"Умеешь ли ты дружить?"

Разделы: Начальная школа


Цель: создать условия для формирования у младших школьников понятий “дружба”, “настоящий друг”, “дружеские отношения”.

Задачи:

  • учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения.
  • формировать нравственные качества учащихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.
  • воспитывать дружеские взаимоотношения, доброжелательность, уважение друг к другу, потребность в умении ценить дружбу.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы проведения:

  • дискуссионные;
  • игровые.

Оборудование:

технические средства:

  • мультимедийная установка;
  • компьютер;
  • видео клип “Песня о дружбе”;
  • презентация “Умеешь ли ты дружить”?

дидактический материал:

  • памятка “Правила дружбы”;
  • карточки-задания;
  • шкатулка с пословицами;
  • модель “Дом дружбы”;
  • учебник “Окружающий мир”, рабочая тетрадь 2 класс (Н.Ф.Виноградова).

Ход урока

I. Организационный момент.

Эмоциональный настрой.

Учитель. Ребята, давайте улыбнемся, соединим наши ладошки и подарим тепло наших рук и хорошее настроение друг другу. Как хорошо, что сегодня мы снова вместе.

II. Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации.

Введение в тему.

Учитель. Сегодня у нас очень интересная и серьезная тема урока. Отгадайте загадку:

Крашенное коромысло через реку повисло. (Радуга)

Слайд №1. Презентация

Правильно! Но наша радуга необычная, на ней написаны слова. Давайте прочитаем сверху вниз первую букву каждого слова, и узнаем тему урока:

Окружающим

Дарить

Радость

Улыбки

Жизнелюбие

Благородство

Единство

Пусть эти слова станут девизом нашего урока.

Учитель. О чем будем говорить? (О дружбе). Умеешь ли ты дружить?.

III. Совместное открытие нового знания.

Учитель. Какое прекрасное слово – “дружба”! Когда я произношу его, то сразу вспоминаю своего друга, с которым мне всегда интересно, тепло и уютно, с ним я могу посекретничать о своем или просто помечтать…

А какие у вас ощущения возникают при слове - “дружба”? (Учитель предлагает учащимся игру “ Мир моих ощущений”)

– Как “пахнет” дружба?

– Какая она на ощупь?

– На вкус?

– С какой погодой вы бы сравнили “дружбу”?

– С какими животными можно связывать слово дружба?

– Какая музыка вам слышится, когда вы думаете, говорите о дружбе?

– Какие краски вы возьмете, чтобы “нарисовать” дружбу?

Рассказы детей о своих ощущениях.

IV. Проблемная ситуация. Учебный диалог.

- Умеешь ли ты дружить? (Разбор ситуаций в группах)

(Учитель предлагает учащимся разобрать проблемные ситуации в учебнике на страницах 86-87, и для каждой ситуации подобрать правило дружбы, которое отражено на слайде)

Работа учащихся с текстом учебника:

1. Маша поделилась с Леной своей тайной, и Лена узнала, что по секрету от своей мамы Маша вяжет шарф в подарок к маминому дню рождения. Очень хотелось Лене всем об этом рассказать. Но она сдержала слово, данное подруге.

2. Витя хорошо учится, но сегодня за диктант получил “3”. Вова засмеялся: “Тоже мне отличник! Так тебе и надо!”

3. Лена пришла в новую школу. К ней подошла Ира и сказала: “У нас в классе все девчонки плохие: Оля плохо учится, Мила жадная, а Света некрасивая... Будешь со мной дружить?”

4. Алёша опрокинул компот на платье Милы. “Дурак”, — крикнула девочка и выбежала из буфета. Алёша обиделся и перестал дружить с Милой.

Слайд №3.

Правила дружбы

  • Если ты поссорился с другом, постарайся понять, в чём твоя вина. Извинись, если невзначай обидишь друга, и предложи ему помириться.
  • Если друг рассказал тебе что-то по секрету, нужно этот секрет хранить.
  • Поддержи друга, если у него неприятности. Порадуйся вместе с ним его успехам. Не завидуй другу!
  • Никогда не сплетничай о своих друзьях. Старайся замечать, прежде всего, хорошее в человеке. О достоинствах своего друга рассказать можно каждому.

(Дети работают в группах и обмениваются мнениями)

Учитель. Молодцы. Вы хорошо поработали. Я надеюсь, что вы никогда не поступите так, как эти ребята.

- А сейчас давайте немного отдохнем.

- Вспомните, когда вы ссоритесь, вам приходиться мириться. Как вы это делаете? Покажите!

