“Учитель не тот, кто учит, а тот, кто учится” – народная мудрость.
Я предлагаю вашему вниманию мои размышления о педагогической деятельности и самые значимые результаты моей деятельности.
Работая над изучением современных образовательных технологий, в т.ч. информационных, пришла к выводу, что суть нашей работы все-таки не в привлекательных названиях технологий, а в соответствии результатов поставленным целям и затраченным усилиям. Сопоставляя элементы различных технологий, которые я применяю в своей работе – “обучение в сотрудничестве” (проблемное, ИКТ, проектное обучение), поисково-исследовательскую технологию, игровое обучение, я пришла к выводу, что в основе современных технологий – все та же классика, которая тем и хороша, что вечна, и на ее основе можно импровизировать бесконечно.
Перед учителем XXI века стоит вопрос: Какие образовательные модели использовать в своей работе? Как обучать?
Презентация (Приложение)
Образовательная модель – это обобщенная схема, которая включает в себя действие учителя по организации и управлению учебной деятельностью.
Каждая модель включает в себя набор профессиональных компетенций современного учителя. Для этого нужно знать теорию и практику, особенности психологических процессов, структуру учебной деятельности, методики развития. Учитель должен ориентироваться на личность школьника, помочь раскрыть индивидуальные познавательные возможности каждого учащегося.
Какую образовательную модель использовать: традиционную или прогрессивную? Я выбираю прогрессивную – модель развивающего обучения (Л.Выготского).
В концепцию развивающего обучения я вношу новые подходы:
– дифференцированный
– компетентностный
– исследовательский
– гуманистический
– проблемный
– развивающий
– деятельностный.
В образовательной модели развивающего образования я применяю следующие принципы:
- Обеспечение состояния успешности: стремление к достижению успеха, обогащение учебного процесса позитивными эмоциями; предложение учащимся подробных инструкций различных видов работ; оценка не только по конечным результатам, но и по процессу деятельности; привлечение самих учащихся к оцениванию.
- Организация развивающего пространства: организация усвоения, освоения , а не передача учебной информации; повышение степени самостоятельности: обучении рефлексии, самооценки; обучение самоанализу, выбору рациональных способов работ.
- Создание атмосферы заинтересованности и активности ученика: поощрение его активности.
- Организация равноправного обмена: диалоговые формы учебной деятельности; организация сотрудничества; интерактивные методы; уважительные отношения.
- Формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, познанию.
Мои ориентиры в образовательной модели обучения:
- организация обучения и развития по схеме: “познал – осмыслил – сказал – запомнил”;
- разработка дидактических и интерактивных методов обучения;
- умение сотрудничать с социумом;
- подготовка своих учеников к различным видам жизнедеятельности.
В модели развивающего обучения я применяю личностно-деятельностный подход, и в соответствии с выбором я ставлю методическую проблему: “Становление активно познавательной, творческой личности через мотивацию учебного процесса”.
Какие задачи я ставлю перед выпусками школы:
– умение ориентироваться в жизненной ситуации;
– самостоятельно и критически мыслить;
– грамотно работать с информацией;
– быть контактными, коммуникабельными;
– самостоятельно работать над собой, над своим самообразованием.
Во внеурочной деятельности я работаю по следующим направлениям:
– гражданско-нравственному, патриотическому в соответствии с Концепцией патриотического воспитания и Государственной программой “Патриотическое воспитание граждан Р.Ф. на 2006–2010 год”. Цель работы: осуществить социальный заказ общества – сформировать осознанное отношение к Отечеству, готовит учащихся к активной общественной деятельности. Девиз нашей совместной работы: “Вместе в XXI век”.
Я вступаю с детьми в новое жизненное пространство, которое требует решения важных жизненных проблем. И моя позиция – помочь ученику поверить в свои силы, быть участником взаимодействия с окружающей средой.