КВН для старших классов по физике, химии и биологии

Разделы: Внеклассная работа


Цель:

  • формирование естественнонаучной картины мира, коммуникативной и экологической компетентности
  • развивать интеллектуальные способности учащихся, навыки самообразования, познавательный интерес, логическое мышление учащихся, их память, внимание, аналитические способности

Ход мероприятия

  1. Представление всех 4-х команд.
  2. Брейн-ринг между командами 10-х классов.
  3. Рекламная пауза.
  4. Брейн-ринг между командами 11-х классов.
  5. Игра со зрителями.
  6. Брейн-ринг между командами-победительницами.
  7. Подведение итогов, награждение победителей.

Вопросы по химии.

1. Он был современником известных химиков – Менделеева, Бутлерова, Зинина, окончил Петербургскую Медико-хирургическую академию, в которой позднее возглавлял химическую лабораторию. Впервые в мире он получил фторорганическое соединение и, тем не менее, он более известен как композитор, хотя о себе он однажды сказал друзьям: “... для меня музыка – забава, а химия – дело” О ком идет речь? Какое крупное музыкальное произведение до сих пор не сходит со сцен многих оперных театров?

(Ответ: Александр Порфирьевич Бородин. Опера “Князь Игорь”.)

2. Материальное богатство многие люди связывают с благородными металлами – серебром, платиной, золотом. А в каком смысле химики
считают их самыми плохими металлами?

(Ответ: Эти металлы в ряду напряжений стоят после водорода. Они не могут вытеснить водород из кислот. Именно в этом смысле, химики считают благородные металлы плохими.)

3. Изделия из меди – статуэтки, посуда, памятники – с течением времени покрываются зеленым налетом. Почему это происходит? Какой природный минерал такого же состава, известный вам из сказок Бажова, широко распространен в природе?

(Ответ: В присутствии углекислого газа и воды на воздухе образуется основная углекислая медь, которая имеет зеленую окраску. В природе такая соль встречается под названием малахита.)

4. Однажды, на большом интендантском складе, где хранились солдатские пуговицы, вместо них обнаружили серую труху. Интендантов заподозрили в краже. Как ни странно, их выручили химики. Из какого металла были изготовлены пуговицы, и что с ними произошло?

(Ответ: Пуговицы были изготовлены из олова. При длительном хранении при температуре меньше +13* олово постепенно переходит в аллотропное видоизменение, представляющее собой серый порошок. Это явление называется “оловянной чумой”.)

5. Какую водку не станет пить даже самый горький пьяница? Почему такое название имеет эта “водка”?

(Ответ: Это “царская водка” – смесь азотной и соляной кислот. Такое название эта жидкость получила потому, что растворяет “царя металлов – золото.)

6. Фамилия какого известного ученого химика и физика совпадает с несколькими одноименными названиями, различными по смыслу? Назовите фамилию ученого и не менее 3-х одноименных названий.

(Ответ: Этот ученый Нильсон Бор. Его фамилия совпадает со следующими названиями:
бор – химический элемент,
бор – сосновый лес,
бор – растение из семейства злаковых (бор развесистый),
бор – инструмент врача-стоматолога (зубной бор))

7. “Это вещество так необходимо человеческому роду, что даже духовные удовольствия не могут быть лучше выражены, как словом “соль”, – так писал когда-то знаменитый философ Плиний. А откуда произошло понятие “поваренная соль”?

(Ответ: “Поваренная соль” обязана своим происхождением не кулинарам, а тем, кто ее добывает. Самый древний способ добычи хлорида натрия – выпаривание. Раствор из природных соляных источников долгое время “варили” на огне. Отсюда название – поваренная соль.)

8. Какая мука значительно увеличивает количество хлеба, хотя непосредственно для выпечки хлеба не применяется?

(Ответ: Это костная мука, фосфоритная мука, которые являются удобрениями, повышающими урожайность зерновых.)

9. Какой сахар нельзя есть и почему?

(Ответ: Это свинцовый сахар – ацетат свинца. Хотя он сладковатый на вкус, но совершенно не съедобен, т.к. ядовит. Он применяется как протрава при крашении, в медицине, при производстве олиф и свинцовых белил.)

10. Назовите 8 состояний воды, принятые в метеорологии.

(Ответ: 8 состояний воды: пар, лед, снег, град, туман, иней, облака, роса.)

