Доли. Обыкновенные дроби

Разделы: Математика


Цель: сформировать понятие обыкновенной дроби.

Задачи:

образовательные:

  • повторить понятие доли, знакомое учащимся с начальной школы и ввести определение числителя и знаменателя дроби;
  • познакомить учащихся на наглядной основе с понятиями дроби;
  • учить читать, записывать и понимать обыкновенные дроби;

развивающие:

  • развивать логическое и пространственное мышления учащихся; навыки работы в паре; память; анализ и умение обобщать;
  • формировать умение самостоятельно оценивать правильность выполнения задания;

воспитательные:

  • воспитывать ответственность, самостоятельность, умения работать в коллективе.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация к уроку, кроссворд, индивидуальные карточки с практическими заданиями, цветные карандаши.

Ход урока

I. Организационно-психологический этап

Учитель:

Ребята, проверьте все ль в порядке книжки ручки и тетрадки,
Прозвенел сейчас звонок, начинается урок.

Отметьте в тетрадях свое настроение на начало урока.

II. Актуализация знаний

– Устная работа направлена на повторение ранее изученного материала.

– На прошлом уроке вы познакомились с окружностью. Давайте вспомним все, что вы узнали об окружности. Предлагаю вам помочь герою мультика разгадать кроссворд. (Слайд 1, см. Приложение 1).

Кроссворд (Работа в парах)

По вертикали зашифрован новый математический термин.
(Учащиеся записывают ответы самостоятельно.)

1. Отрезок ОА, соединяющий центр окружности с точкой на окружности. (Радиус.)

2. О – … (Центр.)

3. Геометрическая фигура, вырезанная по контуру окружности. (Круг.)

4. Хорда проходящая через центр окружности. (Диаметр.)

5. (Окружность.)

6. Название инструмента для вычерчивания окружностей. (Циркуль.)

– Какое слово получилось по вертикали? (Учащиеся расшифровали новое понятие.) (Сектор.)
– Сектор – это часть круга, ограниченная двумя радиусами.
– При проведении двух радиусов получаются два сектора

III Мотивация учебной деятельности учащихся, постановка цели и задач урока

– Самый быстрый ученик определит тему сегодняшнего урока. (Доли.) (Слайд 2)

51 : 17
64 : 32
3 – О
2 – Л
0 * 17
1000 : 125
0 – И
8 – Д

– Людям часто приходится делить целое на доли. Самая известная доля – это, конечно, половина. Слова с приставкой “пол” можно услышать, пожалуй каждый день: полчаса, полкилограмма. Назовите еще несколько слов с этой приставкой. (Полкниги, полбанки, пол-урока и т.д.)

– Но есть и другие употребительные доли, например, треть, четверть.
– Откройте тетради запишите число, классная работа и тему урока: “Обыкновенные дроби.

IV Изучение нового материала

– Итак, как вы думаете, что такое доли? (Доли – это равные части, на которые разделили целый предмет.)
– Название доли зависит от того, на сколько равных частей разделили единицу (целое).

Разделили на две части – “половина”, на три – “треть”, на четыре – “четверть”.

– А если разделить на пять частей, то (“пятерть”), на шесть – (“шестерть”)? Таких смешных слов в русском языке нет. А чтобы было удобно называть такие доли, пользуются словами “пятая”, “шестая”, “сотая” и т.д. Назовите еще.

– Можно ли разделить апельсин между тремя детьми? Какую часть при этом получит каждый ребенок? (Возникла проблемная ситуация.) (Слайд 3, 4, 5.)
– Чтобы ответить на эти вопросы, приглашаю вас посетить “Необыкновенный мир дробей” (Слайд 6)

– Первый пункт назначения “Столица – Волшебная дробь” (Слайд 7).

Задача. “Рокфор – любитель сыра” – нашел головку сыра и стал ее делить между друзьями: Гаечкой.

– Сколько друзей? На сколько кусочков разделят сыр?
– Сколько кусочков достанется каждому? (Слайд 8).

