Цели урока:
- Образовательная:
- обобщить и закрепить умения и навыки решения линейных неравенств с одной переменной и их систем; проконтролировать приобретённые знания;
- Развивающая:
- развивать приёмы мыслительной деятельности, внимание;
- формировать потребность к приобретению знаний;
- развивать коммуникативную и информационную компетенции учащихся;
- Воспитательная:
- воспитывать культуру коллективной работы;
- развитие самостоятельности.
Место урока: после изучения темы «Решение линейных неравенств с одной переменной и их систем».
Тип урока: урок обобщения изученного материала.
Оборудование: классная доска, учебник, тетради, карточки для самостоятельной работы, компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация (Приложение 1)
Структура урока.
1. Организационный момент – 1 мин.
2. Актуализация опорных знаний – 10 мин.
а) устная работа по теории;
б) тест.
3. Работа в парах – 5 мин.
4. Работа у доски и в тетрадях – 8 мин.
5. Физкультминутка – 1 мин.
6. Работа с ЦОР – 7 мин.
7. Самостоятельная работа (по вариантам) – 10 мин.
8. Оценки. Домашнее задание – 1 мин.
9. Итог урока. Рефлексия – 2 мин.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент (Приложение 1, слайд 1)
Мы закончили изучение темы «Линейные
неравенства с одной переменной и их системы» и
сегодня у нас обобщающий урок. Как Вы думаете,
какова цель нашего занятия? (Приложение
1, слайд 2)
Вы правильно определили цель урока и мы можем
приступать к реализации нашего плана.
(Приложение 1,
слайд 3)
Ян Амос Каменский сказал: «Считай несчастным тот
день или тот час, в котором ты не усвоил ничего,
ничего не прибавил к своему образованию». (Приложение 1, слайд 4)
И я надеюсь, что сегодняшний урок, и день не
будет для вас несчастным и потерянным, т.к.
каждый из вас унесёт с собой что-то новое,
неизвестное, познавательное.
II. Актуализация опорных знаний
А) Устная работа по теории (Приложение 1, слайд 5)
- Сформулировать определение линейного неравенства с одной переменной?
- Что значит решить неравенство?
- Какие неравенства называются равносильными?
- Что называется решением системы неравенств с одной переменной ?
- Что значит решить систему неравенств?
- Перечислите свойства равносильности, используемые при решении систем линейных неравенств с одной переменной?
Б) Тест (Приложение 1, слайд 6)
Для проверки понимания и умения применять теорию на практике проведём тестирование. Задания теста предполагают ответ «Да» или «Нет».
1. Верно ли утверждение: если х > 2 и y
> 14, то х + y > 16?
2. Верно ли утверждение: если х > 2 и y >
14, то х . y < 28?
3. Является ли число 0 решением неравенства 3х
– 1 < 11?
4. Является ли неравенство 3 х + 12 > 2 х –
2 строгим?
5. Существует ли целое число, принадлежащее
промежутку [– 2,5; – 2,3]?
6. Верно ли, что при умножении или делении обеих
частей неравенства на отрицательное число, знак
неравенства не меняется?
Проверка (Приложение 1, слайд 7)
III. Работа в парах (Приложение 1, слайд 8)
Задание:
1. Неравенству – 3х < – 45 соответствует числовой промежуток:
а) .
2. Укажите наибольшее и наименьшее целое число, принадлежащее промежутку:
а) (– 4; 12) б) [– 4; 0,8].
3. Решить систему неравенств:
Выполним проверку. На слайде указаны верные ответы (Приложение 1, слайд 9)
IV. Решение неравенств и систем неравенств у доски (Приложение 1, слайд 10)
1. Решите двойное неравенство (рассмотреть 2 способа решения)
– 4 < х – 9 < 5.
2. Найдите количество натуральных чисел, являющихся решением системы неравенств
3. При каких значениях у значения двучлена 2y – 5 принадлежат промежутку (–1; 1)?
V. Физкультминутка, включающая специальную гимнастику для глаз.
Цель: снятие зрительного утомления.
- Вертикальные движения глаз вверх-вниз.
- Горизонтальное вправо-влево.
- Вращение глазами по часовой стрелке и против.
- Закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчётливее.
- По периметру класса изображены кривые линии. Глазами « нарисовать» кривую, несколько раз, сначала в одном, а затем в другом направлении.
VI. Работа с ЦОР. Подготовка к ГИА (№77 по цифрой 2)
Решение систем неравенств с одной переменной.(№191882) http://school-collection.edu.ru)
VII. Самостоятельная работа по вариантам (Приложение 1, слайд 11)
I вариант | II вариант |
1) Решите неравенство: А) 4 + 12х > 7 + 13х |
1) Решите неравенство: А) 7 – 4х < 6х –
23 |
2) Решите систему неравенств: | 2) Решите систему неравенств: |
3) Решите двойное неравенство (2 способами) – 3 < 2 – 5х < 1 |
3) Решите двойное неравенство (2 способами) – 2 < 1 – 3х < 2 |
По окончании работы проводится взаимопроверка. Учащиеся обмениваются тетрадями. Ответы демонстрируются на слайде. (Приложение 1, слайд 12)
VIII. Оценки. Домашнее задание (Приложение 1, слайд 13)
№ 886(а, б), № 894(а, б)
IX. Итог урока. Рефлексия (Приложение 1, слайд 14)
– Чем данный урок был полезен для Вас?
– Какие пробелы в знаниях помог восполнить?
– Что нового для себя Вы открыли на уроке?
– Спасибо за урок.
Список используемых ресурсов:
- Алгебра: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений [Ю.Н.Макаров, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова] под редакцией С.А.Теляковского. – М.: Просвещение, 2009 г.
- Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 8 класса. А.П.Ершова, В.В.Голобородько, А.С.Ершова. – М.: Илекса, 2008 г.
- Рязановский А.Р, Зайцев Е.А. Математика, 5-11 кл.: Дополнительные материалы к уроку математики. – М.: Дрофа, 2001. – 224 с.
- http://school-collection.edu.ru).