"В вашем распоряжении девять врачей, данных природой, всегда готовых помочь в создании стопроцентного здоровья. Это солнечный свет, свежий воздух, чистая вода, естественное питание, голодание, физические упражнения, отдых, хорошая осанка, разум". (П. С. Брегг). Образование несет ответственность не только за духовное, но и физическое развитие детей, за укрепление здоровья обучающихся, приобщение их к ценностям здорового образа жизни. По данным медицинских карт, в последние годы возникла устойчивая тенденция к ухудшению здоровья учащихся на всех ступенях образования. По оценкам специалистов до 90% детей имеют отклонения в физическом и психическом здоровье, 30-35% учащихся, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания.
Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что педагог в состоянии что-то сделать для здоровья современного ученика. Учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников. Существует множество причин, обуславливающих создавшуюся ситуацию, в том числе социально-экономических, экологических, педагогических. К педагогическим факторам следует отнести такие, как: стрессовая тактика авторитарной педагогики, увеличивающаяся интенсификация учебного процесса, несоблюдение физиолого-педагогических, психолого-педагогических и санитарных требований к организации учебного процесса, недостаточная квалификация педагогов и массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения, развития и охраны здоровья детей.
Интенсификация школьного обучения, повышение требований к образовательному процессу требуют использования в работе с младшими школьниками эффективных средств и методов. Все это должно быть направлено на то, чтобы учащиеся испытали удовлетворение в процессе учебной работы на уроке. Основные требования к уроку в условиях здоровьесберегающей педагогики можно сформулировать так:
1 - построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с учетом вопросов здоровьесбережения;
2 - обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, склонностей;
3 - установление межпредметных связей;
4 - логичность и эмоциональность всех этапов учебной деятельности;
5 - эффективное использование на уроках физкультминуток, подвижных игр;
6 - формирование умения учиться, заботясь о своем здоровье;
7 - тщательная диагностика, планирование и контроль каждого урока с учетом особенностей развития учащихся.
Актуальным является и вопрос о состоянии здоровья педагога и об его отношении к своему здоровью. Педагог должен обладать важными профессиональными качествами, позволяющими генерировать плодотворные педагогические идеи и обеспечивающими положительные педагогические результаты. Среди этих качеств можно выделить высокий уровень профессионально-этической, коммуникативной, рефлексивной культуры; знания формирования и функционирования психических процессов, состояний и свойств личности, процессов обучения и воспитания, познания других людей и самопознания, творческого совершенствования человека; основ здоровья, здорового образа жизни; владение знаниями основ проектирования и моделирования здоровьесберегающих технологий в учебных программах и мероприятиях; умение прогнозировать результаты собственной деятельности, а также способность к выработке индивидуального стиля педагогической деятельности. Учитель должен уметь: анализировать педагогическую ситуацию в условиях педагогики оздоровления; владеть основами здорового образа жизни; устанавливать контакт с коллективом учащихся; наблюдать и интерпретировать вербальное поведение; прогнозировать развитие своих учащихся; моделировать систему взаимоотношений в условиях педагогики оздоровления; личным примером учить учащихся заботится о своем здоровье и здоровье окружающих людей.
Педагог должен быть примером для своих воспитанников в вопросах здоровьесбережения. Здоровый образ жизни - это норма жизни педагога, только тогда ученики поверят и будут принимать педагогику здоровьесбережения должным образом. Для эффективного внедрения в педагогическую практику идей здорового образа жизни необходимо решение трех проблем:
- изменение мировоззрения учителя, его отношения к себе, своему жизненному опыту в сторону осознания собственных чувств, переживаний с позиций проблем здоровьесбережения;
- изменение отношение учителя к учащимся. Педагог должен полностью принимать ученика таким, каков он есть, и на этой основе стараться понять, каковы его особенности, склонности, умения и способности, каков возможный путь развития;
- изменение отношения учителя к задачам учебного процесса педагогики оздоровления, которое предполагает не только достижение дидактических целей, но и развитие учащихся с максимально сохраненным здоровьем. Проблема сохранения здоровья детей занимает значительное место в жизни общества, становится приоритетной национальной проблемой. Результаты социологических исследований показывают, что в системе ценностей российских школьников здоровье не поднимается выше девятого места. Таким образом, одной из приоритетных задач образовательных учреждений становится задача воспитания у детей здорового образа жизни.
