ну как, получается? Прочитайте нам …
- Настоящий друг – это тот, кто никогда не обманывает своего друга.
- Настоящий друг – это тот, кто не пожалеет поделиться со своим другом всем, что сам имеет.
- Настоящий друг – это тот, кто не станет смеяться над бедой или неудачей своего друга.
- Настоящий друг – это тот, с кем всегда интересно и никогда не скучно.
- Настоящий друг – это тот, кто постарается защитить от обидчика.
IX. Подведение итогов урока.
- Какое открытие для себя вы сделали на уроке?
Дружба - главное чудо всегда.
Сто открытий для всех настоящее.
И любая беда не беда, если рядом друзья настоящие.
- Что вам было самым интересным на уроке?
Учитель. А теперь возьмитесь за руки, передайте тот заряд энергии, который вы получили во время урока, улыбнитесь друг другу. Если вам понравилась наша работа на уроке, то похлопайте.
Учитель. Я желаю каждому из вас иметь верного настоящего друга, уметь дорожить дружбой. Давайте не будем никогда ссориться и скажем друг другу слова известного мультипликационного героя, кота Леопольда: “Ребята, давайте жить дружно!”.
XI. Задание на дом:
По выбору:
- работа в Рабочей тетради “Окружающий мир” стр. 27
- нарисуй свое дерево дружбы.
- пополни “мудрую шкатулку “пословицами о дружбе.
Список использованной литературы
- Виноградова Н.Ф. Учебник “Окружающий мир”. 2 класс, рабочая тетрадь. Москва “Вентана-Граф”, 2008.
- Зайцев Г.К. “Уроки Знайки”. Санк-Петербург “Детство-Пресс”, 2007.
- Каиров И.А “Азбука нравственного воспитания!” М.: “Просвещение”. 2005.
- Ушакова О.Д. Пословицы, поговорки и стихи о любви и дружбе: справочник школьника. – “Литера+”. 2008.