Конспект фронтального занятия по развитию фонематического восприятия у детей подготовительной логопедической группы

Разделы: Работа с дошкольниками


Важнейшая задача современного дошкольного образования – это гармоническое и всестороннее развитие личности детей.

Одно из направлений всестороннего развития ребёнка – дошкольника – это формирование речевых навыков. Полноценное развитие всех сторон мыслительной деятельности ребенка невозможно без участия речи. Для того чтобы речь служила средством общения, необходимы условия, побуждающие ребенка осознанно обращаться к слову, формирующие потребность быть понятным сначала взрослыми, а потом и сверстниками. Такие условия возникают, прежде всего, в процессе самого общения и деятельности, организуемой взрослыми совместно с ребенком. [1]

В работе по коррекции развития речи детей мною широко используется метод наглядного моделирования. Применять его начинаю уже во время проведения обследования, затем в развитии сенсомоторного уровня детей: артикуляционная и пальчиковая гимнастика, формирование слухового и фонематического восприятия, развитие речевого дыхания. В занятия включаю большое количество наглядных картинок, схем, символов. Особенно удобен данный способ для проведения занятий по развитию грамматического строя речи, по подготовке к обучению грамоте и развитию связной речи.

Как показывает мой опыт работы, актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми с ОНР состоит в следующем: дети менее утомляются, гораздо дольше поддерживается интерес к занятиям, лучше усваивается и запоминается материал, а также дети учатся систематизировать полученные знания.

Мною разработаны индивидуальные и фронтальные занятия с применением наглядного моделирования, одно из них фронтальное логопедическое занятие по дифференциации звуков С-Ш.

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию фонематического восприятия

(подготовительная логопедическая группа) «Игры со Смешариками»

Программное содержание:

  • развивать фонематический слух при дифференциации звуков С-Ш в слогах, словах, предложениях;
  • продолжать формирование навыка звукового анализа;
  • закрепить понятия «маленькое» слово, «предложение»;
  • упражнять в чтении и анализе предложений;
  • формировать навык речевого общения;
  • совершенствовать умение грамматически верно оформлять речевое высказывание;
  • развивать навыки самоконтроля за своей речью.

Оборудование: 2 гелевых шара; воздушные шарики для украшения группы; буквы С и Ш; мягкие игрушки Смешарики; логотип «Смешарики» для использования в виде экрана; парусники со словами внутри; оригамские игрушки; кусудамы с сюжетными картинкам (на каждого ребенка); символы предлогов; сюжетная картина «Ранняя весна», адаптированная для занятия; «дощечки» (из коричневого картона) с предложениями; «дерево с каштанами» (массажными мячами); сундук с подарками.

Предварительная работа: занятия логопеда и воспитателей, просмотр детьми мультфильмов о Смешариках, чтение воспитателями детям книг о Смешариках, упражнения в составлении предложений из слов, рассказа из предложений, дидактические игры: «Кубики с картинками», лото «Составь предложение с маленьким словом», «Читаем сами», «Составь предложение по схеме».

Ход занятия.

1. Организационный момент. (Дети приветствуют гостей, стоя в кругу).

Логопед: Ребята, сегодня на занятии мы будем сравнивать ранее изученные звуки. Узнать их вы сможете, ответив на вопрос: какими звуками различаются слова «сутки-шутки»?

Дети: Слова «сутки-шутки» различаются тем, что в слове «сутки» - первый звук С, а в слове «шутки» - первый звук Ш.

Логопед: Скажите, чем эти звуки похожи?

Дети: Звуки С и Ш – согласные, твердые, глухие.

Логопед: А чем они отличаются?

Дети: Звук С может быть мягким, а звук Ш – всегда твердый.

Логопед: Чем еще отличаются звуки?

Дети: Звуки отличаются по произношению. Когда мы произносим звук С – губы «улыбаются», язык лежит за нижними зубами, выдыхаемый воздух холодный. При произношении звука Ш – губы округляются, язык становится «чашечкой», воздух теплый.

Логопед: Молодцы, дети, вы дали полные ответы. Садитесь за столы, продолжим занятие.

2. Введение в тему занятия.

Логопед: А теперь давайте произнесем эти звуки, выполнив упражнение «Шарик»:

Дети подносят к губам пальцы, сжатые в щепотку. Коротко и ритмично произнося, с-с-с, плавно поднимают руки через стороны вверх и соединяют в кольцо над головой. Затем хлопнуть в ладоши и, произнося ш-ш-ш, плавно опускают руки, соединяя их перед грудью в замок.

Логопед: Ребята, вы знаете, что звуки С, Сь обозначают буквой С, а звук Ш буквой Ш. Сегодня эти буквы у нас в гостях (Логопед показывает букву С (в виде месяца), к ней привязан гелевый шар. Затем - букву Ш (она изображена из шишек), к которой тоже прикреплен шар). Похоже, буквы решили с нами пошутить (показывает логотип «Смешариков», читает сообщение): «Здравствуйте, смелые детишки, хотите с нами поиграть? Тогда мы идем к вам в гости. Смешарики».

3. Воспроизведение чистоговорок.

