Интегрированный урок (технология + биология) "Сто одежек"

Разделы: Биология, Технология


Задачи урока:

Образовательные:

  • обобщить и систематизировать знания о видах тканей (технология);
  • расширить знания о растениях, из которых состоят ткани (биология);
  • продолжить формирование умения пользоваться микроскопом,
  • ставить опыты (технология и биология).

Развивающие:

  • развивать логическое мышление (сравнение, обобщение, выводы);
  • развивать речевую деятельность, внимание, память , воображение.

Воспитательные:

  • создать условия для воспитания и развития культуры общения;
  • коммуникативных качеств.

I. Организационный момент.

“Сегодня у нас с вами необычный урок: совместный урок по технологии и биологии.

Урок будем вести мы, ваши учителя: учитель биологии – Моисеева Елена Георгиевна и учитель технологии – Поликша Людмила Ивановна.

Разговор наш будет о том, зачем человеку нужна одежда; какой она должна быть; из чего она должна быть сшита или связана, чтобы человеку в ней было комфортно; как одежда влияет на здоровье человека.

Для решения поставленных задач нам с вами помогут знания по предметам технология и биология.

II. Проверка знаний предыдущих уроков – понятие ткани в технологии и биологии.

“Вспомните, что такое ткань в биологии?” (Это группа одинаковых по строению и функциям клеток, из которых состоит растение).

“В технологии ткань – это материя, изготовленная из волокон (нитей) растений, животных или искусственным путем и предназначенная для пошива одежды”.

Вопрос: какая связь между двумя этими формулировками?

Ответ: берем материю растений или частички животных материй и из них изготавливаем ткань.

III. Подготовка к активной упд.

История производства тканей (мини-рефераты детей). Виды тканей.

“Человек во все времена носит одежду и притом разную в зависимости от времени года. Летом мы стараемся носить легкую одежду, так как хотим, чтобы наше тело дышало и загорало. Зимой наоборот одеваемся теплее, так как в это время года холодно.

Какие же существуют ткани, из чего они вырабатываются?” (На фоне слов учителя показывается первый слайд презентации – одежда).

История производства тканей: хлопка, шерсти, шелка, химических тканей (мини-рефераты детей).

История-притча о шерсти.

Жил-был барашек. Все лето он провел на зеленых лугах. К осени его шубка так отросла, что чуть не до земли стала. Неопрятно! Решили пастухи, у которых жил наш барашек, вызывать стриголя – овечьего парикмахера. Раз, два и готово! Шерсть от барашка уже лежит на столе горой. Шерсть хорошенько помыли, расчесали, упаковали в тюки и отвезли на ткацкую фабрику. На этой фабрике напряли из шерсти нити, а из нитей наткали ткани, покрасили в разные цвета и набили различные красивые рисунки. Затем ткани отвезли на другую фабрику, швейную, где сшили красивые и теплые костюмы и платья.

О нашем барашке есть всем известная загадка: “По горам и долам ходит шуба да кафтан”.

История появления хлопка.

Люди три с половиной тысяч лет назад начали выращивать растение хлопчатник в Индии, а затем оно было завезено и в другие страны. А вот в Америку его не пришлось завозить. Местные жители давно уже были знакомы с этим растением. Хлопчатник – это однолетнее кустарниковое растение высотой около 1 метра. Весной кусты покрываются крупными цветами розового цвета. Далее цветы твердеют. В этих отвердевших цветах (коробочках) созревают ватные комочки. На эту вату и обратили внимание древние жители Индии. Из этой ваты стали прясть сначала волокна, а из волокон – нити. А из самих нитей уже ткали всевозможные ткани.

Вопрос: почему говорят, что вата, которую человек использует в медицине, растет в поле?

История возникновения химических тканей.

Население земного шара с каждым годом становится все больше и больше. И уже в 19 веке появилась проблема – нехватка натурального сырья для производства тканей. Вот здесь на помощь пришла развивающаяся наука – химия. С помощью химической промышленности была получена целлюлоза из древесины ели, а из нее сделали искусственные волокна. Из искусственных волокон получили первую искусственную ткань – искусственный шелк. Позднее получили синтетические волокна из газа после переработки угля и нефти. Так наука химия решила проблемы человечества.

История получения натурального шелка.

Натуральный шелк – это тонкие нити, которые получают при размотке коконов тутового шелкопряда. Коконом называется плотная, похожая на крошечное яйцо оболочка, которую гусеница туго свивает вокруг себя перед тем, как превратиться в куколку. Потом куколка превращается в бабочку. Бабочка на выходе из кокона кладет яички, из которых появляются опять гусеницы. Родиной шелка является Китай, где производством шелка начали заниматься еще с 3 века до нашей эры.

