Внеклассное мероприятие по математике. 5-й класс

Разделы: Математика, Внеклассная работа

Класс: 5


Цель: обобщить и систематизировать знания по данной теме.

Задачи:

  • развивать интерес к математике;
  • обучить школьников отстаивать свою точку зрения;
  • способствовать сплочению школьного коллектива;
  • выявлять творческие способности учащихся.

Оформление: зал украшен шарами, математическими газетами, плакатами с приветствиями команд.

Оборудование: карточки с заданиями, рисунки и плакаты, удочки, рыбки.

План:

  1. Конкурс «Ребусы».
  2. Задание на внимательность.
  3. Аукцион пословиц и поговорок с числами.
  4. Конкурс «Рыбалка».
  5. Конкурс «Слушай одновременно нескольких».
  6. Конкурс «Каждой руке свое дело».
  7. Конкурс капитанов.
  8. Соревнование команд в вычислениях.
  9. Конкурс для болельщиков «Кто быстрее вычислит?»
  10. Конкурс «Чьи болельщики быстрее поднимутся по ступенькам?»
  11. Подведение итогов игры.

Ход игры

Ведущий: Сегодня мы приветствуем команды 5 Г класса и 5 В класса на игре «Счастливый случай». Команды представляют название, девиз и приветствие. После этого они получают задание.

Задание конкурса «Ребусы»

Пока команды разгадывают ребусы, ведущий представляет жюри – совет мудрейших.

Ведущий: Для решения большинства задач недостаточно одних знаний. Необходима еще внимательность. С чего начинается решение задач? Конечно, с условия. Но условие можно читать по-разному: прочтешь невнимательно – вот и утеряна главная ниточка. Проверим, умеют ли команды быстро улавливать условие задачи. Кто из вас быстрее решит такую задачу Корнея Ивановича Чуковского:

Шел Кондрат
В Ленинград
А навстречу двенадцать ребят,
У каждого по три лукошка
В каждом лукошке – кошка,
У каждой кошки – 12 котят,
У каждого котенка в зубах по 4 мышонка
И задумался Кондрат:
Сколько мышат и котят
Ребята несут в Ленинград?

Если дети справились с поставленной перед ними задачей, то ведущий подводит итог. Но если задание было выполнено неверно, то ведущим проводится анализ, выясняется причина: «Вы не смогли справиться с заданием, потому что плохо выслушали условие и поэтому попали в положение Кондрата» и выдает правильный ответ:

Глупый, глупый Кондрат!
Он один и шагал в Ленинград,
А ребята с лукошками,
С мышками и кошками
Шли навстречу ему –
В Кострому

Ведущий: Сейчас мы проведем «Аукцион пословиц и поговорок с числами». Например: «Одна голова – хорошо, а две – лучше».

Команды закончили разгадывать ребусы, им предлагается веселая рыбалка.

На столе – «озере» разбросаны в разных местах рыбки, вырезанные из бумаги и красиво раскрашенные. К каждой рыбке скрепками прикреплена задача. Ребята должны удочкой (палочка, к ней прикреплена нить с магнитом) поймать рыбку. Но ловцы не видят рыбок: с их стороны установлена ширма. Поэтому играющие забрасывают удочки наугад, как настоящие рыбаки. Рыбки видны болельщикам, которые должны помогать своим командам. Если с помощью указаний болельщиков рыбка найдена и её удается подцепить магнитом за скрепки, то удержать не так легко. Требуется осторожность, как при обычной ловле. Неудача ловцов усиливает азарт наблюдателей. Наконец, счастливый рыбак держит в руках свою добычу. Ему присуждают 1 балл и дают время для обдумывания задачи. Когда соперник вытащит рыбку, первый ловец читает вслух свою задачу, сообщает ее решение. Если задача решена, ученику присуждается еще 1 балл, если же нет, то он обращается за помощью к команде или к болельщикам. Оценивать ли ответ в этом случае, жюри решает в зависимости от обстоятельств.

Задания конкурса «Рыбалка»

  1. Спутник Земли делает один оборот за 1 ч. 40 мин., а другой - оборот за 100 мин. Как это объяснить? (1ч. 40 мин. = 100 мин.)
  2. Тройка лошадей пробежала 30 км. Какое расстояние пробежала каждая лошадь? (30 км)
  3. Три разных числа сначала сложили, затем их перемножили. Сумма и произведение оказались равными. Какие это числа? (1+2+3 = 1-2-3)
  4. По стеблю растения, высота которого 1 м ползет улитка. Днем она поднимается на 4 дм, а ночью спускается на 2 дм. На какой день она будет на вершине? (На четвертый)
  5. 3а покупку надо заплатить 19 рублей. У тебя только трехрублевые купюры, а у кассира только пятирублевые. Как ты рассчитаешься? (3-8-5)
  6. Одно число в 4 раза больше другого, сумма же этих чисел 20. Найдите меньшее число. (4)
  7. Кирпич весит 2 кг и ещё полкирпича. Сколько весит весь кирпич? (4 кг)

