Урок русского языка "Упражнения в написании слов с буквосочетаниями чн, чк, жи, ши, ча, ща, чу, щу"

Разделы: Начальная школа


Цель урока:систематизация знаний учащихся.

Задачи:

  • Развитие орфографической зоркости.
  • Развитие умения применять свои знания на практике.

Используемые учебники и учебные пособия: «Русский язык» 2 класс, 2 часть под редакцией В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого.

Используемое оборудование: 

  • Интерактивная доска.
  • Проэктор.
  • Компьтер.

Используемые ЦОР: 

ХОД УРОКА

I. Психологический настрой на работу

Вот звонок нам дал сигнал,
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
Все к работе приступаем.

– Сегодня мы отправляемся в необычное путешествие по зимнему лесу. (Приложение 1. Слайд 1) На пути вас ждут разнообразные препятствия.  Но я думаю, что все мы очень постараемся и их преодолеем.  Ведь наш девиз: “Не стыдно не знать, стыдно не учиться!”(Приложение 1. Слайд 2). В путь, друзья!

II. Определение темы урока

– Дети, назовите какие звуки обозначают буквы ч, щ, ж, ш? (Приложение 1. Слайд 3)
– Что их всех объединяет? (Все шипящие)
– О чём мы говорили на прошлом уроке?
–  Нужно ещё поработать над этой темой? Почему?
–  Помогите сформулировать тему урока.
– Сегодня будем упражняться в написании слов с буквосочетаниями -чк-, -чн-, -жи-, -ши-, -ща-, -ча-, -чу-,-щу-. (Приложение 1. Слайд 4)

III. Минутка чистописания

– Кто это нас встречает?  (Старичок-лесовичок) (Приложение 1. Слайд 5)
– Какой шипящий звук есть в этих словах? Дайте ему характеристику.
– Давайте красиво напишем букву Ч

1. Настрой на работу:

– Я тетрадочку открою
И как надо положу.
Я, друзья мои, не скрою,
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

2. Письмо буквы, соединений

3. Составьте предложение про лесовичка. Запишите его. Подчеркните грамматическую основу.  (Hаботаем с комментированием)

IV. Работа по теме урока

  • ЧК, ЧН

– Лесовичок зовёт нас за собой.  Посмотрите на картинку. Кто это? (Cиничка)

А) Прочитайте стихотворение (Приложение 1. Cлайд 6)

Прилетела к нам синичка.
Села прямо под окном.
Эту маленькую птичку
С нетерпением мы ждём.
И чтоб ей полегче стало,
Ведь исчезли червячки,
Для неё кусочки сала
Мы повесим на сучки.

– Почему мы подкармливаем птиц зимой?
– У кого около дома есть кормушка?
– Выпишите из текста слова с сочетанием ЧК.

(Самостоятельная работа, проверка с доски)

Б) Как пишутся такие буквосочетания ЧК, ЧН?  (Приложение 1. Слайд 8)

В) Изменение слов

– Рассмотрите картинку.  (Приложение 1. Слайд 8)
– Что  мы на ней видим? (Облако, ель, солнце)
– Запишите слова, изменяя их по образцу: Облако – облачный (Приложение 1. Слайд 9)
– Подчеркните буквосочетания (по одному у доски)

  • ЖИ. ШИ

А) повторение правила

– Старичок-лесовичок зовёт нас дальше. Но просто так нам не пройти. Отгадайте загадку и вы узнаете, что поможет нам быстро двигаться. (Приложение 1. Слайд 11)

Два березовых коня
По снегам несут меня.
Кони эти рыжи,
А зовут их ... (лыжи).

– Какой шипящий звук есть в слове лыжи?  (ж)
– Дайте ему характеристику.
– Как пишутся сочетания ЖИ, ШИ?  (Приложение 1. Слайд 11)

Б) Письмо по памяти

– Прочитайте стихотворение на доске.  (Приложение 1. Слайд 12)

Белый снег  пуш..стый
В воздухе круж..тся
И на землю тихо
Падает, лож..тся.

И. Суриков

– Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.
– Подготовимся к письму по памяти.
– Сколько в тексте строк?
– Сколько в тексте предложений? Почему?
– Какие еще знаки препинания есть в тексте?
– Прочитайте текст по слогам, чётко всё проговаривайте.
– Заучите текст. (Текст  проговариваем по рядам, все вместе)
– Запишите текст.

Взаимопроверка с доски.

  • Словарная работа

(Приложение 1. Слайд 13)

– Что это в лесу происходит? Отгадайте загадку:

Гуляю в поле,
Летаю на воле,
Кручу, бурчу,
Никого знать не хочу.
Вдоль дороги пробегаю,
И сугробы наметаю.  (Метель)

– Что такое метель?

Мете'ль (буран, вьюга) — перенос ветром снега, поднятого с поверхности земли.

– Вставьте пропущенную букву. Скажите, можно ли её проверить. Написание этого слова нужно запомнить.
– Запишите слово метель, подчеркните орфограмму.

Физкультминутка

– Закружила нас метель. Давайте отдохнём.

  • ЧА, ЩА

А) Правило

– Крутила метель, дорожки засыпала. Куда это мы попали. Темно кругом, лес густой. Ни птиц, ни зверей и лесовичок спрятался.
– Да, мы попали в чащу леса. (Приложение 1. Слайд 14)
– Какие буквосочетания спрятались в слове ЧАЩА?  (ча, ща)
– Дайте характеристику звуку щ.
– Как пишутся сочетания ЧА, ЩА?
– Как пишутся сочетания ЧУ, ЩУ? (Приложение 1. Слайд 15)

Б) Работа с карточками

– Чтобы выбраться из чащи нужно выполнить следующее задание. Вставьте в слова пропущенные буквы.

(Дети получают карточки, работают самостоятельно)

Сч..стье, ч..чело, щ..ка, рощ.., ч..лан.
Щ..вель, ч..лок, ч..ша, ч..довище, ищ.. .

– Проверим,  какие буквы вы вставили. (Читают слово, называют букву) (Приложение 1. Cлайд 16)

V. Обобщение. Работа с деформированным текстом

– Вот и лесовичок появился. Он приготовил нам ещё одно задание. Самое главное. Лесовичок хочет узнать, как мы с вами сможем применить наши правила на практике.
– Откройте учебники. Упр. 31. Прочитайте задание. Что нужно сделать?

  • Нужно составить предложение.
  • Записать предложение, вставляя пропущенные буквы.

(Работа идёт на доске, записываем по одному предложению с комментированием.) (Приложение 1. Cлайд 18)

VI. Итог урока

– Мы хорошо потрудились.
– Какие правила  мы вспоминали на уроке?
– Что дал вам этот урок?

Оценки за работу на уроке

– А теперь  наше дерево успеха.  Украсьте ёлочку. (Приложение 1. Cлайд 19)

VII. Домашнее задание

– Составить карточки на эти правила.