В современных условиях умение осуществлять исследовательскую деятельность является важным навыком, позволяющим обществу стабильно развиваться.
Исследование - процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности (Большой энциклопедический словарь. М., 1993). Исследовательское поведение характерно для всех живых существ и, чем выше уровень психической организации, тем выше уровень поисковой активности. Наиболее ярко эта способность поведения проявляется у человека. Главное его отличие от аналогичных проявлений у животных в том, что потребность в поиске, исследовательская активность у человека проявляется не столько в борьбе за выживание, сколько в творчества.
Можно ли обучать детей дошкольного возраста навыкам проведения самостоятельных исследований? Исходя из своего опыта работы с детьми старшей и подготовительной групп, отвечаю: можно. И нужно. Ведь стремление к изучению, к исследованию присуще ребенку, как утверждает ряд исследователей, генетически.
Общеизвестно, что дети исследователи по своей природе. Роль умного взрослого - не мешать ребенку, а по мере возможности - помочь. Именно исследовательское поведение создаёт условие для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями.
Что мы, педагоги, делаем, если обучаем только на подражании, повторении и послушании? Мы сводим на нет главную черту исследовательского поведения - поисковую активность. Итог: потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить. Упущенное в этом плане в период дошкольного образования будет сложно, а иногда просто и невозможно, компенсировать в школе.
С 2004 года в МОУ № 202 гимназии "Менталитет" города Екатеринбурга целенаправленно ведётся работа по развитию любознательности, поисковой активности и интересов посредством формирования исследовательского поведения. Научной основой этой деятельности служат работы доктора педагогических наук, профессора Московского государственного педагогического университета А.И.Савенкова.
Для дошкольника исследовательское поведение - это главный источник получения представлений о мире. Поэтому задачей обучения исследовательскому поведению является формирование у ребенка универсальных умений и навыков: осваивать предметы окружающего мира и переносить эти умения на любую сферу деятельности. Именно такое поведение выполняет в жизни человека функцию развития, а это помогает человеку адаптироваться легче и быстрее.
Какие качества исследователя мы можем формировать в период дошкольного образования? Выделять проблемы, задавать вопросы, строить гипотезы, давать определения понятиям, проводить опыты, анализировать добытые материалы, уметь рассказывать об этом.
В старшем дошкольном возрасте заметно возрастает познавательная потребность ребенка, которая развивает продуктивные формы мышления. При этом, как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения. Огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе сотрудничества, сотворчества.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы "как?" и "почему?"
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно - исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Можно ли в дошкольных образовательных учреждениях успешно формировать исследовательское поведение?
Мой опыт позволяет сделать следующие выводы о возможностях воспитания и формирования исследовательского поведения у дошкольников:
- в каждом моменте пребывания детей в детском саду можно найти элемент или комплекс того, что составляет исследовательское поведение
- главный путь поддержания и развития исследовательского поведения - максимальное снятие запретов в исследовании, чтобы можно было иметь разные возможность для проб, опытов, фантазии и конструирования
Что необходимо для достижения обозначенной цели?
По мнению исследователей Г.М. Ляминой, А.П.Усовой необходимо включать дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходства и различия, предоставлять им возможность приобретать знания самостоятельно.
Возьмем для примера некоторые режимные моменты: так в процессе игры по перетягиванию каната двумя детьми или двумя командами детей происходит осмысление темы "Взаимодействие сил" и осуществляется процесс выработки новых знаний (в рамках занятий по ознакомлению с элементарными физическими явлениями). Почти всегда по окончанию игры у детей возникают объяснения: почему одни проиграли, а другие выиграли. Предлагаю детям придумать возможные варианты: что надо сделать, чтобы получилась ничья, чтобы выиграл проигравший. И вот здесь, когда выдвигаются гипотезы, предполагаются разные результаты и реально проигрываются придуманные условия, и идёт процесс выработки новых для детей знаний.
