Цель: сформировать понятие обыкновенной дроби.
Задачи:
образовательные:
- повторить понятие доли, знакомое учащимся с начальной школы и ввести определение числителя и знаменателя дроби;
- познакомить учащихся на наглядной основе с понятиями дроби;
- учить читать, записывать и понимать обыкновенные дроби;
развивающие:
- развивать логическое и пространственное мышления учащихся; навыки работы в паре; память; анализ и умение обобщать;
- формировать умение самостоятельно оценивать правильность выполнения задания;
воспитательные:
- воспитывать ответственность, самостоятельность, умения работать в коллективе.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация к уроку, кроссворд, индивидуальные карточки с практическими заданиями, цветные карандаши.
Ход урока
I. Организационно-психологический этап
Учитель:
Ребята, проверьте все ль в порядке книжки ручки и тетрадки,
Прозвенел сейчас звонок, начинается урок.
Отметьте в тетрадях свое настроение на начало урока.
II. Актуализация знаний
– Устная работа направлена на повторение ранее изученного материала.
– На прошлом уроке вы познакомились с окружностью. Давайте вспомним все, что вы узнали об окружности. Предлагаю вам помочь герою мультика разгадать кроссворд. (Слайд 1, см. Приложение 1).
Кроссворд (Работа в парах)
По вертикали зашифрован новый математический термин.
(Учащиеся записывают ответы самостоятельно.)
1. Отрезок ОА, соединяющий центр окружности с точкой на окружности. (Радиус.)
2. О – … (Центр.)
3. Геометрическая фигура, вырезанная по контуру окружности. (Круг.)
4. Хорда проходящая через центр окружности. (Диаметр.)
5. (Окружность.)
6. Название инструмента для вычерчивания окружностей. (Циркуль.)
– Какое слово получилось по вертикали? (Учащиеся
расшифровали новое понятие.) (Сектор.)
– Сектор – это часть круга, ограниченная двумя
радиусами.
– При проведении двух радиусов получаются два
сектора
III Мотивация учебной деятельности учащихся, постановка цели и задач урока
– Самый быстрый ученик определит тему сегодняшнего урока. (Доли.) (Слайд 2)
51 : 17
64 : 323 – О
2 – Л0 * 17
1000 : 1250 – И
8 – Д
– Людям часто приходится делить целое на доли. Самая известная доля – это, конечно, половина. Слова с приставкой “пол” можно услышать, пожалуй каждый день: полчаса, полкилограмма. Назовите еще несколько слов с этой приставкой. (Полкниги, полбанки, пол-урока и т.д.)
– Но есть и другие употребительные доли,
например, треть, четверть.
– Откройте тетради запишите число, классная
работа и тему урока: “Обыкновенные дроби.
IV Изучение нового материала
– Итак, как вы думаете, что такое доли? (Доли –
это равные части, на которые разделили целый
предмет.)
– Название доли зависит от того, на сколько
равных частей разделили единицу (целое).
Разделили на две части – “половина”, на три – “треть”, на четыре – “четверть”.
– А если разделить на пять частей, то (“пятерть”), на шесть – (“шестерть”)? Таких смешных слов в русском языке нет. А чтобы было удобно называть такие доли, пользуются словами “пятая”, “шестая”, “сотая” и т.д. Назовите еще.
– Можно ли разделить апельсин между тремя
детьми? Какую часть при этом получит каждый
ребенок? (Возникла проблемная ситуация.) (Слайд
3, 4, 5.)
– Чтобы ответить на эти вопросы, приглашаю вас
посетить “Необыкновенный мир дробей” (Слайд 6)
– Первый пункт назначения “Столица – Волшебная дробь” (Слайд 7).
Задача. “Рокфор – любитель сыра” – нашел головку сыра и стал ее делить между друзьями: Гаечкой.
– Сколько друзей? На сколько кусочков разделят
сыр?
– Сколько кусочков достанется каждому? (Слайд
8).
Как нам это записать ? Кто знает? (Высказывают свои предположения)
– Для записи любой доли используют горизонтальную черточку, ее называют дробной чертой. Над ней ставится единица (т.е. сколько кусочков достанется каждому), а под чертой пишется число равных частей, на которые целый предмет делится. Например, “шестая”, “семнадцатая”, “сто пятая”. Доли записываются так: Запишите их в тетради.
– Потом прибежал кот и утащил 2 кусочка. Запишите сколько досталось сыра коту, а сколько осталось у друзей? (Слайды 9, 10)
– Итак, сформулируйте, что такое дробь? Чтобы узнать, как называются числа в записи дроби, обратимся к нашему помощнику учебнику стр.138-139.
Каждый может за версту
Видеть дробную черту.
Над чертой – числитель, знайте,
Под чертою – знаменатель.
Дробь такую непременно
Надо звать обыкновенной.
V. Закрепление
Второй пункт назначения “Город – Усвоения”. (Слайд 11)
1) Запишите дроби: Прочитайте дроби, назовите числитель и знаменатель. Объясните, как понимаете каждую дробь?
– Работа по учебнику (стр. 140, № 884).
– Определите, какая часть фигуры закрашена?
– Какая часть фигуры не закрашена?
– Сколько седьмых долей в целом?
2) Упражнение в определении места дроби на числовом луче (работа в парах).
– Что называют координатным лучом?
– О чем мы должны договориться: (О единичном
отрезке.)
– Какой единичный отрезок нужно взять, чтобы отметить дробь ? Постройте дроби.
3) №889, стр. 140 (Слайд 12)
Наводящие вопросы:
– Прочитайте задачу.
– Сколько ткани купили? (2 м 50 см)
– Какую часть ткани израсходовали на платье? (1/5)
– Как вы это понимаете? (Целое разделили на 5
равных частей и взяли одну.)
– Что является целым? (2 м 50 см.)
– Что необходимо сделать перед решением задачи? (Перевести
метры в сантиметры.)
– Прочитайте ответ задачи. (На платье пошло 50 см
ткани.)
Вывод: Как найти дробь от числа? (Ребята формулируют правило.) (Слайд 12)
Самостоятельное решение задачи
В книге 160 страниц. Вика прочитала часть всей книги. Сколько страниц прочитала Вика? Составьте к задаче дополнительный вопрос.
Физкультминутка
VI. Практическая работа
(Слайд 13)
Третий пункт назначения “ Город – Умения”
(Учащимся предлагаются подготовленные листы с заданиями. Работа предполагает использование цветных карандашей, активизирует работу зрительной памяти детей. По окончанию выполнения работы проводится взаимоконтроль с выставлением отметок.)
№ 1. Какая часть фигуры закрашена? (Для более подготовленных учащихся.)
VII. Домашнее задание
(2, 3 по выбору) (Слайд 15)
- Стр.144, № 925, 927
- Составить практические задания на определение дробей.
- Доклад “История возникновения дробей”.
VIII. Итог урока
– Что вы узнали сегодня на уроке?
– Что показывает числитель, знаменатель?
– Математический диктант Плакат “Флаги”
IX. Рефлексия
(Рефлексивную карточку приготовить заранее на каждого ученика.)
- Понравился ли тебе урок?____________________________________________
- Что не понравилось на уроке?_________________________________________
- Поставь отметку учителю по 5-бальной системе. _________________________
- Оцени свою деятельность за урок по 5-бальной системе___________________
- Какие действия учителя считаешь неправильными?_______________________
- Какой фрагмент урока был самым интересным?___________________________
Результаты такого резюме могут быть совершенно неожиданными. Однако это культивирует строгое отношение к себе, и является хорошим условием для профессионального роста. Тогда и ученики принимают строгое отношение к ним как справедливое.