Авторы учебника, учебных пособий, тетрадей:
Учебник | Учебные пособия | Рабочая тетрадь |
Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. Русский язык. Учебник для 2 класса нач. шк. В 2ч. – М.: Просвещение, 2008. | 1. Русский язык. Дидактический материал. 2
класс: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2010. 2. Тихомирова Е. М. Тесты по русскому языку. 2 класс. В 2 ч. – М.: “Экзамен”, 2010. |
Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2010. |
Цели урока: организовать деятельность по закреплению и применению знаний способов проверки слов с парными согласными в конце слов, развивать умение подбирать проверочные слова к словам с проверяемыми согласными в конце слов; содействовать развитию внимания, орфографической зоркости, устной и письменной речи; воспитывать любовь к Отчизне.
Тип урока: урок закрепления изученного материала.
Оборудование урока: учебник Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. Русский язык. 2 класс Ч. 1; Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс; презентация автора материала по теме урока; разноуровневые тестовые задания; разноуровневые карточки.
Структура (план) урока:
- Организационный этап. Проверка готовности учащихся к уроку.
- Этап проверки домашнего задания: рабочая тетрадь, стр. 49, упр. 43
- Подготовка учащихся к работе на основном этапе: чистописание, отгадывание загадок.
- Этап проверки понимания изученного: постановка учебной задачи, запись отгадок, подбор проверочных слов.
- Этап закрепления новых знаний и способов действий: стр. 117, упр. 149 с последующей самопроверкой; работа над предложением (по вариантам).
- Физкультминутка.
- Этап применения знаний и способов действий: работа в парах по карточкам.
- Этап обобщения и систематизации: разноуровневые тестовые задания.
- Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий: взаимопроверка выполнения тестовых заданий.
- Этап коррекции знаний и способов действий: игра “Проверяй, называй!”.
- Этап информации о домашнем задании: рабочая тетрадь, стр. 50, упр. 4 – массивом; для более сильных учащихся – дополнительное задание – кроссворд (дидактический материал стр. 47, упр. 61).
- Этап подведения итогов занятия.
- Этап рефлексии: телеграмма маме
Ход урока
1. Организационный этап. Проверка готовности учащихся к уроку.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Постарайтесь всё понять
И внимательно писать!
Презентация. Слайд 2.
2. Этап проверки домашнего задания: рабочая тетрадь, стр. 49, упр. 3
Ребята по очереди читают текст заданий типа “Доскажи словечко”, написание вставленных слов проверяют по слайду презентации.
Самопроверка: сад, этаж, слог, арбуз, мороз.
Слайд 3.
3. Подготовка учащихся к работе на основном этапе.
1) Чистописание.
На экране буквы: г п т ш.
– Что общего во всех этих буквах? (Буквы согласных звуков; одинаковый
элемент).
– Что вы знаете о согласных? (Произносятся с шумом или с голосом и шумом;
бывают твёрдые/мягкие, звонкие/глухие).
– Пропишем эти буквы. (Напомнить правила посадки при письме, как правильно
держать ручку).
Слайд 4.
2) Отгадай загадку.
Сшили их из чёрной кожи,
В них теперь ходить мы можем.
И на слякотной дороге
Не промокнут наши ноги.
(Сапоги)Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной.
А когда придёт весна,
Пробудится ото сна.
(Медведь)То я в клетку, то в линейку,
Написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать.
Что такое я?
(Тетрадь)Он щиплется, кусается,
Прогнать домой пытается.
Но я всё равно не уйду,
Промчусь по снегу и по льду.
(Мороз)
3) Ребята, а кто знает, как называется главный город нашей области? Правильно: город Белгород. Это наш областной центр. Он очень красивый и благоустроенный. Многие гости города Белгорода считают его одним из лучших городов России. Кто из вас бывал в Белгороде? Что вы запомнили? Почему каждый житель области должен знать название этого города?
Слайды 5–9.
4. Этап проверки понимания изученного.
1. Постановка учебной проблемы.
– Какие буквы напишем на конце слов-отгадок? Подумайте, что нужно сделать со словом, чтобы было понятно, какую писать букву в конце слова. Как проверить написание конечных согласных?
Учащиеся формулируют правило проверки правописания парного согласного в конце слова.
Задание: Запишите через тире проверочное и проверяемое слова. (Фронтальная работа.)
сапоги – сапог
медведи – медведь
тетради – тетрадь
морозы – мороз
города – город
(Нет) Белгорода – Белгород
5. Этап закрепления. Восприятие образца применения знаний в стандартной и частично измененной (знакомой) ситуации.
1) Работа с учебником – стр. 117, упр. 149. Чтение и поэтапный анализ выполнения задания. Далее – самостоятельная работа с последующей самопроверкой по презентации (образец не записываем).
дубы – дуб
сады – сад
сугробы – сугроб
Слайд 10.
2) Работа по вариантам. Вставьте букву. Взаимопроверка по презентации. Объяснение выбора буквы:
1-й вариант: За деревней лу…, а на грядке лу….
2-й вариант: На речке пло…, а на груше пло….
Слайд 11.
Физкультминутка.
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
(Подскоки на правой ноге.)
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
(Подскоки на левой ноге.)
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
(Бег на месте.)
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки.
(Прыжки на месте на обеих ногах.)
Стоп. Немного отдохнём.
И домой пешком пойдём.
(Ходьба на месте.)
Слайд 12.
7. Этап применения знаний и способов действий.
А теперь поработаем в группах. У нас получатся 3 группы по два человека. Запишите через тире проверочное и проверяемое слова. (Фронтальная работа). Каждая группа получает карточку с заданием. Проговаривайте друг другу правило, готовьтесь доказывать правильность выполнения задания. (Смотрите Приложение 2).
8. Этап обобщения и систематизации
А сейчас вы решите самостоятельно тестовые задания. Вариантов заданий – 3. Задания разной степени трудности.
Ребята решают задания.
9. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий.
Выполнение какого тестового задания вызвало затруднения? Взаимопроверка выполнения заданий с презентации. Приложение 3.
Слайд 13.
10. Этап коррекции знаний и способов действий.
Игра “Проверяй, называй!”
Ведущий ученик бросает одному из игроков мяч и называет слово с парным согласным на конце. Поймавший мяч должен назвать проверочное слово и бросить мяч назад ведущему. Участник игры, не назвавший слово, выбывает из игры.
Слайд 14.
11. Этап информации о домашнем задании: задание массивом – рабочая тетрадь, стр. 50, № 4, для сильных учащихся дополнительно – кроссворд из дидактического материала стр. 47, № 61.
Слайд 15.
12. Этап подведения итогов занятия.
– Что нового узнали?
– Какое правило правописания мы сегодня повторяли?
– Допускали ли вы ошибки в работе?
– Довольны ли вы своей работой?
– Вы сегодня хорошо поработали. молодцы, ребята!
Слайд 16.
13. Этап рефлексии: телеграмма маме.
Слайд 17.
Список использованной литературы:
- М.А. Соловейчик Я иду на урок в начальную школу. Русский язык. М.: Издательство “Первое сентября”, 2000.
- СD-диски фестиваля педагогических идей “Открытый урок”, 2008/09 учебный год.
- Журнал “Начальная школа”.
- Учебник, рабочая тетрадь и дидактический материал для 2 класса под редакцией Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой.