Пояснительная записка.
В последние годы в практике отечественного образования произошли большие изменения. Воспитание нравственно-правовой, эмоционально-эстетической, интеллектуально-информационной и коммуникативной культуры, а также культуры здоровья младшего школьника стали являться приоритетными направлениями педагогической деятельности.
Построение единого образовательного пространства, освоение новых педагогических технологий - это те задачи, которые позволят создать условия для оптимального развития каждого ребёнка.
Особый интерес вызывает технология проектно-исследовательской деятельности. "Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, потому что оно:
- личностно-ориентированное;
- использует множество дидактических подходов - обучение в деле, независимые занятия;
- представляет собой совместное учение, мозговой штурм, ролевую игру, эвристическое и проблемное обучение, дискуссию, командное обучение;
- самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения;
- поддерживает педагогические цели в когнитивной, аффективной и психомоторной областях на всех уровнях - знания, понимания, применения; анализ и синтез;
- приносят удовлетворение ученикам, видящим продукт своего собственного труда". (В.В. Гузеев)
Программа данного курса разработана для осуществления учебных исследований, как особого направления внеклассной работы, тесно связанного с основным учебным процессом и ориентированного на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков.
Она реализует основные положения концепции образования и содержание повышенного уровня, рассчитанное на одарённых детей, детей, проявляющих интерес к исследовательской деятельности.
Программа курса предназначена для учащихся 3 классов.
Программа рассчитана на 68 часов (60 часов проектной деятельности, 4 часа вводных занятий).
Занятия проводятся - 2 часа в неделю, длительностью 40 минут.
Основная цель программы:
- углубление знаний младших школьников об окружающем мире;
- интеграция знаний из различных предметных областей;
- формирование у учащихся поисково-исследовательских творческих умений и навыков.
Практическая значимость занятий заключается в том, что:
- проектная деятельность открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребёнка по взаимодействию с окружающим миром;
- актуализирует субъектную позицию ребёнка в педагогическом процессе; идёт от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, стимулирует детскую самодеятельность;
- проектная деятельность выводит педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду.
Так как важнейшей задачей современной школы является создание условий для расширения и обогащения "Я - концепции" ребёнка в совместной с другими людьми творческой деятельности в окружающем мире, тематика проектов строится по предлагаемому плану.
Тематика проектов.
№ п/п | Название проекта |
1 | Я и мой город. |
2 | Я и моя малая Родина. |
3 | Школа наш дом. |
4 | А мы все разные. |
5 | Мой дом - мой друг. |
6 | Расти здоровым. |
7 | Мир моих увлечений. |
8 | Если был бы я волшебником. |
Обучающиеся должны знать:
- основы проектирования, этапы подготовки и планирования проекта;
- способы получения и обработки информации;
- типологию проектов.
Обучающиеся должны уметь:
- выдвигать идеи, последовательно излагать свои мысли; формулировать цели и задачи; выдвигать гипотезы; выбирать формы и приёмы презентации результатов своей деятельности; структурировать информацию, выделять главное, слушать и понимать других; выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы.
Прогнозируемый результат:
- устойчивый интерес к исследовательской деятельности;
- приобретение мыследеятельностных, презентационных, поисковых, информационных, экспериментальных, коммуникативных умений и навыков;
- увеличение уровня владения знаниями в различных предметных областях.
Тематическое планирование к программе кружковой работы "Юный исследователь".
№ | Тема | Технологическая стадия работы | Содержание работы на данной стадии | Кол. часов |
1-4 | Вводные занятия. 1. Я познаю мир. 2. По дорогам исследований. 3. Знакомьтесь - презентация! |
Мобилизующий этап. | Введение в учебно-исследовательскую
работу. Виды исследовательских работ Формы исследования: интерактивные, конспектирование источников, эксперимент, наблюдение, интервьюирование и т.д. Типология проектов. Формы презентации проектов. |
1 час 2 часа 1 час |
5-12 | Мой город - именинник (к 420- летию
города Волгограда) (8 часов) |
Подготовительный этап: а. создание замысла проекта и разработка структуры; б. разработка и создание организационного материала. Этап реализации проекта: а. организационный; б. поиск; в. промежуточные результаты; Этап защиты проекта и рефлексии результатов. |
Интерактивная экскурсия по городу.
