Цель: | Тип урока: | Структура урока: |
Восприятие и первичное осознание нового материала | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Мотивация – актуализация опорных знаний – восприятие, осмысление, закрепление – проверка усвоения – анализ и самоанализ |
План урока:
I. Организационный момент
Проверка индивидуального домашнего задания.
II. Актуализация опорных знаний учащихся
1. Взаимотренаж. Контрольные вопросы (парная
организационная форма работы – взаимопроверка).
2. Устная работа с комментированием (групповая
организационная форма работы).
3. Самостоятельная работа (индивидуальная
организационная форма работы, самопроверка).
III. Сообщение темы урока
IV. Изучение нового материала
Групповая организационная форма работы, выдвижение гипотезы, формулирование правила.
V. Закрепление изученного материала
1. Выполнение тренировочных заданий по учебнику
(групповая организационная форма работы).
2. Работа сильных обучающихся по карточкам
(индивидуальная организационная форма работы).
VI. Физпауза
VII. Индивидуальная работа с последующей взаимопроверкой
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия
IX. Домашнее задание.
Цель: формирование навыка сложения чисел с разными знаками.
Задачи:
- Сформулировать правило сложения чисел с разными знаками.
- Отрабатывать умение складывать числа с разными знаками.
- Развивать логическое мышление.
- Воспитывать умение работать в паре, взаимоуважение.
Материал к уроку:карточки для взаимотренажа, таблицы результатов работы, индивидуальные карточки на повторение и закрепление материала, девиз для индивидуальной работы, карточки с правилом.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Начнём урок с проверки
индивидуального домашнего задания. Девизом
нашего урока будут слова Яна Амоса Каменского.
Дома вам нужно было подумать над его словами. Как
вы его понимаете? («Считай несчастным тот день
или тот час, в который ты не усвоил ничего нового
и ничего не прибавил к своему образованию»)
–Как вы понимаете слова автора? (Если мы
не узнаём ничего нового, не получаем новые
знания, то этот день можно считать пропавшим или
несчастным. Надо стремиться к получению новых
знаний).
– И сегодняшний день не будет несчастным потому,
что мы опять будем узнавать что-то новое.
II. Актуализация опорных знаний учащихся
– Для того чтобы изучать новый материал, надо
повторить пройденный.
Дома было задание – повторить правила и сейчас
вы покажете свои знания, поработав с
контрольными вопросами.
1. Взаимотренаж (Приложение 1)
(Контрольные вопросы по теме «Положительные и отрицательные числа»)
Работа в паре. Взаимопроверка. Результаты работы отмечают в таблице)
Как называются числа расположенные справа от начала координат? | Положительные |
Какие числа называют противоположными? | Два числа, отличающиеся друг от друга только знаками, называют противоположными |
Что называют модулем числа? | Расстояние от точки А(а) до начала отсчёта, т. е. до точки О(0), называют модулем числа |
Как обозначают модуль числа? | Прямыми скобками |
Сформулируй правило сложения отрицательных чисел? | Чтобы сложить два отрицательных числа надо: сложить их модули и поставить знак минус |
Как называются числа расположенные слева от начала координат? | Отрицательные |
Какое число противоположно нулю? | 0 |
Может ли модуль какого-нибудь числа быть отрицательным числом? | Нет. Расстояние не бывает отрицательным |
Назови правило сравнения отрицательных чисел | Из двух отрицательных чисел больше то, модуль которого меньше и меньше то, у которого модуль больше |
Чему равна сумма противоположных чисел? | 0 |
Ответы на вопросы «+» правильно, «–» неправильно Критерии оценки: 5 – «5»; 4 – «4»;3 – «3»
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Оценка | |
К/вопросы | ||||||
Сам/работа | ||||||
Инд/ работа | ||||||
Итог |
– Какие вопросы были наиболее трудными?
– Что нужно для успешной сдачи контрольных
вопросов? (Знать правила)
2. Устная работа с комментированием
– 45 + (– 45) = (– 90)
– 100 + (– 38) = (– 138)
– 3, 5 + (–2, 4) = (– 5,9)
– 17/70 + (– 26/70) = (– 43/70)
– 20 + (– 15) = (– 35)
– Какие знания вам были нужны для решения 1-5 примеров?
3. Самостоятельная работа
– 86, 52 + (– 6, 3) = | – 92,82 |
– 49/91 + (– 27/91) = | – 76/91 |
– 76 + (– 99) = | – 175 |
– 14 + (– 47) = | – 61 |
– 123,5 + (– 25, 18) = | – 148,68 |
6 + (– 10) = |
(Самопроверка. Открыть во время проверки ответы)
– Почему последний пример вызвал у вас
затруднение?
– Сумму каких чисел нужно найти, а сумму каких
чисел мы знаем, как находить?
III. Сообщение темы урока
– Сегодня на уроке мы узнаем правило сложения чисел с разными знаками. Будем учиться складывать числа с разными знаками. Самостоятельная работа в конце урока покажет ваши успехи.
IV. Изучение нового материала
– Откроем тетради, запишем дату, классная
работа, тему урока «Сложение чисел с разными
знаками».