Ведущий: Прошу сейчас выслушать индусскую притчу, которую любил рассказывать один из создателей Московского театра К.С. Станиславский: «Магараджа выбирал себе министра. Он объявил, что возьмет того, кто пройдет по стене вокруг города с кувшином, доверху наполненным молоком и не прольет ни капли. Многие ходили, но по пути их отвлекали и они проливали молоко. Но вот пошел один. Вокруг него кричали, стреляли. Его всячески пугали и отвлекали. Он не пролил молоко. Магараджа спросил:
– Ты слышал крики, выстрелы? Ты видел, как тебя пугали?
– Нет, повелитель, я смотрел на молоко, – ответил незнакомец.»

Суть притчи такова: не слышать и не видеть ничего постороннего, – вот до какой степени может быть сосредоточено внимание. Каким мощным оно бывает. Теперь мы проверим внимание членов команд.

От каждой команды выходят по одному человеку. Начинается игра на проверку внимания.

Задание конкурса «Слушай одновременно нескольких».

Двое говорят одновременно два разных слова. Затем трое говорят одновременно три разных слова, следом четверо - четыре слова и т.д. Выигрывает тот, кто различил больше слов.

Задание конкурса «Каждой руке – свое дело».

Учащиеся получают лист бумаги и в каждую руку по карандашу. Левой рукой каждый из них должен начертить три треугольника, а правой три окружности.

Задание конкурса «Шагай – соображай».

Участники конкурса стоят рядом с ведущим. Все делают первые шаги, и в это время ведущий называет какое-нибудь число, например 7; при следующих шагах ребята должны называть числа кратные 7: 14, 21, 28 и т.д. На каждый шаг по числу. Ведущий идет с ними в ногу, не давая замедлить шаг. Как только кто-то ошибся, он остается на месте до конца движения другого.

С большим интересом ребята ждут конкурса капитанов. И вот, наконец, они предстают в единоборстве.

Вопросы капитанам:

1 команде:

  1. В воде оказалась 10-я ступенька пароходной веревочной лестницы. Начался прилив: вода в час поднимается на 30 см. Между ступеньками лестниц 15 см. Через сколько часов вода скроет 6-ю ступеньку? ( Этого не произойдёт, пароход поднимается вместе с водой).
  2. Два в квадрате – 4, три в квадрате – 9. Чему равен угол в квадрате (90°).
  3. В семье у каждого из шести братьев есть сестра. Сколько детей в этой семье? (7)

2 команде:

  1. Электропоезд идет с востока на запад со скоростью 60км/ч. В том же направлении с востока на запад – дует ветер, но со скоростью 50км/ч. В какую сторону отклонится дым поезда? (Электропоезд бездымен).
  2. Величина угла 30°. Чему она будет равна, если рассмотреть угол в лупу с 2-кратным увеличением? (30°).
  3. Петух, стоя на одной ноге, весит 5 кг. Сколько он будет весить, если встанет на две ноги? (5 кг)

Задание конкурса «Соревнования команд в вычислениях».

Командам выдают карточки, на каждой из которых крупно написана одна цифра из следующего набора 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. На доске крупно так, чтобы видели команды и зрители, записаны вычислительные упражнения для обеих команд

1 команда          2 команда
452 + 328 =?   623 + 237 =?
624:6 =?   828:18 =?
65-11 =?   75-11 =?

Прежде, чем приступить к заданиям, члены команд разбирают карточки и прикрепляют их к своей одежде. Теперь каждый член команды «живая цифра». Его задача - найти свое место в ответах. Побеждает команда, которая быстрее продемонстрирует зрителям правильные ответы.

Далее проводятся конкурсное соревнование для болельщиков.

Задание конкурса «Кто быстрее вычислит?»

1 команда          2 команда
а) 44 : 4 = 11   а) 55 : 5 = 11
б) 44044 : 44=1001   б) 5555 : 55=101
в) 4444 : 44= 101   в) 55055 : 55 = 1001
г) 444444 : 444 = 1001   г) 555555 : 555 = 1001

Задание конкурса «Чьи болельщики быстрее поднимутся по ступенькам?»

В конце игры жюри подводит итоги, называет победителей.

Литература:

  1. М.А.Гершензон «Головоломки профессора Головоломки» -М., 1982.
  2. Е.А. Дышинский «Игротека математического кружка» -М., 1972.
  3. Я.И. Перельман «Занимательные задачи и опыты», 1959.
  4. Шутки. Задачи. Вопросы. Шутки. / Сост.А.М.Каспаров -Баку, 1960.
  5. Н.Н. Антонов «Этнозадачник по математике» -Уфа, 1997.
  6. В.Г. Коваленко «Дидактические игры на уроках математики» -М., 1990.