Программа кружка "Юный исследователь". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Пояснительная записка.

В последние годы в практике отечественного образования произошли большие изменения. Воспитание нравственно-правовой, эмоционально-эстетической, интеллектуально-информационной и коммуникативной культуры, а также культуры здоровья младшего школьника стали являться приоритетными направлениями педагогической деятельности.

Построение единого образовательного пространства, освоение новых педагогических технологий - это те задачи, которые позволят создать условия для оптимального развития каждого ребёнка.

Особый интерес вызывает технология проектно-исследовательской деятельности. "Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, потому что оно:

  • личностно-ориентированное;
  • использует множество дидактических подходов - обучение в деле, независимые занятия;
  • представляет собой совместное учение, мозговой штурм, ролевую игру, эвристическое и проблемное обучение, дискуссию, командное обучение;
  • самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения;
  • поддерживает педагогические цели в когнитивной, аффективной и психомоторной областях на всех уровнях - знания, понимания, применения; анализ и синтез;
  • приносят удовлетворение ученикам, видящим продукт своего собственного труда". (В.В. Гузеев)

Программа данного курса разработана для осуществления учебных исследований, как особого направления внеклассной работы, тесно связанного с основным учебным процессом и ориентированного на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков.

Она реализует основные положения концепции образования и содержание повышенного уровня, рассчитанное на одарённых детей, детей, проявляющих интерес к исследовательской деятельности.

Программа курса предназначена для учащихся 3 классов.

Программа рассчитана на 68 часов (60 часов проектной деятельности, 4 часа вводных занятий).

Занятия проводятся - 2 часа в неделю, длительностью 40 минут.

Основная цель программы:

  • углубление знаний младших школьников об окружающем мире;
  • интеграция знаний из различных предметных областей;
  • формирование у учащихся поисково-исследовательских творческих умений и навыков.

Практическая значимость занятий заключается в том, что:

  • проектная деятельность открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребёнка по взаимодействию с окружающим миром;
  • актуализирует субъектную позицию ребёнка в педагогическом процессе; идёт от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, стимулирует детскую самодеятельность;
  • проектная деятельность выводит педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду.

Так как важнейшей задачей современной школы является создание условий для расширения и обогащения "Я - концепции" ребёнка в совместной с другими людьми творческой деятельности в окружающем мире, тематика проектов строится по предлагаемому плану.

Тематика проектов.

№ п/п Название проекта
1 Я и мой город.
2 Я и моя малая Родина.
3 Школа наш дом.
4 А мы все разные.
5 Мой дом - мой друг.
6 Расти здоровым.
7 Мир моих увлечений.
8 Если был бы я волшебником.

Обучающиеся должны знать:

  • основы проектирования, этапы подготовки и планирования проекта;
  • способы получения и обработки информации;
  • типологию проектов.

Обучающиеся должны уметь:

  • выдвигать идеи, последовательно излагать свои мысли; формулировать цели и задачи; выдвигать гипотезы; выбирать формы и приёмы презентации результатов своей деятельности; структурировать информацию, выделять главное, слушать и понимать других; выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы.

Прогнозируемый результат:

  • устойчивый интерес к исследовательской деятельности;
  • приобретение мыследеятельностных, презентационных, поисковых, информационных, экспериментальных, коммуникативных умений и навыков;
  • увеличение уровня владения знаниями в различных предметных областях.

Тематическое планирование к программе кружковой работы "Юный исследователь".

Тема Технологическая стадия работы Содержание работы на данной стадии Кол. часов
1-4 Вводные занятия.

1. Я познаю мир.

2. По дорогам исследований.

3. Знакомьтесь - презентация!

Мобилизующий этап. Введение в учебно-исследовательскую работу. Виды исследовательских работ

Формы исследования: интерактивные, конспектирование источников, эксперимент, наблюдение, интервьюирование и т.д. Типология проектов.

Формы презентации проектов.

 

1 час

2 часа

1 час

5-12 Мой город - именинник (к 420- летию города Волгограда)

(8 часов)

Подготовительный этап:

а. создание замысла проекта и разработка структуры;

б. разработка и создание организационного материала.

Этап реализации проекта:

а. организационный;

б. поиск;

в. промежуточные результаты;

Этап защиты проекта и рефлексии результатов.

Интерактивная экскурсия по городу. Заполнение шаблона разработки проекта (идея, тема, цель проекта, основополагающие и проблемные вопросы, ход проекта).

Разработка маршрута исследования и распределение задач (обязанностей).

Проведение первичного среза знаний по теме исследования.

Поиск информации в различных источниках.

Преобразование, обмен, обработка собранной информации, редактирование текстов.

Создание и усовершенствование рисунков.

Оформление собранного материала (композиционное размещение, монтаж, создание коллажа "Мой город - именинник")

Представление коллажей учащихся, выступление с докладом о проделанной работе.

Презентация проекта на родительском собрании, на внутришкольном конкурсе проектов "Волгоград 22 века"

 

2 часа

 

 

4 часа

 

 

2 часа

13-20 Я и моя малая Родина.

(8 часов)

Подготовительный этап:

а. создание замысла проекта и разработка структуры;

б. разработка и создание организационного материала.

Этап реализации проекта:

а. организационный;

б. поиск;

в. промежуточные результаты и выводы;

Этап защиты проекта и рефлексии результатов.

Экскурсия по району.

Заполнение шаблона разработки проекта (идея, тема, цель проекта, основополагающие и проблемные вопросы, ход проекта).

Разработка маршрута исследования и

распределение задач (обязанностей).

Проведение первичного среза знаний по теме исследования.

Поиск информации в различных источниках.

