Цели:
- познакомить с приемами определения рода имен существительных;
- развивать умения определять род существительных;
- развивать память, мышление, умение сравнивать, анализировать, классифицировать и синтезировать;
- продолжить работу по формированию гигиены труда в учебном процессе.
Оборудование урока:
- Учебник «Русского языка» Поляковой.
- Интерактивная доска SMART.
ХОД УРОКА
I. Организация на урок
– Здравствуйте, дети. Садитесь.
II. Сообщение темы и целей урока
Тема урока: «Род имен существительных»
III. Минутка чистописания
На доске записаны слова: детский, тростник, громкий, лестница, вестник, отвечаю, местность, трудный.
Слова учителя: На какие три группы можно разделить эти слова? По какому признаку?
Сущ. (предмет) Прил. (признак) Глаг. (действие)
тростник детский отвечаю
лестница громкий
вестник трудный
местность
Ответы детей: Слова делятся на три группы: имена существительные, имена прилагательные, глаголы.
Слова учителя: Прочитайте существительные. Какая орфограмма в этих словах? Какую букву мы не произносим? Определите, какую букву мы будем сейчас писать?
Ответы детей: Это буква т. Она есть во всех именах существительных этого ряда слов: тростник, лестница, вестник, местность.
Ттр рТт рТт …
Слова учителя: Напишите эту цепочку букв в указанной последовательности.
IV. Словарно-орфографическая работа
Учащиеся отгадывают загадки и открывают шторки на интерактивной доске.
1. Солнце, море, зонт, шезлонг,
Лето, счастье, катерок.
Дух захватывает аж!
Это просто южный … (пляж)2. Новый дом несу в руке,
Двери дома на замке.
А живут в нем папки,
Книжки и тетрадки. (Портфель)3. То я в клетку, то в линейку.
Написать по ним сумей-ка! (Тетрадь)4. Я увидел свой портрет,
Отошел – портрета нет. (Зеркало)5. В любую непогоду, в любое время года
Очень быстро в час любой провезу вас под землей. (Метро)6. Деревянная дорога,
Вверх она идет отлого.
о ни шаг –
То овраг. (Лестница)
V. Работа над новой темой
Слова учителя: Какой частью речи
являются все эти слова?
– Разделите их на три группы. Как вы это
сделали?
Ответы детей: Существительные: лестница, тетрадь – ж. р, существительные: пляж, портфель – м. р.; существительные: зеркало, метро – ср.р.
Слова учителя: Разгадайте ребусы и загадки. Отгадки запишите в три столбика.
2) Везде сует свой нос витой,
Дыру проткнет в стене,
Чтобы узнать, а что на той,
Обратной стороне. (Сверло)3) Первое – нота,
Второе – игра,
Целое встретится у столяра. (Долото)
Слова учителя: Какого рода существительные, о которых можно сказать: «он мой», «она моя», «оно мое»?
Ответы детей: Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода. Это второй грамматический признак имен существительных.
Слова учителя: Назовите тему нашего урока.
Ответы детей: Тема урока: «Имена существительные»
Слова учителя: Итак, ваша задача – научиться различать род существительных.Род имен существительных – постоянный признак. Существительные по родам не изменяются.
Женский род запомню я
И скажу: «Она моя».
И запомню род мужской
И опять скажу: «Он мой».
Средний род – «Оно мое!»
Это правило твое!
– Как же можно определить род существительного?
Ответы детей: Род имен существительных определяется по вопросу.
Слова учителя: Я буду называть имена существительные разного рода. Если произнесу имя существительное мужского рода, надо присесть. Если назову имя существительное женского рода, надо встать. Если среднего рода – надо подпрыгнуть.
Слова: дождь, трава, небо, ком, девочка, солнце, стол, яблоко, ученица, книга, труд, огурец, урожай, ветер.
VI. Работа с учебником
1) Чтение правила.
2) Упражнение № 237, с. 127 – самостоятельное
выполнение с последующей проверкой
Слова учителя: Какие еще слова помогают определить род существительных?
Ответы детей: Слова: эта, это, этот.
VII. Игра «Разбери слова по родам»
Животное, рябина, травы, ремень, тетрадь, яблоко, груши, учебник, степень, север, метро, люди.
Слова учителя: Что общего в этих словах?
Ответы детей: Эти существительные стоят во множественном числе.
Слова учителя: Какой вывод можно сделать?
Ответы детей: У существительных, которые стоят во множественном числе, род не определяется.
Слова учителя: Поставьте эти существительные в единственное число. Что теперь можно сказать?
Ответы детей: Можно определить род.
VIII. Работа с учебником
Упражнение 241, с. 128 – коллективный разбор.
Слова учителя: Объясните смысл пословиц и фразеологизмов.
Ответы детей: Фразеологизмы, пословицы, загадки – это устойчивые сочетания слов.
IX. Итог урока
Слова учителя: Как же определить род имен существительных?
– В каком числе должно стоять существительное,
чтобы можно было определить его род?
– Как узнать род имени существительного, если
оно стоит во множественном числе?
Ответы детей: Чтобы определить род имен существительных, надо существительное поставить в единственное число.
X. Домашнее задание: упражнение 240, с. 128.