Проектные задачи на уроках изобразительного искусства в начальных классах

Разделы: Начальная школа


В Государственных стандартах II поколения наибольшее внимание уделяется деятельностному подходу в обучении. Умение не только найти, отсортировать нужную информацию, но и эффективно применить ее на практике для решения жизненных проблем позволяет проектная деятельность. Если ребенок научится самостоятельно продвигаться в учебном предмете, получит навыки сотрудничества с одноклассниками и учителем, ему будет комфортно в школе.

Учебный проект – целенаправленная, управляемая деятельность по нахождению способа решения проблемы, фиксированная во времени. Для того чтобы ребенок мог с высокой степенью самостоятельности выполнить его, я ввожу работу над проектными задачами с первого класса. “Проектная задача – система действий, направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального продукта”[1]. Для решения проектной задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы. Проектные задачи, которые решаем мы с детьми на уроках изобразительного искусства обучают взаимодействию в группе и групповой деятельности. Построенные на принципах проблемного обучения, они готовят почву для того, чтобы дети в дальнейшем могли самостоятельно заниматься проектной деятельностью.

Решение проектных задач позволяет сохранять личностный, социальный, интеллектуальный, а так же физический компонент здоровья.

В качестве примера хотелось бы привести несколько вариантов проектных задач.

Тема “Интерьер кукольного домика”.
Класс: 1, четверть 1
Тип проектной задачи:
творческая
Форма работы: в парах.
Актуальность: Первоклассники еще не умеют работать в группе, распределять обязанности, относиться ответственно к своей части работы. Переходным этапом является работа в парах, где возможен только общий а не персональный результат.
Проблема: К нам на урок пришла куколка, какая она? (Грустная, плачет). Она принесла письмо, в котором говорится, что ее домик сломали ребята из детского садика. Она на них совсем не сердится, ведь они еще маленькие, но нас с вами просит о помощи. Поможем? (Поможем!). Куколка предлагает слепить из пластилина для нее интерьер, то есть внутреннее пространство домика из пластилина. Жилище должно быть удобным и красивым. Но куколка поставила еще одно условие: ребята должны работать в паре и результат оценивается только общий. Что должно быть в вашем интерьере? Мебель, бытовая техника, стены (высотой не более 2-х сантиметров).

Цель: Работая в паре слепить из цветного пластилина интерьер кукольно домика.

Задачи:

  • Формирование элементов сотрудничества при работе в паре, (решить, какие будут комнаты, какая в них подойдет мебель и бытовая техника и т.д., тактично прислушиваться к мнению соседа, находить общее решение).
  • Используя иллюстрации и фотографии мебели и бытовой техники слепить их из пластилина и “удобно” расположить на листе картона все элементы интерьера.
  • Закрепление приемов лепки из пластилина при выполнении практической работы

Анализ имеющейся информации, материалов и инструментов.

  1. Фотографии, иллюстрации образцов мебели и бытовой техники
  2. Письмо от куколки
  3. Пластилин, стеки, картон, ножницы

Обсуждение оптимального способа достижения цели, план выполнения практической работы.

  • Подготовка рабочих мест.
  • Обсуждение того, как должен выглядеть домик внутри (наличие санузлов, кухни, гостиной, спальни, стилевое единство и т.д.).
  • Распределение обязанностей (либо картон режется на две части, каждый выполняет свою работу на отдельном куске, а потом соединяется; либо ребята сразу работают на одном листе, соотнося свои действия с соседом).

Осуществление практической деятельности.

Лепка в паре интерьера кукольного домика.

Текущий контроль, внесение изменений, корректировка (обращение – Ребята вы хорошо обсудили, какие комнаты у вас будут, чтобы не получилось, что у вас есть два санузла и ни одной кухни? и т.д.).

Результат своей практической работы ребята выставляют на столике в углу кабинета, рассматривают и обсуждают с позиции “нравится” (почему?), “не нравится” (почему?)

Обобщение учителем всего того, что ребята узнали, сделали на практической работе, соотнося выполненное с проблемой, целью, задачами:

– трудно ли было работать в паре (почему)?
– вы сразу пришли к единому мнению, или было трудно договориться?
– что из предложенного на доске вам пригодилось, а какие иллюстрации и фотографии оказались бесполезными?
– у вас в работе оказались лишние, или недостающие комнаты?
– размер, цвет мебели вы соотносили с соседним вариантом?
– куколка будет рада вашему домику и почему?

Тема “Пейзаж-настроение”.

Класс: 2.

Тип проектной задачи: творческая.

Форма работы: совместно-взаимодействующая.

Актуальность: Часто дети способны услышать друг друга при помощи слов, увидеть настроение и переживание через эмоции, но не умеют это сделать при помощи изобразительных и выразительных средств живописи.

Проблема:

  • Возможно ли второклассникам будущего без слов рассказать о том, что вы услышали в музыке.
  • Что делать, если вы не взяли с собой кисти, а только краски.
  • У вас только два больших листа, резать которые нельзя.

Цель: Передать свои переживания после прослушивания музыки К. Дебюсси “Море” и В. Мей “Шторм” в коллективной живописной работе “Море”.

Задачи:

  • Используя знания о выразительных и изобразительных средствах живописи нарисовать два морских пейзажа, соответствующих характеру музыки в тактильной технике.
  • Формирование элементов сотрудничества в коллективной работе.
  • Формирование ориентации во времени, соотнося события с цепочкой: прошлое – настоящее – будущее.

