Повторение изученного по теме "Синтаксис и пунктуация"

Разделы: Русский язык


Игра приоткрывает ребёнку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным. Именно это позволяет педагогу достичь поставленной цели самым оптимальным способом, потому что игровые моменты на уроках для ребят этого возраста заинтересовывают детей, мотивируют их на творчество и запоминание.

Вызывая неподдельный интерес, игровой момент как нельзя лучше помогает педагогу реализовать решение коррекционно-развивающей и воспитательных задач (воспитание терпения и терпимости, формирование аккуратности и умения  доводить начатое дело до конца).

Цель: повторить и углубить теоретические знания по теме «Синтаксис и пунктуация».

Задачи:

  • Образовательные: проверить умения и навыки находить простые и сложные предложения и определять их структуру, различать простые и сложные предложения, правильно расставлять знаки препинания, выделять тему текста.
  • Коррекционно-развивающие: вырабатывать умение делать выводы, развивать логическое мышление и речь учащихся, зрительную и слуховую память.
  • Воспитательная: учить эмоциональному восприятию слова, текста, стремлению к  творчеству.

ХОД УРОКА

Приложение 3. Слайд 1

I. Организационный  момент

II. Повторение-опрос

Терминологический диктант.

Задание: продолжите предложения, ответы запишите через запятую.

а) В синтаксисе изучаются словосочетания и … (предложения).
б) Главные члены предложения – это… (грамматическая основа).
в) Второстепенные члены предложения – это… (дополнение, определение, обстоятельство).
г) По цели высказывания предложения бывают … (повествовательные, вопросительные, побудительные);
д) по эмоциональной окраске  (восклицательные, невосклицательные). 

Задание: вспомните ещё  2-3 термина, связанных с темой «Синтаксис и пунктуация» и запишите в тетрадь (прямая речь, диалог,  словосочетание  и т. д.).

Вопрос классу:

– На какое правило вы  записали  слова в терминологическом диктанте? (На непроверяемые гласные и согласные в корне  слова).
– Что нужно помнить, чтобы не ошибиться в правописании непроверяемых гласных и согласных  в  корне  слова? (Говорят правило).

III. Актуализация знаний

Приложение 3. Слайд 2

Как  хорош  лес  осенью!  Загл..ните  в  лес. Воздух чистый. Листья налились, от..желели  и пот..кли. Зашумел в  лесу  з…лотой  дождь. Слышите? Капля по листику щёлкнет, сорвётся лист. Синицы на ветке завозятся, и сразу брызнут листья по ст..р…нам. Шумит  з..лотой  дождь. Хорошо осенней порой в лесу!

Задание:

  1. Прочитайте про себя, затем  1 чел. читает вслух выразительно.
  2. Что представляет собой эта запись? Набор предложений или текст?
  3. Докажите,  что  это текст? (Предложения  связаны  по  смыслу  и грамматически, есть тема, можно озаглавить).
  4. Как озаглавим? (Золотой дождь).
  5. В прямом или переносном значении употреблено слово  золотой  дождь?  (В  переносном значении).
  6. Есть ли в тексте ещё слова  с переносным значением? Назовите? (Полились, отяжелели, щёлкнет, брызнут).
  7. Определите тему высказывания? (О дожде).
  8. Какие предложения по цели высказывания употребляются в тексте? (Повествовательные, побудительные,  вопросительные).
  9. Прочитайте их, соблюдая правильную интонацию
  10.  Есть ли предложения в  тексте, которые выражают сильные  чувства   и  произносятся   с особой  интонацией?
  11.  Какое чувство выражает автор в этих предложениях? (Чувство радости, восторга  перед  природой).
  12. Посмотрите ещё раз внимательно на текст и скажите, из какой  книги он взят. Из научной или художественной?

IV. Физминутка

  1. Выпишите из текста слова с пропуском букв и объясните условие выбора орфограммы графически (1 чел. у доски).

Приложение 3. Слайд 3 (Проверь себя).

Приложение 3. Слайд 4

Учитель: Готовясь к данному уроку, я обратилась за помощью к Незнайке, чтобы помог мне составить схемы предложений из данного текста. Он с большим удовольствием откликнулся на мою просьбу и начертил схемы предложений. (Игровой момент. Показываю Незнайку).

Записывают предложения, соответствующие схемам.

Приложение 3. Слайд 5

Учитель:  А вот в этой схеме Незнайка что – то не так сделал.  Посмотрите внимательно и скажите что? (Обвести кружком однородные члены  предложения). А какие это однородные члены предложения?  Главные  или  второстепенные?  (1 чел. выходит  к доске).

Учитель:  Прочитайте из домашнего упражнения 253 только предложения с  однородными членами. Какие это однородные члены главные или второстепенные?

Приложение 3. Слайд 6.

Учитель: Есть ли в этом тексте сложные предложения? Найдите и прочитайте их. Докажите, что они сложные. Начертите схемы этих предложений. (1 чел.выходит к доске).

Приложение 3. Слайд 7 (Проверь себя).

Приложение 3. Слайд 8

Учитель: (Игровой момент). На столе стоит детская пирамида. Скажите  ребята, чем она похожа на сложное предложение? (Предполагаемый ответ: сложное предложение состоит из простых предложений, как пирамидка  из колечек).

– Чем отличается сложное предложение от простого предложения?

Вопрос классу: Какие сложные предложения союзные или бессоюзные встретились в  данном  тексте?

V.  Домашнее  задание (Приложение 3. Слайд 9)

Подробная инструкция выполнения упражнения 251.

1. Надо составить в данном упражнении  предложения по предложенным схемам. Их 5.
2. Посмотрите внимательно на схемы предложений  и скажите, какие это будут предложения? Простые или сложные?
3. Я предлагаю вам составить 3 предложения  по схемам (на выбор).
4. Подготовиться к игре «Один против всех» по контрольным  вопросам на стр. 105 -106

VI. Самостоятельная  работа

Приложение 3. Слайд 10

Учитель: Вот перед вами репродукции картин великих художников  и фотоиллюстрации осенних пейзажей (Приложение 1, Приложение 2). Об осени можно написать красками, а можно сказать и словом. У каждого из вас на парте иллюстрация об осени. Напишите 2-4 предложения и подчеркните в этих  предложениях грамматическую основу. (Звучит музыка)

VI. Рефлексия

Учитель: Подведите итоги своей деятельности  на уроке.

1. Чему каждый  из вас сегодня  научился на уроке?
2. Что запомнилось?
3. Какой момент урока был  для  Вас самым интересным?