Описание системы работы учителя.
Программа модернизации российского образования, осуществляемая в настоящее время, базируется на наиболее интересных идеях и практическом опыте международного педагогического сообщества и отечественной педагогической науки.
Динамика жизни современного общества, процессы глобализации, происходящие во всех сферах деятельности человека, революция в сфере информационных технологий и коммуникативных взаимодействий требуют новых подходов к образовательной деятельности. Развитие личности ребенка в процессе обучения и воспитания, формирование умения найти свое неповторимое место в стремительно меняющемся мире – становятся приоритетами работы педагогов в любой стране.
Для российской школы учет индивидуальности учащихся, обучение их аналитическому подходу к действительности, умению ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, самостоятельно принимать ответственные решения, особенно актуальны, потому что Россия за пятнадцать лет прошла путь преобразований, на которые другие государства потратили десятки и даже сотни лет. Высочайший темп нашей жизни, сложности адаптации к работе в рыночных отношениях подчас тяжелы даже для взрослых.
Поэтому одной из главных задач реформы школьного образования является создание условий для раннего выявления способностей и склонностей каждого ребенка, которое, в частности, выражается в разнообразных формах профильного обучения на старшей ступени. Ранняя специализация позволяет учащемуся еще в школе получить определенный объем профессиональных знаний и умений в той области человеческой деятельности, которая может стать сферой его будущих профессиональных успехов.
Образовательными учреждениями системы общего образования, обеспечивающими профильное обучение, сегодня являются лицеи и гимназии.
Приоритетом работы начального звена любого образовательного учреждения системы общего образования, безусловно, является обеспечение права каждого ребенка – гражданина Российской Федерации на получение равного с другими начального образования путем сохранения единого образовательного пространства.
Вместе с тем, Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) предусматривает возможность применения к начальному образованию принципа вариативности, обеспечивающего в начальном звене любого образовательного учреждения применение разнообразных современных обучающих технологий, методик и средств, учитывающих индивидуальное развитие детей, потребности общества и региональные особенности.
Для образовательных учреждений реализация принципа вариативности в начальном звене образования является мощным инструментом обеспечения преемственности в развитии ребенка. Выявление способностей и потенциала ребенка на этапе начального образования на практике обеспечивает непрерывность всех ступеней образования, делает начальное звено образовательного учреждения полноправным участником процесса профильного обучения.
Обучение в Лицее №37 после окончания учащимися начальной школы осуществляется в три этапа (ступени):
- функционирование лицейских и общеобразовательных классов (5-7 классы);
- функционирование профильных и общеобразовательных классов (8-9 классы);
- функционирование исключительно профильных классов (10-11 классы).
Для обеспечения принципов непрерывности образования и преемственности развития мной систематически проводится работа по подготовке учащихся начальной школы к обучению на средней ступени в Лицее №37.
Целью разработанной мной системы «Учимся быть лицеистами» является подготовка учащихся начальной школы к обучению на средней ступени образования путем раннего выявления способностей детей, развития интеллектуального потенциала личности ребенка и формирования основ творческого мышления.
Система подготовки учащихся начальной школы структурно состоит из трех подсистем (блоков), первая из которых «Формирование базы знаний и умений» обеспечивает сохранение единого образовательного пространства. Две другие подсистемы «Выявление и изучение способностей» и «Развитие креативности» в большей степени ориентированы на вариативные технологии обучения. Основными результатами совместной работы всех трех подсистем являются формирование творческого мышления учащихся и обеспечение преемственности развития ребенка. Структура системы подготовки учащихся начальной школы графически представлена на рис.1.
Рис.1
Рассмотрим более детально функционирование подсистемы «Выявление и изучение способностей». В качестве основных методов изучения способностей я использую:
- первичное собеседование с детьми (в сентябре);
- первичное (в сентябре) и периодическое (один раз в полугодие) анкетирование родителей;
- индивидуальные собеседования с родителями учащихся (не реже одного раза в полугодие);
- ведение индивидуальных дневников педагогического наблюдения;
- периодическое тестирование учащихся (не реже одного раза в полугодие);
- систематический анализ динамики развития способностей учащихся.
В качестве примера отдельно хочу остановиться на методе тестирования учащихся. Современная педагогическая наука располагает широким набором тестов для школьников всех возрастов. Использование тестов позволяет достаточно объективно оценивать интеллектуальные способности и психологические особенности ребенка (например, уровень образно-логического мышления проверяется визуальным тестом «Найди лишний предмет», а уровень способностей к осмысленному запоминанию проверяется тестом «Парные слова»). Тесты для младших школьников обычно позитивно воспринимаются детьми и дают возможность в игровой форме регулярно осуществлять мониторинг развития способностей учащихся. Увлеченность современных детей компьютерными играми в данном случае также способствует положительному восприятию тестирования, поскольку тесты, как и компьютерные игры, предполагают рассмотрение различных вариантов ответов.
Сочетание всех методов изучения способностей наряду с анализом результатов учебной деятельности ребенка, его занятий в кружках и секциях позволяет к завершению обучения в начальной школе подготовить развернутый итоговый прогноз дальнейшего развития способностей учащегося. Такой прогноз является основой для разработки индивидуальных рекомендаций по обеспечению преемственности развития способностей учащегося. Указанные рекомендации после завершения обучения в начальной школе передаются классному руководителю пятого класса, в котором будет учиться ребенок. Кроме того, с рекомендациями должны быть ознакомлены родители учащегося. Также считаю целесообразным и полезным знакомство с результатами прогноза, конечно, в доступной форме и самого учащегося.
