Модернизация образования, направленная на повышение качества знаний студентов, требует от преподавателя высокого уровня профессиональной подготовки. Современному преподавателю не достаточно владеть предметными знаниями, он должен владеть арсеналом методических подходов и технологий обучения, широким спектром приемов и методов обучения. Использование вариативности и разноуровневости в обучении, умение применять технологии и их элементы помогает преподавателю добиваться высокого качества обучения. Технологии обучения позволяют рационально спроектировать учебный процесс, реализовать задачи и добиваться намеченных результатов. Поэтому одна из определенных тенденций современного образования – его направленность на технологизацию предметного обучения. В связи с этим стала актуальной проблема использования различных технологий обучения в преподавании географии.
В процессе преподавания географии возможно использование разнообразных технологий:
1. Использования опорных конспектов.
Опорный конспект – это образный план раскрытия содержания учебного материала при помощи системы взаимосвязанных ключевых слов, условных знаков, схем, рисунков. Опорные конспекты можно использовать при проведении практических работ, при изучении и закреплении нового материала.
2. Развивающего обучения.
Развивающее обучение – это обучение. Которое обеспечивает умственное развитие, способствует сознательному усвоению учебного материала, воспитывает самостоятельность действий студентов. Основные слагаемые технологий развивающего обучения в практике преподавания географии – технология проблемного обучения, технология исследовательской деятельности студентов.
Проблемность в обучении географии реализуется по – разному в зависимости от содержания и подготовленности студентов. В условиях применения объяснительно-иллюстративного метода это будет проблемное изложение материала преподавателем, в случае частично-поискового метода – совместное решение проблемы, когда студенты устно (в беседе) или практически находят подтверждение гипотезы; при исследовательском методе студентам предоставляется возможность самостоятельно выдвигать гипотезу, находить пути ее решения и делать соответствующие выводы.
3. Разноуровневого обучения.
Эта технология реализуется на практике при использовании дифференцированных заданий, т.е. заданий, рассчитанных на разные по уровню подготовки группы студентов.
Дифференциацию заданий проводят в соответствии с тем или иным типом познавательной деятельности студентов. В связи с этим различают следующие виды дифференцированных заданий:
1) репродуктивные;
2) частично-поисковые;
3) исследовательские.
Варианты заданий усложняются от первого к третьему.
4. Группового обучения.
На практике данная технология реализуется благодаря использованию групповых
заданий. При групповой работе студенты объединяются в группы по 2, а лучше – по 4 человека. Групповая работа включает следующие обязательные элементы:
– постановку и осмысление цели (общегруппового задания);
– выполнение индивидуального задания каждым участником группы в соответствии с
общей целью;
– взаимную проверку результатов каждого, помощь и объяснение друг другу
возникающих затруднений;
– совместное формулирование вывода на основе обобщения результатов, полученных
каждым членом группы;
– соотношение вывода с поставленной в начале работы целью.
5. Игрового обучения.
Эта технология реализуется на практике через проведение дидактических игр. В методической литературе понятие “дидактические игры” до сих пор не имеет однозначного определения. Мы придерживаемся более общего определения: дидактическая игра – это специально созданная игра, в ходе которой реализуются учебная и игровая цели, которая проводится в рамках определенных правил и по соответствующему сюжету.
Дидактические игры должны:
– соответствовать определенным учебно-воспитательным целям, нести
содержательную нагрузку в соответствии с программными требованиями к знаниям и
умениям;
– организовываться с учетом подготовки и психологических особенностей студентов
и соответствовать учебному материалу;
– основываться на свободном творчестве и самостоятельной деятельности студентов,
включать элементы соревновательности между командами или отдельными участниками;
– иметь необходимое дидактическое обеспечение, методические указания к их
проведению.
Учебный процесс с применением дидактической игры имеет несколько этапов:
– создание игровой проблемной ситуации;
– ход игры;
– подведение итогов игры.
В обучении географии применяют дидактические игры с использованием эксперимента: сюжетные игры (деловые и ролевые игры, игры-путешествия, игры-соревнования) и игры с раздаточным материалом (географическое лото и др.)
Рассмотренные технологии обучения отображают многообразие подходов к предметному обучению, в частности географии.