Система героико-патриотического воспитания

Разделы: Классное руководство


Какими дети рождаются, это ни от
кого не зависит, но чтобы они путём
правильного воспитания сделались
хорошими – это в нашей власти.

Плутарх

(Приложение 1. Слайд 2)

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования молодого человека. Показателями эффективности педагогической деятельности является уровень развития классного коллектива, его психологический климат, структура межличностных отношений, а также уровень развития личности ребенка. И, каждый раз, беря новый класс для классного руководства, я считаю для себя главной задачей вырастить добрых, порядочных, честных людей, любящих свою Родину.

Объяснить детям, в современных экономических и политических условиях, почему они должны быть патриотами своей Родины  – сложно. У поколения моих учеников очень много соблазнов, велико желание подстроиться под среду, «плыть по воле волн» и на все вопросы давать подслушанный ими  где-то ответ: «Не я такой – жизнь такая». Как объяснить им что жизнь – она всегда – жизнь, и какой она будет – выбирать тебе? Как воспитать человека любящего свою страну и способного жертвовать ради нее самым дорогим? Я уверена, что помочь в этом могут ветераны, живущие вокруг и своими жизнями, делающие историю. Вот они настоящие патриоты, жертвовавшие своими жизнями, ради нового поколения.

Система патриотического воспитания в классе преследовала задачу воспитание классного коллектива, через социально-значимые дела и строилась по трем направлениям: классные мероприятия, мероприятия школьного уровня, районные мероприятия. (Приложение 1. Слайд 3)

Началом были классные мероприятия: экскурсии в краеведческий музей (Приложение 1. Слайд 4), уборка около памятника (Приложение 1. Слайд 5), классные часы, где большое внимание уделялось очень недостающему в наш разобщенный век именно живому общению с людьми. Мы приглашали ветеранов к себе в класс (Приложение 1. Слайды 6-7). Организовывали экспедиции к ним в гости (Приложение 1. Слайды 7-10). Ветераны с удовольствием рассказывают о том, что было, чем была богата и ярка их жизнь. Ребята же на первых порах были лишь пассивными слушателями, но и это уже было, хорошо заставляло их задуматься об истории, о людях.

Глядя на своих учеников, на этих встречах, я вижу, как важно ветеранам не уйти из памяти новых поколений, ведь они являются ожившими примерами со страниц учебника. И ребятам необходимы эти встречи, они дают им уверенность в том, что  человек может преодолеть все невзгоды. Классные часы у нас проходили так же в форме игры «Дмитров – город воинской славы». (Приложение 1. Слайд 11).

Встреча с руководителем военно-патриотического клуба Максимом Ретинским, показала, что военные события не  так далеки и очень значимы. (Приложение 1. Слайд 13)

Мероприятия школьного уровня (Приложение 1. Слайд 14) всегда находили живой отклик в сердцах ребят класса, они всегда активно принимали участие в экспедициях к монументам (Приложение 1. Слайды 15-19), встречах с ветеранами и их родственниками (Приложение 1. Слайды 20-21). Выступление перед ветеранами ребята считали особой честью (Приложение 1. Слайды 21-27).Участие в военно-патриотических играх всегда интересно и познавательно (Приложение 1. Слайды 28-32). В дальнейшем ребята стали сами организовывать мероприятия для школы и приглашать на них ветеранов (Приложение 1. Слайды 33-35), проводили патриотические чтения в младших классах (Приложение 1. Слайд 36), а ветераны ответно приглашали нас на концерт (Приложение 1. Слайды 37-38). Дети ощущают себя  после таких встреч важным звеном в цепи жизни, продолжателями дела старшего поколения.

Логическим следствием работы по патриотическому воспитанию в классе стало желание ребят участвовать в районном мероприятии  – военно-патриотической программе «Город воинской славы». (Приложение 1. Слайд 39)

Несомненными плюсами игры было сплочение коллектива, т. к.  на первом этапе: «Дмитров – город страж» был задействован весь класс, выполняя разнообразные творческие задания.  После экскурсии в музей, где ребята познакомились с ратной формой русских воинов, попробовали стрелять из лука, они выполняли домашнее задание – разгадывали кроссворд, находили ошибки в тексте, раскрашивали картинки с воинами. (Приложение 1. Слайд 40).

Очень интересен был второй этап (Приложение 1. Слайды 41-42) программы – «Город – защитник Москвы», посвященный очередной годовщине Московской битвы.

Мы посетили музей-заповедник «Дмитровский кремль», где для учащихся была проведена экскурсия по залу, посвященному событиям битвы под Москвой, где они сравнили вооружение и обмундирование русской и немецкой армий на начало и конец войны, узнали об огромной роли команды бронепоезда по защите города Дмитрова, о героической судьбе защитников Москвы.

Тематическая интерактивная экскурсия сопровождалась ролевой игрой и викториной в экспозиции музея. Учащиеся успешно ответили на вопросы викторины.

Особый интерес вызвали задания по сложению солдатского письма – треугольника и по расположению в правильном порядке карт с военными событиями, проходившими на Дмитровской земле. (Приложение 1. Слайд 43)

За внимательность и хорошую игру дети были награждены книгами Дмитровского  автора В.С. Купцова «Пламя войны в Яхроме». (Приложение 1. Слайд 44).

Выполняя домашнее задание второго тура игры, ребята задумались «Зачем надо говорить о прошедшей войне?», «Что такое патриотизм?», «Важно ли знать историю своей Родины, историю своей семьи?» Ответами были их рассуждения – эссе. (Приложение 1. Слайды 45-53).

Меня как классного руководителя очень радует тот факт, что ребята после участия в игре и встреч с ветеранами, обратились к истории своей семьи. И я глубоко уверена, что если они задумались о своем месте в обществе, задумались о том, что они смогут сделать для своей страны – они растут добрыми, честными людьми, патриотами. Чувство Родины своими корнями уходит не просто в историю школы, села, страны. Это история народа, людей и прежде всего – история родных и близких. Ребята поговорили с родителями и узнали какой след их родственники оставили в истории, чем помогли развитию своего края, своей страны. Результатом их работы стали сочинения «След войны в моей семье». (Приложение 1. Слайды 54-57).
Свою работу мы  будем продолжать. В наших планах:

  • Наладить сотрудничество с «Молодежным советом» г. Дмитрова
  • Влиться в ряды поискового клуба «Русичъ»
  • Участвовать в создании «Военной летописи села Орудьево. (Приложение 1. Слайд 58)