– Что изображено на доске? (Координатная
прямая)
– Докажите, что это координатная прямая? (Есть
начало отсчёта, направление отсчёта, единичный
отрезок)
– Сейчас мы с вами вместе будем учиться
складывать числа с разными знаками с помощью
координатной прямой.
6 + (– 10) =
(Объяснение обучающихся под руководством учителя.)
– Найдём на координатной прямой число 0. К 0 надо
прибавить число 6. Делаем 6 шагов в правую сторону
от начала координат, т.к. число 6 – положительное
(ставим цветной магнитик на получившееся число 6).
К 6 прибавим число (– 10), делаем 10 шагов в левую
сторону от начала координат, т. к. (– 10) число
отрицательное (ставим цветной магнитик на
получившееся число (– 4).)
– Какой получили ответ? (– 4)
– Как получили число 4? (10 – 6)
Сделайте вывод: Из числа с большим модулем вычли
число с меньшим модулем.
– Как в ответе получили знак минус?
Сделайте вывод: Взяли знак у числа с большим
модулем.
– Запишем пример в тетрадь:
6 + (–10) = – (10 – 6) = – 4
10 + (–3) = + (10 – 3) = 7 (Аналогично решаем)
Принята запись:
6 + (– 10) = – (10 – 6) = – 4
10 + (– 3) = + (10 – 3) = 7
– Ребята, вы сейчас сами сформулировали правило сложения чисел с разными знаками. Ваши предположения мы назовём гипотезой. Вы выполнили очень важную интеллектуальную работу. Подобно учёным выдвинули гипотезу и открыли новое правило. Сверим вашу гипотезу с правилом (листок с отпечатанным правилом лежит на парте). Прочитаем хором правило сложения чисел с разными знаками
Чтобы сложить два числа с разными знаками,
надо:
|
– Правило очень важное! Оно позволяет сложить
числа разных знаков без помощи координатной
прямой.
– Что не понятно?
– Где можно сделать ошибку?
– Для того чтобы правильно и без ошибок
вычислять задания с положительными и
отрицательными числами, надо знать правила.
V. Закрепление изученного материала
– Сможете ли вы найти сумму этих чисел на
координатной прямой?
– С помощью координатной прямой такой пример
решить трудно, поэтому будем использовать при
решении открытое вами правило.
Задание написано на доске:
Учебник – с. 45; № 179 (в, г); № 180 (а, б); № 181 (б, в)
(Сильный ученик работает на закрепление данной
темы с дополнительной карточкой.)
VI. Физпауза (Выполняют стоя)
– Человек обладает положительными и
отрицательными качествами. Распределите эти
качества на координатной прямой.
(Положительные качества – справа от начала
отсчёта, отрицательные – слева от начала
отсчёта.)
– Если качество отрицательное – хлопаем один
раз, положительное – два раза. Будьте
внимательны!
– Доброта, злость, жадность, взаимовыручка,
взаимопонимание, грубость, и, конечно же, сила
воли и стремление к победе, которые
вам сейчас потребуются, так как впереди у вас
самостоятельная работа)
VII. Индивидуальная работа с последующей
взаимопроверкой
Вариант 1 | Вариант 2 |
– 100 + (20) = | – 100 + (30) = |
100 + (– 20) = | 100 + (– 30) = |
56 + (– 28) = | 73 + (– 28) = |
4,61 + (– 2,2) = | 5, 74 + (– 3,15) = |
– 43 + 65 = | – 43 + 35 = |
Индивидуальная работа (для сильных обучающихся) с последующей взаимопроверкой
Вариант 1 | Вариант 2 |
– 100 + (20) = | – 100 + (30) = |
100 + (– 20) = | 100 + (– 30) = |
56 + (– 28) = | 73 + (– 28) = |
4,61 + (– 2,2) = | 5, 74 + (– 3,15) = |
– 43 + 65 = | – 43 + 35 = |
100 + (– 28) = | 100 + (– 39) = |
56 + (– 27) = | 73 + (– 24) = |
– 4,61 + (– 2,22) = | – 5, 74 + (– 3,15) = |
– 43 + 68 = | – 43 + 39 = |
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия
– Я считаю, что вы поработали активно,
старательно, участвовали в открытии новых
знаний, высказывали свое мнение, сейчас я могу
оценить вашу работу.
– Скажите, ребята, что эффективнее: получать
готовую информацию или размышлять самим?
– Что нового мы узнали на уроке? (Научились
складывать числа с разными знаками.)
– Назовите правило сложения чисел с разными
знаками.
– Скажите, наш урок сегодня не зря прошёл?
– Почему? (Получили новые знания.)
– Вернемся к девизу. Значит, Ян Амос Каменский
был прав, когда сказал: «Считай несчастным тот
день или тот час, в который ты не усвоил ничего
нового и ничего не прибавил к своему
образованию».
IX. Домашнее задание
Выучить правило (карточка), с.45, №184.
Индивидуальное задание – как вы понимаете слова
Роджера Бэкона: «Человек, не знающий
математику, не способен ни к каким другим наукам.
Более того, он даже не способен оценить уровень
своего невежества?