Преобразование, обмен, обработка собранной информации об истории улиц родного района.

Создание рисунков, фотографий.

Оформление собранного материала в виде сборника рассказов "Я и моя малая Родина", мультимедийной презентации.

Представление сборника и мультимедийной презентации учащимся класса и родителям.

2 часа

 

 

 

4 часа

 

 

 

2 часа

21-28 Школа наш дом.

(8 часов)

Подготовительный этап:

а. создание замысла проекта и разработка структуры;

б. разработка и создание организационного материала.

Этап реализации проекта:

а. организационный;

б. поиск;

в. промежуточные результаты и выводы;

Этап защиты проекта и рефлексии результатов.

Экскурсия по школе.

Беседа об организации внеурочной деятельности учащихся в школе.

Мозговой штурм по теме: "Как сделать интерьер школы (класса) красивее, удобнее, чтобы она стала домом".

Заполнение шаблона разработки проекта (идея, тема, цель проекта, основополагающие и проблемные вопросы, ход проекта). Разработка маршрута исследования и распределение задач (обязанностей).

Проведение первичного среза знаний по теме исследования.Поиск информации в различных источниках.

Преобразование, обмен, обработка собранной информации.

Создание и преобразование эскизов, макетов, проектов школьного интерьера. Изготовление моделей и монтаж макетов школьного интерьера .

Выставка - презентация макетов.

2 часа

 

 

 

4 часа

 

 

 

 

2 часа

29-36 А мы все разные.

(8 часов)

Подготовительный этап:

а. создание замысла проекта и разработка структуры;

б. разработка и создание организационного материала.

Этап реализации проекта:

а. организационный

б. промежуточные результаты и выводы;

Этап защиты проекта и рефлексии результатов.

Ассоциограмма "Мой класс".

Мозговой штурм по теме.

Заполнение шаблона разработки проекта (идея, тема, цель проекта, основополагающие и проблемные вопросы, ход проекта).

Разработка маршрута исследования и

распределение задач (обязанностей).

Анкетирование, интервьюирование по выявлению индивидуальных предпочтений учащихся класса.

Преобразование, обмен, обработка собранной информации.

Создание диаграмм, графиков, схем.

Оформление собранного материала в виде "Летописи класса", мультимедийной презентации.

Презентация проекта на классном мероприятии и родительском собрании в конце года.

2 часа

 

 

 

4 часа

 

 

 

2 часа

37-44 Мой дом - мой друг.

(8 часов)

Подготовительный этап:

а. создание замысла проекта и разработка структуры;

б. разработка и создание организационного материала.

Этап реализации проекта:

а. организационный;

б. поиск;

в. промежуточные результаты и выводы;

Этап защиты проекта.

Обсуждение сказки К. Чуковского "Федорино горе".

Заочная экскурсия по дому (рабочее место, освещение, чистота, спортивный уголок и т.д.) заполнение таблиц.

Заполнение шаблона разработки проекта (идея, тема, цель проекта, основополагающие и проблемные вопросы, ход проекта).

Разработка маршрута исследования и распределение задач (обязанностей).

Проведение первичного среза знаний по теме исследования, составление "валеологических паспортов" комнаты ребёнка с родителями.

Поиск информации в различных источниках.

Преобразование, обмен, обработка собранной информации по здоровьесбережению, гигиене.

Создание рисунков, фотографий по теме: "Мой дом - мой друг". Подбор фотоматериала и оформление фотовыставки "Мой уголок хорошего настроения"

Презентация "валеологических паспортов", фотовыставки.

2 часа

 

 

 

4 часа

 

 

 

 

2 часа

45-52 Расти здоровым.

"Сколько весит твоё здоровье?"

(8 часов)

Подготовительный этап:

а. создание замысла проекта и разработка структуры;

б. разработка и создание организационного материала.

Этап реализации проекта:

а. организационный;

б. поиск;

в. промежуточные результаты и выводы;

3.Этап защиты проекта и рефлексии результатов.

Просмотр стартовой презентации учителя для выявления интересов учащихся, выявления круга участников.

Мозговой штурм.

Заполнение шаблона разработки проекта (идея, тема, цель проекта, основополагающие и проблемные вопросы, ход проекта).

Разработка маршрута исследования и

распределение задач (обязанностей).

Проведение первичного среза знаний по теме исследования.

Эксперимент, исследование.

Поиск информации в различных источниках.

Преобразование, обмен, обработка и систематизация собранной информации и теоретического материала.

Рефлексия и обсуждение результатов проекта.

Представление мультимедийной презентации и буклетов на классном часе и школьном фестивале компьютерных презентаций.

2 часа

 

 

 

 

4 часа

 

 

2 часа

53-60 Мир моих увлечений.

(8 часов)

Подготовительный этап:

а. создание замысла проекта и разработка структуры;

б. разработка и создание организационного материала.

Этап реализации проекта:

а. организационный;

б. поиск

в. промежуточные результаты и выводы;

Этап защиты проекта и рефлексии результатов

Проведение викторины о хобби.

Заполнение шаблона разработки проекта (идея, тема, цель проекта, основополагающие и проблемные вопросы, ход проекта).

Разработка маршрута исследования и

распределение задач (обязанностей).

Проведение первичного среза знаний по теме исследования.

Поиск информации в различных источниках.

Анкетирование, интервьюирование.

Преобразование, обмен, обработка собранной информации.

Создание лозунгов.

Оформление собранного материала. Оформление выставки "Золотые ручки"Создание детских презентаций.

Концерт - презентация, театрализованный мастер - класс.

Выставка "Золотые ручки".

2 часа

 

 

 

 

4 часа

 

 

 

 

2 часа