Аналитический этап:

  • Анализ имеющейся информации (репродукции картин художников, рисунки второклассников прошлого года).
  • Обсуждение оптимального способа достижения цели.
  • План работы.
    – разделение детей на две группы;
    – подготовка рабочих мест;
    – распределение обязанностей;
    – подготовка к восприятию музыкального произведения;
    – восприятие музыкального произведения с показом его характера через движения руками и всем телом;
    – выполнение коллективной работы “Море в ясную (ненастную) погоду” в тактильной технике
    – обсуждение качества выполненной работы с точки зрения выразительности используемых живописных средств;
    – обсуждение способов взаимодействия в группе и его влияние на качество выполняемой работы.

Выполнение плана работы.
Текущий контроль, внесение изменений, корректировка.
Публичное представление, демонстрация “продукта”.
Обсуждение качества выполнения “продукта” (итоговый контроль).
Обсуждение результата – качественное изменение в группе детей.

Тема “Макет города будущего”
Класс: 3
Тип проектной задачи:
творческая
Форма работы: совместно-взаимодействующая.
Актуальность: У каждого ребенка есть мечта жить в сказочно красивом городе, но окружающие улицы и дома далеки от совершенства. В макете мы можем воплотить свои взгляды на красивый город будущего.
Проблема. Вы – архитекторы будущего и только от вас зависит облик городов через 100 лет. Нас окружают однообразные, или некрасивые дома, зачастую уродливые улицы. Если вы не придумаете ничего нового, красивого, функционального, они останутся такими, как сегодня навсегда.

Цель: В смешанной технике придумать и создать макет города Будущего.

Задачи:

  • Используя знания о единстве красоты и функциональности в архитектурных сооружениях придумать фрагмент (четверть) города будущего.
  • Формирование умения собирать и сортировать информацию из различных источников, использовать ее для решения практических задач (создать макет города будущего).
  • Формирование элементов сотрудничества в коллективной работе, ее совместно-взаимодействующей форме, усилием воли контролировать свою деятельность, чтобы не получить штрафы, оговоренные в трудовом договоре.

1-й час работы

Анализ имеющейся информации, материалов и инструментов (все средства, материалы и инструменты представлены в начале работы на одном столике).

  1. Фотографии, иллюстрации городов прошлого и современных
  2. Энциклопедии
  3. Технологическая карта “ Изготовление макета здания”
  4. Трудовой договор, где оговариваются условия выполняемой работы, размер вознаграждения, система штрафов.
  5. Материалы и инструменты

Обсуждение оптимального способа достижения цели, план выполнения практической работы.

  • Разделение детей на четыре группы, каждая из которых выполняют четверть макета города будущего.
  • Подготовка рабочих мест
  • Распределение обязанностей, выделение одного человека из команды, который будет играть роль эксперта

Осуществление практической деятельности.

  • Четыре группы выполняют свой фрагмент макета, соблюдая несколько условий. Во-первых, все фрагменты должны сочетаться между собой, с этой целью детям необходимо совершать визиты в соседнее архитектурное бюро для согласований. Во-вторых, оговаривается время выполнения своей части работы для того, чтобы осталось время на соединение всего“архитектурного ансамбля”.
  • Текущий контроль, внесение изменений, корректировка.
  • Эксперты в листах отвечают на вопросы:
    – какие задачи вы ставили перед собой;
    – какие возникали идеи;
    – какие были отвергнуты (приняты);
    – какие трудности возникли во время работы, а что прошло легко;
    – как велось обсуждение, как преодолевались трудности;
    – какие источники информации оказались полезными (бесполезными) и в чем.

2-й час работы.

Соединение четырех частей города в единый ансамбль. Публичное представление, демонстрация “продукта”. Выступление экспертов, которые оглашают результаты работы.
Обобщение учителем всего того, что ребята узнали, сделали на практической работе. Соотнося выполненное с проблемой, целью, задачами

Долгое время я не знала, как назвать то, что я делаю, ведь уровень самостоятельности ребят на начальном этапе не высокий. Все необходимые средства и материалы предоставляются детям в начале урока, либо готовятся заранее по заранее составленному списку. Моя цель – показать в короткий промежуток времени весь процесс работы. Считаю, что важно именно на начальном этапе доводить проектную деятельность до конца, чтобы ребята четко различали понятия “исследование”, как бескорыстное изучение информации и проектную деятельность, где есть обязательный результат и продукт. Ребята четко должны различать результат не материальный, то есть качественное изменение и продукт, который был получен в результате практической работы. При подведении итога необходимо, во-первых отметить, как дети “прошли” все этапы работы, обращая особое внимание на то, что любой проект строго ограничен во времени.

На мой взгляд, работу над полноценным проектом, с высокой степенью самостоятельности ребенка стоит отложить до 5 класса, или даже, до более позднего времени. Нагрузка в школе и без того высока, “затянуть” ребенка дополнительно за письменный стол, в библиотеку, за компьютер – это противоречит здоровьесбережению, кроме того, первые неудачи могут дать обратный эффект: боязнь самостоятельно браться за дело и доводить его до конца.

На помощь мне пришла книга под редакцией А.Б. Воронцова “Проектные задачи в начальной школе”, который подтвердил мои сомнения.

Я готовлю ребят к самостоятельной работе над проектом непосредственно на уроке, в коллективной деятельности.

То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.
Л. Выготский

Думаю, не стоит проектную деятельность превращать в массовое паломничество, ведь реальных проблем, детских противоречий, которые требуют разрешения в форме проекта не так много. А проектные задачи позволяют проблему придумать, представить парадоксальную ситуацию и коллективно, в короткий промежуток времени (часть урока, или серия уроков) разрешить ее.

Использованная литература:

  1. [1] Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А.Б. Воронцов, В. М. Заславский, С.В. Егоркина и др.; под ред. А.Б. Воронцова М.: Просвещение 2010 г.