Цель: Способствовать формированию у учащихся умения доказывать и доказать, что сумма углов треугольника равна 180º.
Задачи урока:
- Содействовать формированию у детей навыков измерения углов треугольника.
- Продолжить работу по формированию у школьников умения выполнять такие мыслительные операции, как классификация, обобщение, развитие мышления.
- Вызвать интерес к самостоятельной поисковой деятельности.
Оборудование: транспортир, угольник, плакаты с изображением различных видов углов, карточки с изображением треугольников, магниты.
Подготовил: учитель математики МОУ “Тат. Челнинская ООШ” Менделеевского муниципального района РТ Панкрашина Наталья Вячеславовна.
Ход урока
В начале урока учащиеся проговаривают слова:
“Да, путь познания не гладок,
Но знаем мы со школьных лет,
Загадок больше чем разгадок,
И поискам предела нет!”
Учитель оглашает тему и цель урока: выяснить, чему равна сумма углов треугольника.
На магнитной доске многоугольники.
– Ребята, разбейте на группы многоугольники (Шестиугольники,
четырехугольники, треугольники.)
– Наиболее известная вам фигура из четырехугольников какая? Назовите ее? (Квадрат.)
– Какая фигура называется квадратом? (Квадратом
называется фигура прямоугольник, у которого все стороны равны.)
– По каким элементам можно дать еще определение квадрата? (По
углам.)
– Чему равны углы в квадрате? (90º)
– Сформулируйте полное определение квадрата. (Квадрат, это фигура, у которой
все стороны равны и углы равны по 90º.)
– Чему равна сумма углов квадрата? (360)
– Как из квадрата получить 2 треугольника? (Провести
диагональ.)
– Свойства диагонали проведенной в квадрате? (Диагональ проведенная в
квадрате делит угол пополам..)
– Какие треугольники получились? (Прямоугольные,
равные.)
Δ A
ВС = Δ АДС (по сторонам и углу В = углу Д = 90º)– А чему равны углы в Δ АВС, Δ AДС. Можно
найти? (Вспомогательное свойство диагонали.)
– Найдите сумму углов получившихся Δ-ов. (180º).
Вывод:
Сумма углов в прямоугольном треугольнике равна 180º.
– Ребята, а какие вам еще треугольники известны кроме прямоугольного? (Тупоугольный
и остроугольный.)
– Дайте определение остроугольному треугольнику. (Треугольник у которого все
углы острые, называется остроугольным.)
– Определение тупоугольного треугольника. (Треугольник
у которого один угол тупой, называется тупоугольным.)
– А как вы думаете в остроугольном треугольнике (тупоугольном треугольнике)
сумма углов равна 180 º?
– Хотите проверить?
У каждого учащегося на парте Δ.
(I вариант – остроугольные, II вариант – тупоугольные). Измеряют, убеждаются, что сумма углов равна 180º.
Вывод: В любом треугольнике сумма углов равна 180º.
1) Постройте в тетради произвольный треугольник. Измерьте углы.
Постройте угол АВС = 120º. На сторонах угла отметьте отрезки, на ВС – 3 см, АВ – 2 см. Измерьте угол С, угол А. (угол С = 25º, угол А = 35º)
2) Постройте отрезок АВ, от точки А отложите угол 50º, от точки В отложите угол 30º. Найдите угол С, измерьте. (угол С = 100 º)
Практическая часть:
1. В Δ АВС угол В = 70º, угол А в два раза меньше угла В. Найдите величину угла С. (Рис. 1)
Решение:
1) 70:2 = 35º уголА
2) 180-(70+35) = 75º <С.
2. В прямоугольном Δ АВС угол С составляет 60º прямого угла. Найдите угол А. Постройте треугольник.
90 – 100%
? – 60%
90:100•60 = 54 – <С
180 – (90+54) = 36º – <А
3. Далее работа устно по карточкам (рис 2 – рис 6, см. Приложение) – вычисление углов.
Выводы урока, обобщение.
Д/з построить 3 треугольника:
– прямоугольный
– остроугольный
– тупоугольный.
Убедиться что сумма углов равна 180º.