Цель: формирование связной речи через приобщение к народному творчеству.
Задачи:
- продолжать развивать сенсорные и моторные функции;
- автоматизировать звуки в связной речи;
- развивать фонематическое восприятие;
- обогащать словарь и активизировать речь детей;
- совершенствовать слоговую структуру слова;
- развивать мышление, память, воображение, внимание, умение ориентироваться в схеме;
- воспитывать дружеские взаимоотношения,
Словарная работа: ярмарка, чугунок
Предварительная работа:
- чтение пословиц и поговорок;
- знакомство с песенным, танцевальным фольклором русского народа;
- знакомство с народно-прикладным искусством (русская матрёшка).
- выставка детских рисунков по пословицам.
Презентация «Ярмарка слов» (Приложение 1).
ХОД ЗАНЯТИЯ:
I. Организационный момент
Приветствие «Ладошки» – создание эмоционально-положительного фона. Дети здороваются, прикасаясь друг другу ладошками, и называют друзей уменьшительно- ласкательными именами.
II. Основная часть
1. Беседа о пословицах – развитие связной речи.
Логопед спрашивает детей: «Что такое пословицы? Чему учат пословицы?»
Игра с мячом «Скажи наоборот» – развитие словаря антонимов.
Дети подбирают к словам антонимы.
Логопед: Много пословиц создал народ. Есть пословицы о добре и зле, о труде и лени, о войне и мире, о счастье и горе, о смелости и трусости, о правде и лжи, о любви и ненависти, о пользе и вреде.
Логопед: Какие пословицы вы знаете?
2. Отгадывание пословиц с опорой на рисунок и объяснение скрытого смысла пословиц.
Детям предлагается по рисунку отгадать пословицу и объяснить, как они ее понимают.
– Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
– Семеро одного не ждут.
– Вся семья вместе – так и душа на месте.
– Яйца курицу не учат.
– За двумя зайцами погонишься, ни одного не
поймаешь.
3. Логопед обращается к детям и предлагает отправиться на ярмарку на волшебной карусели. Чтобы она появилась, нужно собрать слово КАРУСЕЛЬ с помощью математического планшета.
Работа на математическом планшете – развитие
умения ориентироваться в схеме, навыков
звукобуквенного анализа и фонематического
восприятия.
На карусели дети отправляются на ярмарку –
развитие интонационной выразительности речи:
Мы на карусели сели,
Завертелись карусели.
Все бегом, бегом, бегом,
Все кругом, кругом, кругом.
Тише, тише, не спешите
Карусель остановите.
4. Ярмарочные ворота – работа над ритмическим ударением. Чтобы ворота открыть, надо постучать. Дети отстукивают ритмическое ударение слов.
Стоит лодырь у ворот,
Широко разинув рот.
И никто не разберет,
Где ворота, а где рот.
5. «Первый прилавок» – образование относительных прилагательных.
Чтобы купить товар дети должны образовать относительное прилагательное.
Сапоги из кожи – кожаные сапоги.
Самовар из меди – медный самовар.
Ковер из шерсти – шерстяной ковер.
Полотенце из льна – льняное полотенце.
Ложка из дерева – деревянная ложка.
Бусы из жемчуга – жемчужные бусы.
Кувшин из глины – глиняный кувшин.
Чугунок из металла – металлический чугунок.
6. «Второй прилавок» – работа над слоговой структурой слова – слова – квазины.
Дети, покупая предметы, расшифровывают слова.
Капуш – пушка, рапавоз – паравоз, лакук – кукла, казай – зайка, банбара – барабан, каклет – клетка, трешкама – матрешка, погиса – сапоги
7. «Третий прилавок» – совершенствование грамматического строя речи (одушевленные, неодушевленные предметы) – отбор слов, отвечающих на вопрос «кто?», «что?»
Детям предлагается купить сначала предметы, отвечающие на вопрос «что?», потом «кто?»
8. «Ярмарочный терем» – подбор родственных к слову «веселье» – весело – веселый – невеселый – веселиться – весельчак – весельчаки.
Дети подбирают родственные слова.
9. Работа с блоками Дьенеша – развитие зрительно внимания, логического мышления, умение ориентироваться по схеме.
Детям предлагается с опорой на схему собрать ярмарочного Петрушку из блоков Дьенеша.
III. Заключительная часть
Возвращение в детский сад с помощью волшебной карусели.
Итог
Логопед спрашивает детей:
– Где мы сегодня побывали?
– Что Вам понравилось?
– Что нового вы узнали?