11. В солях бесцветен, безопасен, полезен, безусловно, всем. Становится весьма опасен, когда свободен он совсем. Когда он ядовит – окрашен и может слаться по земле. Удушлив и известен он, как первый газ из всех ОВ. Кем и когда это вещество впервые было использовано в качестве отравляющего?)

(Ответ: Это хлор. В свободном состоянии – газ желто-зеленого цвета тяжелее воздуха. Газ удушливый. Впервые использован немцами в качестве отравляющего вещества в 1914 году.)

12. Какой знаменитый итальянский художник и скульптор средневековья занимался вопросами химии?

(Ответ: Знаменитым художником средневековья был Леонардо да Винчи. Он изучал состав воздуха, изготавливал краски.)

Вопросы по физике:

1. В феврале 1948 г. английские и голландские радиостанции приняли из района Малакского пролива сигнал бедствия и сообщение во время шторма: “Погибли все офицеры и капитан... Возможно, в живых я остался один...” И чуть позже: “Я умираю” и тишина. Спасатели, поднявшиеся на борт “Уранг Медана” были потрясены: на судне не было ни одного живого человека. Лица их были искажены ужасом. Мертв был судовой пес. И ни у кого не было ран или следов насилия” По какой причине умерла команда “Уранг Медана”?

(Ответ: Во время шторма возникают иногда волны частотой 6–7 Гц (инфразвук). Такой инфразвук может быть смертелен при большой интенсивности. Колебания средней мощности могут вызвать слепоту, обморок, общую слабость и расстройство различных органов и мозга.)

2. Почему погибает кит, попавший на мель?

(Ответ: В воздухе архимедова сила намного меньше, чем в воде и кит, выброшенный на мель, будет раздавлен собственной тяжестью.)

3. На каком физическом явлении основано питание клеток и дыхание живого существа?

(Ответ: На явлении диффузии – проникновении молекул одного вещества в промежутки между молекулами другого вещества.)

4. Почему высоко в горах у людей легко происходят вывихи суставов, а на земле – нет?

(Ответ: В горах пониженное атмосферное давление, а внутри человека оно как на Земле. Разность давлений “помогает” выскочить суставу, т.е. вывиху.)

5. Показать медицинскую банку.

Назовите на основе, каких физических явлений и законов она действует? Как?

(Ответ: При нагреве воздуха в банке (спиртом, спичкой) воздух расширяется и выходит из банки (частично). Создается разряжение, и банка прижимается к телу атмосферным давлением – присасывается.)

6. Где в организме человека находятся жидкие кристаллы и для чего они там нужны?

(Ответ: В ухе человека, в вестибулярном аппарате, тренировка которого так нужна летчикам, космонавтам, морякам и т.д.)

7. Какую наивысшую температуру может вынести наш организм и почему?

(Ответ: 160*, если воздух чистый и сухой. При этих условиях интенсивно испаряется пот и происходит охлаждение организма.)

Вопросы по биологии.

1. Вынести черный ящик.

Он родился на просторах Фенноскандии, вышел из древних сосен – пинитес. Миллионы лет этот “кусочек солнечных лучей” хранился в земле или на дне моря. Он химически инертен, это позволяет изготавливать из него посуду для активных кислот. Высокие диэлектрические свойства сделали его незаменимым в электронике, радиотехнике. Люди с глубокой древности любили его за теплый цвет с характерным мягким блеском. Что в черном ящике?

(Ответ: Янтарь.)

2. Древние египтяне считали ее символом потустороннего мира, в Норвегии – вестником смерти, в России – часто принимали за лешего. Древние римляне обвиняли ее в том, что она накликала поражение в битве с армией Ганнибала. А в Древней Греции встрече с ней радовались, ее считали спутницей богини Афины Паллады и изображали на серебряных монетах. О каком животном идет речь?

(Ответ: Сова.)

3. Вынести черный ящик

В эволюции этого животного много загадок, в индуистской религии оно – основа мироздания. В Узбекистане же бытует интересная сказка о происхождении этого животного. Слушайте ее. В давние – предавние времена жил купец, торговавший мукой. Он был жадный и часто обвешивал покупателей. Люди долго терпели, но, наконец, не выдержали и решили обратиться с жалобой к самому Богу. Бог наказал купца: взял 2 чаши весов и зажал между ними нечестного торговца. Остались торчать только руки, ноги и голова. Потомок жадного торговца находится в ящике. Что это за животное?

(Ответ: Черепаха.)

4. Вынести черный ящик.

