Случаи сложения однозначных чисел с переходом через десяток (х + 5)

Разделы: Начальная школа


Цели: познакомить с частным случаем сложения однозначных чисел с переходом через десяток Х + 5, закрепить значение числового ряда, решение примеров и задач в 2 действиях, развивать речь, мышление, прививать любовь к природе, воспитывать бережное отношение к ней.

Ход урока:

1. Мобилизующие начала урока.

– Ребята закройте глаза, представьте, что вы находитесь в весеннем лесу. Какое настроение у Вас появилось?


Рис. 1

Лес полон загадок и таинства. ОН многих приютил. Здесь живут звери и птицы, ящерицы и лягушки, жуки и бабочки. А сколько в нём разнообразных ягод и грибов! В лесу ни на мгновение не замирает жизнь. Все трудятся, в любое время года. Бывают в лесу праздники, случаются и несчастья. Чтобы понять, как живёт лес, нужно хорошо знать его и любить.

Лес всегда вызывает у человека чувство радости и спокойствия.

– Вот с таким хорошим настроением мы начинаем наш урок. Нам понадобиться все ваши знания и умения, чтобы познакомиться с новой темой и для того, чтобы лес приоткрыл нам некоторые свои тайны.
– Всё в нашей жизни связано с математикой и лес не является исключением.

2. Устный счёт.

а) Работа с числовым рядом

15, 10, 18, 5, 12, 20

– Прочитай числа. Поставь их в порядке возрастания, убывания. Что это значит?
– Назовите лишнее число. Почему?
– Дайте ему характеристику.

1-я тайна. В лесу растения растут ярусами (этажами). В лесу 5 этажей: 1 этаж – мхи и лишайники;2 этаж – грибы; 3 этаж – травы;4 этаж – кустарники; 5 этаж – деревья.


Рис. 2

Игра “Молчанка”.

– Назовите наибольшее число, наименьшее.
– Сколько десятков и единиц в наибольшем числе?
– Назовите число, в котором на 1 единицу меньше.
– Какое число предшествует 15? 12?
– Какое число следует за числом 10? 18?
– На сколько 18 больше 10? Как узнать?
– На сколько 5 меньше 15?
– Составьте неравенства с данными числами.

б) состав числа 5

* По небу летели птицы: воробей, стрекоза, ласточка и шмель. Сколько всего летело птиц?

2-я тайна. Стрекоза летает над берегами рек, озёр, вдоль лесных опушек и над полянами – охотятся! Добычу они ловят ногами. Комара стрекоза съедает прямо на лету. А муху садясь на веточку, неторопливо. И потом некоторое время отдыхает.

Стрекозы очень древние насекомые. 300 миллионов лет назад на земле не было ещё ни ос, ни пчёл, ни бабочек, ни птиц, ни зверей, а стрекозы уже летали. Многие были громадными – в размере крыльев около метра. Современные стрекозы имеют размер 19 сантиметров.


Рис. 3

* Ай да белка – мастерица!
Вяжет деткам рукавицы.
Извязала 3 клубка
2 ещё лежат пока.
У кого ответ готов,
Сколько у неё клубков? Ответ: (5 )

– Как вы получили? 3 + 2 = 5
– Прочитайте разными способами.
– Примените переместимое свойство.

3-я тайна. Белка живёт в дупле или строит гнездо. Чтобы насытиться, зверёк должен за день опустошить 28 еловых шишек или 380 сосновых.


Рис. 4

* Привела гусыня – мать
5 детей на луг гулять
Все гусята, как клубочки:
4 сына, а сколько дочек? Ответ: (1 )

– Как вы получили? 5 – 4 = 1
– Прочитайте разными способами.
– Составьте примеры на сложение, используя данные числа. (1 + 4 = 5 )

в) решить задачу

* Берёза и осина одинаковой высоты. Берёза выше клёна, а дуб выше осины. Что выше дуб или клён? Ответ: дуб

– Объясните решение графически, с помощью отрезков.


Рис. 5

4-я тайна. Дуб может прожить 500 лет и больше. Некоторые доживают до 2000 лет. Слабая сторона дуба – боится холода. Поэтому дуб начинает зеленеть поздно, чуть ли не позднее всех наших деревьев.

3. Сообщение темы урока.

* На берёзе появились 7 листочков, а на дубе 5 листочков. Сколько всего листочков появилось на деревьях?

– Сегодня на уроке мы познакомились с сложением однозначных чисел с переходом через десяток (с частным случаем Х + 5).

Физкультминутка.

4. Объяснение нового материала.

а) минутка чистописания

– Угадайте, какую цифру мы будем писать.

На длинной ножке,
Застыв до поры
Отдыхает палочка
После игры. Ответ: (1 )

– объяснение написания.

б) решение задачи.

– Вернемся к нашей задаче.
– Сколько листочков у берёзы? У дуба?
– Как мы будем складывать?
 
Ответ: 7 + 5 = 12
7 + 3 + 2 + 12

– Объясните, как мы будем решать пример 8 + 5

5. Закрепление нового материала.

а) решение примеров

9 + 5 – проговариваем
6 + 5 – самостоятельно

– Прочитайте ещё примеры.

Игра “Вставь число”

Х + 5 = 12
Х + 5 = 11
Х + 5 = 13

– Какого примера не хватает?

б) работа с учебником

– Решить задачу.

В саду было 8 яблонь, а грушевых деревьев на 2 больше. Сколько всего фруктовых деревьев было в саду?

5-я тайна. Яблони и груши растут в лесу. Груша живёт долго 100, 200 и даже 300 лет. Древесина груши почти не трескается со временем, поэтому из неё делают музыкальные инструменты, мебель. Учёные насчитали около 10000 сортов яблонь. В яблоках есть сахар, витамины, кислоты, минеральные соли.


Рис.6

Рис. 7

 

в) решить примеры.

“5”
15 – 5 – 2 = 8
10 + 7 + 1 = 18
11 + 0 – 1 = 10

“3”
0 + 9 – 2 = 7
5 + 5 – 1 = 9
9 – 4 + 1 = 6

“4”
8 – 6 + 10 = 12
4 + 2 + 10 = 16
1 + 3 + 10 + 14

– Разложите ответы в порядке возрастания.

г) геометрический материал.


Рис. 8

 

– Сколько треугольников у ёлки?

6-я тайна. У каждого дерева свой голос. Самый звонкий и певучий у ели. Ещё в давние времена из древесины елей делали скрипки.


Рис. 9

6. Итог урока.

– Почему необходимо беречь лес?

Чтобы получить 1000 килограмм бумажной массы требуется срубить, по меньшей мере, 170 деревьев. В результате на нашей планете ежесекундно исчезает лес с площади равной площади футбольного поля.