Как нам это записать ? Кто знает? (Высказывают свои предположения)

– Для записи любой доли используют горизонтальную черточку, ее называют дробной чертой. Над ней ставится единица (т.е. сколько кусочков достанется каждому), а под чертой пишется число равных частей, на которые целый предмет делится. Например, “шестая”, “семнадцатая”, “сто пятая”. Доли записываются так: Запишите их в тетради.

– Потом прибежал кот и утащил 2 кусочка. Запишите сколько досталось сыра коту, а сколько осталось у друзей? (Слайды 9, 10)

– Итак, сформулируйте, что такое дробь? Чтобы узнать, как называются числа в записи дроби, обратимся к нашему помощнику учебнику стр.138-139.

Каждый может за версту
Видеть дробную черту.
Над чертой – числитель, знайте,
Под чертою – знаменатель.
Дробь такую непременно
Надо звать обыкновенной.

V. Закрепление

Второй пункт назначения “Город – Усвоения”. (Слайд 11)

1) Запишите дроби: Прочитайте дроби, назовите числитель и знаменатель. Объясните, как понимаете каждую дробь?

– Работа по учебнику (стр. 140, № 884).
– Определите, какая часть фигуры закрашена?
– Какая часть фигуры не закрашена?
– Сколько седьмых долей в целом?

2) Упражнение в определении места дроби на числовом луче (работа в парах).

Что называют координатным лучом?
– О чем мы должны договориться: (О единичном отрезке.)

– Какой единичный отрезок нужно взять, чтобы отметить дробь ? Постройте дроби.

3) №889, стр. 140 (Слайд 12)

Наводящие вопросы:

– Прочитайте задачу.
– Сколько ткани купили? (2 м 50 см)
– Какую часть ткани израсходовали на платье? (1/5)
– Как вы это понимаете? (Целое разделили на 5 равных частей и взяли одну.)
– Что является целым? (2 м 50 см.)
– Что необходимо сделать перед решением задачи? (Перевести метры в сантиметры.)
– Прочитайте ответ задачи. (На платье пошло 50 см ткани.)

Вывод: Как найти дробь от числа? (Ребята формулируют правило.) (Слайд 12)

Самостоятельное решение задачи

В книге 160 страниц. Вика прочитала часть всей книги. Сколько страниц прочитала Вика? Составьте к задаче дополнительный вопрос.

Физкультминутка

VI. Практическая работа

(Слайд 13)

Третий пункт назначения “ Город – Умения”

(Учащимся предлагаются подготовленные листы с заданиями. Работа предполагает использование цветных карандашей, активизирует работу зрительной памяти детей. По окончанию выполнения работы проводится взаимоконтроль с выставлением отметок.)

№ 1. Какая часть фигуры закрашена? (Для более подготовленных учащихся.)

VII. Домашнее задание

(2, 3 по выбору) (Слайд 15)

  1. Стр.144, № 925, 927
  2. Составить практические задания на определение дробей.
  3. Доклад “История возникновения дробей”.

VIII. Итог урока

– Что вы узнали сегодня на уроке?
– Что показывает числитель, знаменатель?
– Математический диктант Плакат “Флаги”

IX. Рефлексия

(Рефлексивную карточку приготовить заранее на каждого ученика.)

  • Понравился ли тебе урок?____________________________________________
  • Что не понравилось на уроке?_________________________________________
  • Поставь отметку учителю по 5-бальной системе. _________________________
  • Оцени свою деятельность за урок по 5-бальной системе___________________
  • Какие действия учителя считаешь неправильными?_______________________
  • Какой фрагмент урока был самым интересным?___________________________

Результаты такого резюме могут быть совершенно неожиданными. Однако это культивирует строгое отношение к себе, и является хорошим условием для профессионального роста. Тогда и ученики принимают строгое отношение к ним как справедливое.

Литература

  1. Жохов Н.И., Виленкин Н.Я. “Математика-5”.
  2. Математика. 5 кл. Рабочая тетрадь к учеб. Виленкина Н.Я. (авт. Ерина Т.М) 2010, 128с.
  3. Новая детская энциклопедия. Москва “РОСМЕН” 2005.