Конспект занятия по изодеятельности «Волшебница зима»

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  • закрепить умения детей отображать в рисунке состояние погоды и природные явления;
  • учить передавать выразительность зимнего пейзажа, используя нетрадиционные техники рисования;
  • учить на примере литературных и музыкальных произведений сравнивать и анализировать зимние явления природы;
  • развивать творческое воображение, чувство композиции, колорита.
  • воспитывать эстетическое отношение к природе, побуждать желание изобразить ее в рисунке.
  • воспитывать коммуникативные качества, аккуратность, трудолюбие.

Оборудование: тонированная бумага формата А-4, тонированные заготовки для цветного граттажа, палочки для процарапывания рисунка, жесткие и мягкие кисти, трафареты елей разного размера, поролоновые тампоны, емкости для гуаши, гуашь, акварель, ластик, вата, баночки для воды, салфетки, «льдинки» из картона или оргстекла разной формы, отрывки из произведений А. С. Пушкина «Зимнее утро» и «Зимний вечер», музыкальное сопровождение (П. И. Чайковский «Декабрь», А Вивальди «Времена года – Зима»).

Нетрадиционные техники: «Печать поролоном по трафарету», «набрызг», «тычок жесткой полусухой кистью», «рисование пальчиком», «цветной граттаж», «графика и ластик», «монотипия пейзажная».

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент «Поделись хорошим настроением»

– Ребята какое у вас сегодня настроение?
– А вы хотите, чтобы у всех было хорошее настроение?
– А как это можно сделать?
– Тогда давайте улыбнемся друг другу и поделимся хорошим настроением со своими товарищами.

2. Игра: «На что похоже»

– Сегодня утром к нам в группу почтальон принес письмо и загадочный сундучок. В письме только один вопрос «Умеете ли вы превращать предметы?»
– А вы хотите узнать, что же спрятано в сундучке?
– Это волшебные льдинки.

(Детям предлагается разделиться на группы по 4 человека. Каждой группе выдается «льдинка», необходимо вспомнить как можно больше предметов похожих по форме).

3. Слушание литературных произведений

– Давайте представим, что мы попали в волшебный лес.

(Детям предлагается сесть на ковер и закрыв глазки послушать отрывки стихотворений А. С. Пушкина «Зимнее утро» и «Зимний вечер»).

…Вот север, тучи нагоняя
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница зима…
Пришла, рассыпалась, клоками
Повисла на суках дубов.
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.

…Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.
Прозрачный лес один чернеет
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

(Дети открывают глаза)

– О каком времени года рассказывает нам А. С. Пушкин?
– Как вы догадались, что говорится о зиме?
– Как сам автор говорит о зиме? (Волшебница…).
– Как вы думаете, почему зима – волшебница?

(Предложить детям рассказать какой зимний день им запомнился больше всего. Как в этот день выглядели небо, деревья, земля…)

4. Слушание музыкальных произведений

– Как вы думаете, в музыке можно передать зиму?

(Предлагается послушать два отрывка из музыкальных произведений).

– Какую зиму вы увидели в произведении П. И. Чайковского «Декабрь»?
– Похожа ли зима представленная Чайковским и А. Вивальди?
– Чем отличаются два этих произведения?
– А вы знаете что стихи и музыку можно объединить?
– Что из этого получится?
– А знаете ли вы песни о зиме?

(Предложить детям исполнить куплет из песни «Зимушка-зима» или любой другой песни).

5. Обсуждение, объяснение (при необходимости показ)

– Мы говорили, что зима – волшебница, разукрасила искристым инеем и деревья, и кусты, замела снежными сугробами все тропки и дорожки. А как это можно передать в рисунке?

(Совместно с детьми обсуждаются различные техники и способы изображения: снег можно изобразить пальчиком, кистью, а так же в технике «набрызг», ели – печатью по трафарету, или жесткой полусухой кистью…)

6. Пальчиковая гимнастика

7. Самостоятельная работа

(Детям предоставляется право выбора техники рисования, а так же материалов и инструментов, необходимых для работы)

8. Подведение итогов

(Рисунки группируются по выбранным темам и способам изображения. Дети придумывают названия своим работам. Организуется выставка).

Результатом проведенного занятия являются детские работы (Приложение).