Такую же деятельность мы можем организовать и при обсуждении знакомой детям сказки "Репка": когда герои сказки смогли вытянуть репку? Согласитесь ли вы с выводом, что мышка самая сильная? Почему? Чьи силы вытащили репку? А почему пришлось тянуть репку стольким героям? Давайте предположим, что герои сказки не смогли вытащить репку. Какие условия при этом должны быть?
Ответы детей:
- на репку села бабочка
- у дедушки болела рука, и он не мог тянуть в полную силу
- кошка щекотала Жучку, она постоянно отпускала сарафан внучки
- мышка испугалась, что после того, как они вытащат репку, кошка
- может ее поймать, и т.д.
Такие виды деятельности позволяют детям учиться находить различные варианты решения одной и той же проблемы, то есть у детей развивается вариативность мышления.
Формированию исследовательского поведения детей дошкольного возраста может служить анализ ситуации из басни Крылова "Лебедь, рак и щука". На вопрос: как вы думаете, что нужно сделать героям, чтобы перевезти поклажу на телеге? дети дали различные варианты ответов:
- чтобы рак отпустил веревку, а лебедь и щука поплывут в одном направлении
- чтобы отпустили веревку лебедь и щука, а рак потянул телегу
- чтобы они втроем стали двигаться в одном направлении и т.д.
Обсуждение высказанных гипотез и совместный поиск верного ответа являются способами формирования у детей умений осуществлять самостоятельное исследование сначала под руководством старших, затем - индивидуально.
Большую роль в развитии познавательных способностей играет моделирование наблюдаемых фактов, что формирует обобщенное мышление: когда тянули канат, то изображали модель взаимодействия сил так ______ __________, _____ _____
- когда речь шла о репке, то ________ ___ __ _ _ _ _
- когда изображали направление сил в басне, то
Организация практической деятельности по проращиванию семян гороха и бобов позволяет продемонстрировать этапность исследования и его структуру. Задача наблюдений за появлением ростков гороха в разных условиях: в воде, в почве, в песке - удерживает познавательный интерес в течение нескольких дней. А это позволяет детям делать разные предположения (гипотезы), ставить вопросы:
- почему горох в воде увеличился в размере?
- а в почве и в песке он тоже увеличился?
- а если вода высохнет, можно ли добавить?
- где в воде, почве или в песке раньше появится росток? А почему?
В процессе подобной практической деятельности, осуществляемой как в дошкольном образовательном учреждении, так и дома, совместно с родителями, приобретаются умения проводить опыты, анализировать добытые материалы, рассказывать об этом. Приобретаемые в ходе таких занятий умения используются детьми для проведения в домашних условиях экспериментов и ознакомлению с их результатами сверстников в группе.
Знакомство с темой "Гигроскопичность тканей" потребовало наблюдений за свойствами тканей в разных применениях: из какой ткани нужно иметь плащ, зонтик, тряпку для мытья пола? Почему? Какая ткань раньше высохнет? Почему? Когда я предложила сшить куклам плащ из ситца или драпа, дети сами нашли выход: давайте пока не будем шить, а на всякие ткани польем дождичком из лейки и тогда выберем ткани, подходящие для зонтов и плаща. "Но ведь и от солнца надо защищаться", - сказали дети и уже начали делать предположения об использовании тканей для защиты от солнца и обосновывать свой выбор.
Так на разных фактах, явлениях возникает понимание мировоззренческого характера:
1. всё существующее, действующее, используемое имеет причину, - ее надо искать.
2. всё существующее, действующее, используемое имеет следствие, - его надо предвидеть.
В нашем детском саду мы разработали показатели и уровни овладения детьми исследовательского поведения. Главным фактором, определяющим развитие интеллекта ребенка, выступает не содержание, а методы его усвоения: через игру, наблюдения, предположения, конструирование, осмысление фактов. Мы убеждены в том, что исследовательское поведение человека начинается с рождения. Целенаправленное формирование такого поведения должно превращать ребенка в носителя функции, которая начнет применяться ребенком в любой сфере деятельности: игровой, трудовой, учебной, художественной и иной.