Задача педагогов - обучить ребенка сохранению своего здоровья, используя в своей педагогической деятельности правдивую, научную и полезную информацию. За последние 5 лет первичная заболеваемость детей увеличилась, примерно, на 12%. Сегодняшние дети имеют худшие показатели, чем их сверстники 10-15 лет назад в росте, динамометрии. Идет заметная физическая деградация юного поколения. Сейчас почти не встретишь абсолютно здорового ребенка. Здоровье детей отнесено к приоритетным направлениям социальной политики в области образования, что находится в соответствии со ст. 51 Федерального закона "Об образовании". Основными целями общеобразовательной школы является сохранение здоровья обучающихся и восстановление адаптационных возможностей организма ребенка, полноценное физическое и психологическое развитие учащихся в соответствии с возрастом, обучение основам здорового образа жизни, формирование здоровьесберегающей среды.
Формирование правильных представлений о здоровом образе жизни должно начинаться именно с режима дня, который наиболее благоприятствует сохранению здоровья с раннего возраста и культуре самоорганизации. В школе дети не только учатся, но и питаются, выезжают на экскурсии, гуляют. Взаимоотношения с учителем строятся примерно по такому же принципу, что и с родителями, но с большим уважением, на более деловой основе. Поэтому учитель ставит при проведении уроков и воспитательные задачи - формирование коллектива, толерантность, создание психоэмоциональной среды в классе. Любое мероприятие, проведенное в классе, носит положительный эмоциональный характер, в результате дети получают положительный заряд, который благоприятно сказывается не только на дальнейшей воспитательной работе, но и на состоянии ребенка в целом.
Творчески организована спортивная работа с учащимися: очень много и часто проводятся спортивные соревнования, игры. В школе проводятся дни здоровья, а во время каникул проводятся спортивные мероприятия и с участием родителей. Отдельное внимание в школе отводится гигиене. С первого класса дети знают, что необходимо иметь сменную обувь, мыть руки не только перед едой. Профилактика и предупреждение заболеваний, контроль за состоянием здоровья детей, выступление на родительских собраниях, советы, рекомендации - все это лежит на плечах как медработников, так и учителей. Тематика бесед:
- "Соблюдение личной гигиены";
- "Профилактика простудных заболеваний";
- "Режим школьника";
- "Витамины - наши друзья";
- "Правильное питание младшего школьника";
- "Уроки доктора Айболита";
- "Знаешь ли ты лекарственные травы".
Тематика классных часов:
- "В гостях у Мойдодыра";
- "Если хочешь быть здоров...";
- "Лесная аптека";
- "Школа здоровья".
У учащихся начальных классов особенно чувствительной является нервная система, поэтому особенно важной во время урока является смена учебной деятельности. Здоровьесберегающая деятельность школы включает и психологическое здоровье учащихся. Психолог школы проводит индивидуальные беседы и консультации с детьми, испытывающими трудности в учебе и в общении, с родителями и с педагогами. Коррекция проблем некоторых ребят решается путем психологических тренингов, которые проводятся на занятиях. Дети с удовольствием посещают такие занятия. Школа для них становится интересной и полезной.
Совершенствование образования связано с самообразованием педагогов, потребностью в освоении информации, поиске нового в обучении и воспитании, а так же их собственным здоровьем и умением сохранить его. Новые подходы к обучению требуют систематизации накопленного материала, в том числе методических пособий по укреплению здоровья подрастающего поколения.
Надо отметить, что сохранение здоровья - тема наиболее благодарная и благодатная в создавшейся обстановке повышенной учебной нагрузки, отмечаемой во многих школах. В создавшихся социально-экономических условиях, родители не всегда могут проследить за правильным питанием детей, количеством времени, проведенным на свежем воздухе и другими аспектами жизнедеятельности ребенка, важными для его роста и развития. И в этом случае школа и педагогический коллектив должны взять на себя заботу о подрастающем поколении, чтобы вырастить здоровых и сильных членов общества.
ЛИТЕРАТУРА
- Вайнбаум Я. С. Гигиена физического воспитания. -М.: Просвещение, 1986.
- Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. - М., 1960.
- Гигиенические проблемы охраны здоровья населения/ Материалы научно-практической конференции. - Самара, 2000.
- Педагогика и психология здоровья. / под редакцией Н. К. Смирнова. - М., 2003.
- Педагогическая валеограмотность./ под редакцией Т. А. Солдатовой. - Ростов-на-Дону, 1997.