В “черном ящике” лежит ветка растения с несъедобными листьями. Это растение было посвящено Богу науки и искусства Аполлону. Им награждают художников, артистов и ученых в знак признания. Именно отсюда происходит слово “лауреат”. Что за растение лежит в “черном ящике”? Где оно используется в настоящее время?

(Ответ: Это лавр благородный. В настоящее время его листья используют как приправу, благодаря их пряному аромату.)

5. Как называются продукты, находящиеся в этих четырех коробочках? Из каких растений их получают? К какому семейству они относятся?

(Ответ: Это крупы: манная, перловая, геркулес, пшено. Манную крупу получают из пшеницы, перловую – из ячменя, геркулес – из овса, пшено – из проса. Все эти растения относятся к семейству злаков.)

6. Вынести черный ящик. В черном ящике лежит некое лакомство, созревающее на хорошо известном растении. Его родина – Мексика. В 1874 году академик Севергин в книге “Царство произрастания” писал: “Сие растение почитается способным исцелять раны. Наибольшее употребление семени есть в пищу попугаям, можно получать из него масло, пережженные семена имеют запах кофея” Что за лакомство лежит в ящике?

(Ответ: В черном ящике лежат семечки. Это плоды подсолнечника.)

7. Вынести черный ящик. В черном ящике лежит талисман, который носили на груди средневековые рыцари. Ему приписывали чудесное свойство: якобы он способен предохранять воина от стрел и ударов мечей. Философы древности, разрезая этот загадочный объект поперек, объясняли своим ученикам строение Вселенной, т.е. он был наглядным пособием при изучении астрономии. Во все времена и у всех народов ему приписывали лечебные свойства, а в средние века утверждали, что даже его запах предохраняет от заболеваний. Что лежит в “черном ящике”?

(Ответ: Луковица.)

8. Назовите позвоночных животных, которые растут всю жизнь.

(Ответ: Всю жизнь растут змеи, черепахи, крокодилы, т.е. пресмыкающиеся.)

9. Перья, каких птиц в настоящее время используются как деньги?

(Ответ: Индейцы используют перья гарпии в качестве денег.)

10. Вынести черный ящик. В черном ящике лежит плод, употребляемый в свежем и моченом виде. Этот плод принадлежит растению класса двудольных. Дикие предки его растут на Кавказе и в Средней Азии. Растение перекрестноопыляемое (опылители – насекомые), весьма морозоустойчивое, выдержит морозы до -30*! Плоды полезны, содержат вещества, выводящие из организма ядовитые тяжелые металлы. О каких плодах идет речь?

(Ответ: Речь идет о яблоках.)

Вопрос для игры со зрителями.

С каким первым представителем животного мира пришлось встретиться Адаму и Еве в раю? Какие последствия имела эта встреча?

(Ответ: Встреча со Змием – искусителем привела к изгнанию из Рая.)

Блиц-турнир для 11-х классов.

  1. Почему осенью желтеют листья на деревьях?
  2. Почему мороженый картофель имеет сладкий привкус?
  3. Почему в городе от морозов больше всего страдают деревья, растущие рядом с уличными фонарями?

Ответы:

  1. Желтое красящее вещество – пигмент находится в листьях растений всегда, но летом желтый цвет перекрывается зеленым, который придает листьям хлорофилл. Осенью при недостатке света хлорофилл разрушается.
  2. На морозе крахмал частично превращается в сахар.
  3. Эти деревья позже других сбрасывают листву, т.к. лампы удлиняют им световой день, поэтому деревья не успевают подготовиться к зиме.

Блиц-турнир для 10-х классов.

  1. Вспомните, как легко и быстро маленькие рыбки погружаются в глубину и поднимаются наверх. Как это происходит?
  2. Каким образом при движении рыб и улиток проявляется действие 3-го закона Ньютона?
  3. Каких морских животных называют живыми электростанциями?

Ответы:

  1. Плавательный пузырь обеспечивает рыбе возможность находиться на определенной глубине. Если рыба плывет вниз, то плавательный пузырь сжимается, и наоборот.
  2. Рыба и моллюски отбрасывают воду назад, а сами, согласно 3 закону Ньютона, движутся вперед. (Моллюск – ногой, рыба – взмахом хвоста.)
  3. а) электрический угорь: водоемы Ю.Америки. Электрическая мощность достаточна на 6-ти стоватовых лампочек.
    б) электрический скат: Атлантический, Тихий, Индийский океан. 150 разрядов в секунду по 80В.
    в) электрический сом: 360 В.