(На фоне текста мини-рефератов показываются слайды презентации – хлопок, шерсть, шелк, искусственные и синтетические ткани).

III. Установка познавательной задачи.

  1. Игра – “Черный ящик” (отгадать по предмету из ящика какая ткань из него производится: хлопковая коробочка с ватой, кокон шелкопряда, кусочек древесины ели, клочок шерсти овцы).
  2. Классификация текстильных волокон (схема дана в презентации, учащиеся заполняют её вместе с учителем при показе электронной презентации).
  3. Основные свойства тканей. Свойства, сохраняющие здоровье человека.

Вопрос: какие свойства тканей, сохраняющие здоровье человека, вы знаете?

Ответ:

Воздухопроницаемость – способность ткани пропускать воздух (чтобы тело дышало).
Гигроскопичность – способность впитывать влагу тела человека и отдавать в окружающий воздух (впитала и высохла).
Теплозащитность – способность сохранять тепло тела человека.

(Ответы учащихся дублируются на слайдах презентации.)

Вопрос: какие свойства тканей являются важными для здоровья человека?

Ответ: гигиенические.

IV. Установка познавательной задачи.

1. Опыты на проверку воздухопроницаемости тканей.

“Давайте посмотрим структуру тканей хлопка, шелка, шерсти синтетической ткани под микроскопом и сфотографируем их”. (Работа производится на электронном микроскопе, подключенном к компьютеру).

Вопрос: за счет чего одни ткани воздухопроницаемы, а другие нет?

Ответ: натуральные ткани имеют промежутки в структуре волокон и между волокнами, химические – не имеют.

Вывод: натуральные ткани – воздухопроницаемы, химические – нет.

2. Опыты на проверку гигроскопичности ткани.

“Проверим свойство гигроскопичности ткани. Опустите хлопчатобумажную и синтетическую ткань в воду. Что вы при этом пронаблюдали?”

Ответ: хлопок впитал воду, а синтетическая ткань – нет (капли воды скатываются и не впитываются в ткань).

3. “А если одежда грязная? Сохраняются ли проверенные выше свойства тканей? Давайте проведем опыты. Под микроскопом рассмотрим ткани, испачканные землей”.

Вопрос: что вы увидели и, какой можно сделать вывод?

Ответ: у хлопка не стало промежутков между волокнами.

Выводы: грязная одежда не может уже быть гигроскопична, не может пропускать воздух (теряются гигиенические свойства).

V. Первичная проверка понимания.

Учащимся предлагается заполнить таблицу (раздаточный материал).

Ткани Воздухопроницаемость Гигроскопичность Теплозащитность
1.
2.
3.
4.
5.
Хлопок
Шёлк
Шерсть
Ацетат
Капрон
+
+
+
+
-
+
+
+
+
-
-
-
+
-
-

Сделайте вывод по таблице.

Вывод: Синтетические ткани не воздухопроницаемы, не гигроскопичны, не теплозащитны, поэтому их носить не стоит.

VI. Закрепление знаний.

Итоговые мини-тесты (ответы письменные, раздаточный материал – вопросники):

  1. Какие из перечисленных тканей воздухопроницаемы?
    а) хлопок;
    б) вискоза;
    в) эластик;
    г) капрон.
  2. Какие из перечисленных тканей гигроскопичны?
    а) лен;
    б) ацетат;
    в) шерсть;
    г) дедерон.
  3. Какие из перечисленных тканей теплозащитные?
    а) шелк;
    б) шерсть;
    в) вискоза;
    г) капрон.

VII. Самопроверка знаний.

1. Из каких тканей должна быть одежда? Назовите эти ткани.

Ответ: из натуральных тканей: хлопок, лен, шерсть, шёлк. Из химических – вискоза.

2. Для чего одежда должна быть гигроскопична?
Ответ: вентиляция организма и кожного покрова.

3. Для чего одежда должна впитывать влагу?
Ответ: чтобы организм человека не переохлаждался или не перегревался.

4. Для чего важно такое свойство ткани как теплозащитность?
Ответ: чтобы в холодное время года организм человека не переохлождался и не заболевал.

VIII. Выводы по уроку.

  1. Одежду надо носить из натуральных тканей.
  2. Одежду надо содержать в чистоте (стирать или сдавать в химчистку).
  3. Соблюдать правила гигиены:
    а) ежедневно менять носки, колготки и т.д.;
    б) ежедневно менять нижнее бельё.

Презентация.

Приложение.