Готовность к обучению письму у дошкольников старшего детского возраста коррекционного детского дома

Разделы: Логопедия, Коррекционная педагогика


Задача педагогов специального дошкольного детского дома № 2 г. Перми сегодня состоит в том, чтобы создать условия для жизни и обучения воспитанников, способствующие появлению механизма компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество.

По данным результата нейропсихологического обследования детей I класса общеобразовательной школы (Р.Г. Новикова) от 52 до 73% обследованных детей характеризуются отставанием эмоционально – волевой сферы, динамической организации предметных действий, слухоречевой памяти, наглядно – образной и вербально – логической форм мышления, что приводит к возникновению трудностей в овладении чтением и письмом. На настоящий момент среди детей с ЗПР до 50 % страдают дислексией или дисграфией, а среди детей с умственной отсталостью этот процент еще выше. Следовательно, мы можем сделать вывод, что у воспитанников детского дома, в силу ограниченности контактов, замкнутого круга общения, дефектов умственного развития этот процент еще больше.

Работая с детьми подготовительной группы, я, как логопед, должна сформировать у них базу для овладения навыками письма и чтения. Нарушение формирования этих навыков чаще всего возникает в результате общего недоразвития всех компонентов языка. Структура дефекта у детей с нарушениями речи сложна и многообразна по своим проявлениям, и не ограничивается только речевой сферой, поэтому возникает необходимость создания специальных условий для развития компенсаторных возможностей.

Одним из эффективных путей своевременной и научно обоснованной профилактики трудностей обучения становится выявление детей группы риска еще в дошкольном возрасте и организация с ними коррекционной работы по преодолению предрасположенности к дисграфии и дислексии. (См. Приложение “Структура работы учителя – логопеда”)

Для определения детей группы риска был подобран диагностический материал, позволяющий выявить предрасположенность к оптической, фонематической и аграмматической дисграфии или дислексии (классификация по М. Е. Хватцеву). Диагностика предрасположенности к этим видам нарушений возможна, поскольку не требует от детей знания букв, умения читать и писать.

Вся коррекционная работа делится на два этапа – подготовительный и основной.

Задачами подготовительного этапа являются: воспитание звукового анализа и синтеза, развитие речевой наблюдательности и фонематического слуха, развитие звуковой и зрительной памяти, упражнение в пространственной ориентировке.

Дети знакомятся с понятиями: “звук”, “слог”, “слово”, “предложение”. Параллельно, на фронтальных занятиях ведется работа над лексико – грамматическим строем речи.

– Задачами основного этапа являются: знакомство со звуками и буквами, их обозначающими. На этой основе происходит дальнейшее развитие фонематического слуха, зрительной и слуховой памяти, умения ориентироваться в пространстве. Дети учатся сравнивать звуки (слуховое восприятие) и буквы (зрительное восприятие), находить различие и сходство.

Проводится работа по подготовке руки к письму. С этой целью предлагаются серии упражнений по обведению узоров через кальку, пленку, письмо узоров и элементов букв в тетрадях и на нелинованных листах.

Для детей с предрасположенностью к оптической дисграфии проводятся дополнительные упражнения по воспитанию оптических дифференцировок (сравнение узоров, букв; конструирование из палочек и геометрических фигур; выкладывание букв из любого подручного материала – крупа, гайки, пуговицы, бумага и т. д.).

Продолжается работа над словом и предложением. Дети упражняются в различении семантических оттенков слов и словосочетаний, в словообразовании и словоизменении. Учатся делить слова на слоги и определять в них место ударения. Пройденные слова включаются в предложения. Дети учатся составлять схемы предложений, упражняются в распространении предложений и объединении их в рассказы.

Для того, чтобы помочь детям усвоить учебные понятия на занятиях широко используются различные графические символы.

Например, данные символы используются для обозначения положения языка при произнесении звуков (язык вверх, вниз, чашечка, горка).

Опираясь на ряд графических символов, дети дают звукам артикуляционную и акустическую характеристики, сравнивают звуки, прослеживая наглядно, чем один звук отличается от другого.

Удобным пособием для звукового анализа являются пособие “Сказочные домики” – три домика, в них живут звуки в виде мальчиков (согласные) и девочек (гласные).

Обозначения:

  • красный цвет – гласные звуки,
  • синий цвет – твердые согласные звуки,
  • зеленый цвет – мягкие согласные звуки,
  • колокольчик – обозначение звонкости.

Это пособие облегчает усвоение сложного материала по фонетике, помогает уточнить понятие “звук”, способствует развитию образного мышления, помогает детям овладеть звуковым анализом сначала слогов, а затем и слов. Кроме того, оно развивает у дошкольников память, воображение, служит дополнительной опорой при постановке, автоматизации и дифференциации звуков.

По результатам обследования детей на начало года и конец первого полугодия составлен профиль-график. На нем отражен средний арифметический уровень группы по 3 показателям: предрасположенность к оптической, фонематической и аграмматической дисграфии/дислексии.

  1. – предметный гнозис;
  2. – оптико-пространственный гнозис;
  3. – буквенный гнозис;
  4. – анализ структуры предложения;
  5. – слоговой анализ и синтез;
  6. – фонематический анализ и синтез;
  7. – словоизменение;
  8. – словообразование;
  9. – структура предложения.

За 1 балл принято 1 верно выполненное задание, 0.5 балла – за задание, выполненное с единичными ошибками.

Таким образом, диагностическое обследование позволяет выявить детей группы риска, правильно построить коррекционную работу по преодолению предрасположенности к возникновению дисграфии или дислексии в комплексном процессе реабилитации детей с проблемами развития.