Логопед (достает из мешка Бараша и говорит): Давайте вместе сочинять стихи:

СА-ША-СА-ША – к нам идет … Нюша,
АШ-АС-АС-АШ – а с ней …. Бараш,
ОС-ОШ-ОС-ОШ – тут Еж и … Крош,
ЯС-ЯШ-ЯС-ЯШ – спешит … Лосяш.

(дети сначала договаривают слова, а затем воспроизводят всю чистоговорку. За каждое выполненное задание дети получают по одному цветному паруснику, в котором внутри записано слово из итоговой фразы. За это задание - в паруснике слово «подарками» ).

4. Упражнение в дифференциации слов со звуками С, Ш.

Логопед: Ребята, следующим с вами играет Лосяш. У него для вас 2 игры.

Первая игра: вставить в слова пропущенные буквы С и Ш (они написаны на листе бумаги, которая вложена в фигуру картонного лося; дети приступают к выполнению).

Вторая игра: отправить в полет на воздушных шарах оригамские игрушки.

Дети: В слове лиса мы слышим звук С, поэтому оригами - лиса полетит на букве С (и т.д. обо всех игрушках по порядку рассказывают дети второй группы, после чего вешают на букву игрушку).

Логопед: Молодцы. А теперь давайте спросим у детей, какие слова у них получились (дети читают слова).

(За данное задание дети получают в парусниках слова «За» и «С»).

5. Упражнение в практическом употреблении «маленьких» слов.

Логопед: Дети, посмотрите, как расстроена Нюша, она наклеила в свой красивый фотоальбом новые фотографии, попросила Пина их подписать, но он наделал ошибки: пропустил все «маленькие» слова. Давайте ей поможем. Возьмите фотоальбомы, найдите первое фото, слушайте первое предложение:

а) Бесстрашный Крош вытаскивает Ежа …сыпучего песка.

Какое слово пропущено? (Из). Покажите символ этого слова. Повторите предложение полностью (дети проговаривают. Таким же образом ведется работа с остальными картинками).

б) Красивая Нюша нашла старинный сундук … водой.

в) Рассеянный Лосяш раскладывает … широком столе пирожки, сушки и ватрушки.

г) Смешной Бараш привез славному Лосяшу карандаши и книжки … тележке.

д) Хвастливый Крош и его смелый друг Еж пешком шагают …песчаной дорожке.

е) Серьезный Еж прячется ... большущих страшных шмелей.

Логопед от имени Нюши благодарит детей. (Дети получают в паруснике слово «стоит»).

Физминутка.

Логопед: Ребята, Крош очень хочет с вами повеселиться на лесной полянке.

Шел медведь, косматый мех, (Дети идут по кругу, как медведи.
Нес в мешке веселый смех. Показывают тяжелый мешок за спиной.
Зацепил мешком за сук – Резко останавливаются.
Смех и высыпался вдруг. Разводят руки в стороны.
Раскатились по тропинке 33 смешинки, Делают руками повороты.
А за ними из мешка – 33 смешка. Топают ногами).
(Дети получают в паруснике слово «сундук»).

6. Формирование навыка составления небольшого рассказа по картинке из данных предложений.

Логопед: Дети, а вот Еж прислал нам такое задание: сложите мостик, составив рассказ по картинке с помощью предложений, записанных им на дощечках (предложения даны на магнитной доске, дети их читают, расставляют по порядку, читают весь рассказ):

Наступил март. Солнышко вышло из-за облаков. В пруду стало много воды. С крыш падали капли. Смешарики рады приходу весны. Один снеговик грустит.

(За это задание дети получают парусник со словом «каштаном»).

Логопед от имени Ежа хвалит детей.

7. Упражнение в составлении предложения из деформированной фразы.

Логопед: Ребята, а Совунья предлагает вам взять с собой снеговика и пускать кораблики в ручейке, но они поплывут только в том случае, если вы поставите правильно слова в предложении (логопед показывает слова из парусников, дети их читают, расставляют по порядку. Итоговая фраза: «Сундук с подарками стоит за каштаном»). Логопед от имени Совуньи хвалит детей, говорит, что Совунья за это разрешает им сорвать самый большой каштан с ее любимого дерева.

8. Итог занятия.

Логопед задает вопросы детям, дети отвечают, передавая друг другу «каштан» (массажный мяч).

Вопросы: Понравилось вам играть со Смешариками? С кем понравилось играть? Какое задание было самым трудным? Какая игра была самая смешная? О каких звуках мы сегодня говорили? Придумайте о Смешариках слова-признаки так, чтобы прозвучали эти звуки. Какие Смешарики? – симпатичные, потешные, мультяшные, послушные, смешные, ласковые, смелые, веселые, славные, чудесные, шаловливые.

(Затем достают подарки из сундука: солнышки из нитяных шариков для взрослых и пазлы со Смешариками для детей).

Литература:

  1. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи./ Под ред. Ю.Ф. Гаркуши – М.: ТЦ «Сфера», 2008, 128 с.
  2. Костылева Н.Ю. Покажи и расскажи. – М.: ТЦ «Сфера», 2007, 64с.