Заполнение шаблона разработки проекта (идея,
тема, цель проекта, основополагающие и
проблемные вопросы, ход проекта). Разработка маршрута исследования и распределение задач (обязанностей). Проведение первичного среза знаний по теме исследования. Поиск информации в различных источниках. Преобразование, обмен, обработка собранной информации, редактирование текстов. Создание и усовершенствование рисунков. Оформление собранного материала (композиционное размещение, монтаж, создание коллажа "Мой город - именинник") Представление коллажей учащихся, выступление с докладом о проделанной работе. Презентация проекта на родительском собрании, на внутришкольном конкурсе проектов "Волгоград 22 века" |
2 часа
4 часа
2 часа |
13-20 | Я и моя малая Родина. (8 часов) |
Подготовительный этап: а. создание замысла проекта и разработка структуры; б. разработка и создание организационного материала. Этап реализации проекта: а. организационный; б. поиск; в. промежуточные результаты и выводы; Этап защиты проекта и рефлексии результатов. |
Экскурсия по району. Заполнение шаблона разработки проекта (идея, тема, цель проекта, основополагающие и проблемные вопросы, ход проекта). Разработка маршрута исследования и распределение задач (обязанностей). Проведение первичного среза знаний по теме исследования. Поиск информации в различных источниках. Преобразование, обмен, обработка собранной информации об истории улиц родного района. Создание рисунков, фотографий. Оформление собранного материала в виде сборника рассказов "Я и моя малая Родина", мультимедийной презентации. Представление сборника и мультимедийной презентации учащимся класса и родителям. |
2 часа
4 часа
2 часа |
21-28 | Школа наш дом. (8 часов) |
Подготовительный этап: а. создание замысла проекта и разработка структуры; б. разработка и создание организационного материала. Этап реализации проекта: а. организационный; б. поиск; в. промежуточные результаты и выводы; Этап защиты проекта и рефлексии результатов. |
Экскурсия по школе. Беседа об организации внеурочной деятельности учащихся в школе. Мозговой штурм по теме: "Как сделать интерьер школы (класса) красивее, удобнее, чтобы она стала домом". Заполнение шаблона разработки проекта (идея, тема, цель проекта, основополагающие и проблемные вопросы, ход проекта). Разработка маршрута исследования и распределение задач (обязанностей). Проведение первичного среза знаний по теме исследования.Поиск информации в различных источниках. Преобразование, обмен, обработка собранной информации. Создание и преобразование эскизов, макетов, проектов школьного интерьера. Изготовление моделей и монтаж макетов школьного интерьера . Выставка - презентация макетов. |
2 часа
4 часа
2 часа |
29-36 | А мы все разные. (8 часов) |
Подготовительный этап: а. создание замысла проекта и разработка структуры; б. разработка и создание организационного материала. Этап реализации проекта: а. организационный б. промежуточные результаты и выводы; Этап защиты проекта и рефлексии результатов. |
Ассоциограмма "Мой класс". Мозговой штурм по теме. Заполнение шаблона разработки проекта (идея, тема, цель проекта, основополагающие и проблемные вопросы, ход проекта). Разработка маршрута исследования и распределение задач (обязанностей). Анкетирование, интервьюирование по выявлению индивидуальных предпочтений учащихся класса. Преобразование, обмен, обработка собранной информации. Создание диаграмм, графиков, схем. Оформление собранного материала в виде "Летописи класса", мультимедийной презентации. Презентация проекта на классном мероприятии и родительском собрании в конце года. |
2 часа
4 часа
2 часа |
37-44 | Мой дом - мой друг. (8 часов) |
Подготовительный этап: а. создание замысла проекта и разработка структуры; б. разработка и создание организационного материала. Этап реализации проекта: а. организационный; б. поиск; в. промежуточные результаты и выводы; Этап защиты проекта. |
Обсуждение сказки К. Чуковского
"Федорино горе". Заочная экскурсия по дому (рабочее место, освещение, чистота, спортивный уголок и т.д.) заполнение таблиц. Заполнение шаблона разработки проекта (идея, тема, цель проекта, основополагающие и проблемные вопросы, ход проекта). Разработка маршрута исследования и распределение задач (обязанностей). Проведение первичного среза знаний по теме исследования, составление "валеологических паспортов" комнаты ребёнка с родителями. Поиск информации в различных источниках. Преобразование, обмен, обработка собранной информации по здоровьесбережению, гигиене. Создание рисунков, фотографий по теме: "Мой дом - мой друг". Подбор фотоматериала и оформление фотовыставки "Мой уголок хорошего настроения" Презентация "валеологических паспортов", фотовыставки. |
2 часа
4 часа
2 часа |
45-52 | Расти здоровым. "Сколько весит твоё здоровье?" (8 часов) |
Подготовительный этап: а. создание замысла проекта и разработка структуры; б. разработка и создание организационного материала. Этап реализации проекта: а. организационный; б. поиск; в. промежуточные результаты и выводы; 3.Этап защиты проекта и рефлексии результатов. |
Просмотр стартовой презентации учителя
для выявления интересов учащихся, выявления
круга участников. Мозговой штурм. Заполнение шаблона разработки проекта (идея, тема, цель проекта, основополагающие и проблемные вопросы, ход проекта). Разработка маршрута исследования и распределение задач (обязанностей). Проведение первичного среза знаний по теме исследования. Эксперимент, исследование. Поиск информации в различных источниках. Преобразование, обмен, обработка и систематизация собранной информации и теоретического материала. Рефлексия и обсуждение результатов проекта. Представление мультимедийной презентации и буклетов на классном часе и школьном фестивале компьютерных презентаций. |
2 часа
4 часа
2 часа |
53-60 | Мир моих увлечений. (8 часов) |
Подготовительный этап: а. создание замысла проекта и разработка структуры; б. разработка и создание организационного материала. Этап реализации проекта: а. организационный; б. поиск в. промежуточные результаты и выводы; Этап защиты проекта и рефлексии результатов |
Проведение викторины о хобби. Заполнение шаблона разработки проекта (идея, тема, цель проекта, основополагающие и проблемные вопросы, ход проекта). Разработка маршрута исследования и распределение задач (обязанностей). Проведение первичного среза знаний по теме исследования. Поиск информации в различных источниках. Анкетирование, интервьюирование. Преобразование, обмен, обработка собранной информации. Создание лозунгов. Оформление собранного материала. Оформление выставки "Золотые ручки"Создание детских презентаций. Концерт - презентация, театрализованный мастер - класс. Выставка "Золотые ручки". |
2 часа
4 часа
2 часа |