Физминутка “Мирилка”.

Дети берутся мизинцами в парах и произносят слова:

Мирись, мирись,
И больше не дерись.
Если будешь драться,
Я буду кусаться.

А кусаться не при чем,
Буду драться кирпичом,
А кирпич ломается,
Дружба начинается.

Учитель: Как сделать так, чтобы у тебя было много друзей?

(Нужно уметь дружить, уважать друзей, помогать, приходить на помощь в трудную минуту и т.д.)

Учитель. Да, нужны правила дружбы.

V. Составление правил дружбы.

(Учащиеся выполняют творческое задание “Мой рецепт дружбы”)

Золотые правила дружбы (на слайде).

1. Помогай другу в беде.

2. Умей разделить с другом радость.

3. Не смейся над недостатками друга.

4. Останови друга, если он делает что-то плохое.

5. Умей принять помощь, совет.

6. Не обманывай друга.

7. Не предавай друга.

8. Умей признавать свои ошибки.

9. Относись к другу как к себе.

Учитель. Существует много законов о дружбе. Но это – основные. Если вы будете соблюдать их, то станете настоящими друзьями.

VI. Закрепление изученного материала.

Игра “Мудрая шкатулка”. (Работа в парах)

Учитель. Ребята, в этой шкатулке лежат разноцветные сердечки, на которых написаны пословицы. Давайте прочитаем и объясним их смысл.

  1. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
  2. Старый друг лучше новых двух.
  3. Дерево держится корнями, а человек – друзьями.
  4. Один за всех и все за одного.

Музыкальная физминутка “Дружба”. (Дети танцуют под музыку)

VII. Моделирование. Строительство Дома Дружбы.

Учитель. Ребята, в мультфильме, который очень любят дети крокодил Гена и Чебурашка построили дом Дружбы. Я предлагаю вам построить такой дом из кирпичиков. Но у вас разные кирпичики и вам надо подумать, какие из них подойдут для нашего дома. Для каждого дома очень важен фундамент, это то на чем держится весь дом. Подумайте, что же будет лежать в основе вашего дома.

Из кирпичиков дети составляют Дом Дружбы:

Учитель. А какие кирпичики нам не пригодились? Почему?

Горе Злость
Жадность Зависть

Учитель. Наш дом дружбы построен. Вы хотели бы поселиться в нем? Почему?

(Дети высказывают свои мнения)

VIII. Рефлексия деятельности.

Учитель. В каждом утверждении вместо слов НАСТОЯЩИЙ ДРУГ поставьте к Я. Ну как, получается? Прочитайте нам …

  1. Настоящий друг – это тот, кто никогда не обманывает своего друга.
  2. Настоящий друг – это тот, кто не пожалеет поделиться со своим другом всем, что сам имеет.
  3. Настоящий друг – это тот, кто не станет смеяться над бедой или неудачей своего друга.
  4. Настоящий друг – это тот, с кем всегда интересно и никогда не скучно.
  5. Настоящий друг – это тот, кто постарается защитить от обидчика.

IX. Подведение итогов урока.

- Какое открытие для себя вы сделали на уроке?

Дружба - главное чудо всегда.

Сто открытий для всех настоящее.

И любая беда не беда, если рядом друзья настоящие.

- Что вам было самым интересным на уроке?

Учитель. А теперь возьмитесь за руки, передайте тот заряд энергии, который вы получили во время урока, улыбнитесь друг другу. Если вам понравилась наша работа на уроке, то похлопайте.

Учитель. Я желаю каждому из вас иметь верного настоящего друга, уметь дорожить дружбой. Давайте не будем никогда ссориться и скажем друг другу слова известного мультипликационного героя, кота Леопольда: “Ребята, давайте жить дружно!”.

XI. Задание на дом:

По выбору:

  • работа в Рабочей тетради “Окружающий мир” стр. 27
  • нарисуй свое дерево дружбы.
  • пополни “мудрую шкатулку “пословицами о дружбе.

Список использованной литературы

  1. Виноградова Н.Ф. Учебник “Окружающий мир”. 2 класс, рабочая тетрадь. Москва “Вентана-Граф”, 2008.
  2. Зайцев Г.К. “Уроки Знайки”. Санк-Петербург “Детство-Пресс”, 2007.
  3. Каиров И.А “Азбука нравственного воспитания!” М.: “Просвещение”. 2005.
  4. Ушакова О.Д. Пословицы, поговорки и стихи о любви и дружбе: справочник школьника. – “Литера+”. 2008.