Как показывает моя практика, к окончанию начальной школы большинство детей хорошо знают, что их интересует, чем им нравится заниматься, а чем не нравится. Более того, их мнение часто оказывается более объективным, чем мнение родителей, которые иногда формируют в семье жесткую психологическую установку на будущее своего ребенка. Имеются негативные примеры, когда ребенок, имеющий хорошие способности к точным наукам, но воспитывающийся в семье, ориентированной на гуманитарные или естественные науки, подвергается серьезному давлению со стороны родителей (например, «У нас в семье все врачи, и ты должен стремиться стать врачом!»). Свою задачу вижу в том, чтобы аргументировано объяснять родителям индивидуальные особенности личности их ребенка, обеспечить свободное развитие способностей ребенка, как в школе, так и в семье.
Большое значение для развития индивидуальных способностей детей имеет подсистема «Развитие креативности». «Развитие креативности» по отношению к ребенку следует понимать, как развитие у ребенка высокого уровня самостоятельности; способностей к творчеству, анализу и критическому восприятию окружающего мира, себя в этом мире; готовности ребенка быстро адаптироваться к сложным ситуациям, принимать верные и зачастую нестандартные решения. Эти способности в той или иной степени есть у каждого ребенка, поэтому, чем раньше мы поможем ему развить в себе креативные способности, тем легче для него будет идти дальше по жизненному пути.
В своей работе с учащимися я использую следующие методы развития креативности:
- имитационное моделирование жизненно важных ситуаций (деловые, ролевые, сюжетные игры);
- коммуникативные технологии активного партнерского взаимодействия и общения с использованием различных информационных источников (парная работа, групповая работа, взаимообучение, учебный диалог, дискуссия);
- проектные (продуктивные) технологии обучения (индивидуальный и совместный поиск решения проблемных задач и ситуаций).
Имитационное моделирование жизненно важных ситуаций применяется мной в ходе проведения с учащимися сюжетно-ролевых игр («Необитаемый остров», «Один дома», «Путешествие в сказку») или деловых игр («Туристский поход», «Готовимся к празднику). Сочетание театрализованной формы игры (сюжет, роль) с конкретными личными и командными заданиями дает детям возможность примерить на себя образы конкретных персонажей из книг, фильмов, научиться принимать за них совершенно конкретные решения. Имитационное моделирование дает мне возможность испытать в роли лидера ребенка, привыкшего больше подчиняться, а неформального лидера поставить в условия рядового члена команды. Такая перемена ролей часто приводит к позитивным результатам, раскрывая новые способности детей.
Большой интерес у учащихся вызывают игры, направленные на развитие коммуникативно-информационного взаимодействия, такие как «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», «Своя игра», «Поле чудес», «Звездный час». Эти игры оказывают эффективное воздействие на развитие индивидуальных и командных креативных способностей в соревновательном процессе. В личных и командных состязаниях оттачиваются быстрота реакции, взаимовыручка, нестандартное мышление.
Проектные (продуктивные) технологии обучения предполагают не игровую практику, а командное осуществление вполне реальных проектов (например, подготовка подарков к празднику или подготовка спектакля). В ходе осуществления конкретного проекта учащиеся вместе формулируют задачу, требующую решения, определяют ресурсы, необходимые для решения задачи (время, материалы, люди), пути достижения поставленной цели (план работы, определение ответственных за каждый этап работы). Обязательными элементами выполнения проекта являются его защита, презентация и контроль. После выполнения проекта я совместно с учащимися провожу разбор его результатов с подведением итогов.
Начиная с первого года своей преподавательской работы, я поставила перед собой цель не просто обучать и воспитывать младших школьников, но обязательно наблюдать и анализировать то, как происходит их дальнейшее развитие, есть ли у них проблемы с учебой, правильно ли я строила индивидуальную работу со своими ребятами.
Конечно, материала, собранного мной по наблюдению за динамикой развития учащихся из двух моих предыдущих наборов, еще недостаточно для всеобъемлющего статистического исследования, но хорошая сопоставимость результатов прогноза развития способностей и фактического выбора профиля обучения моих выпускников 2002 года подтверждает необходимость и эффективность моей системы работы по раннему выявлению способностей детей и формированию основ творческого мышления.
В 2002 году, передавая своих выпускников в пятый класс, я прогнозировала, что 48% детей (рис.2), проявивших в начальной школе значительный интерес к математике, имеют хороший шанс в дальнейшем продолжить обучение в соответствующих профильных классах. Интерес к естествознанию и хорошие результаты по этому предмету демонстрировало около 20 % учащихся, а 32% учеников проявляло в большей степени склонность к гуманитарным наукам. Конечно, количественные результаты 2002 года имели определенные допущения, так как некоторые дети показывали примерно равный и в одинаковой степени большой интерес к двум предметам, а два ученика не проявляли явных способностей к определенному предмету.
Рис.2
В настоящее время мои выпускники 2002 года обучаются в восьмом классе, и, безусловно, я буду продолжать наблюдения за количественной и качественной динамикой развития их способностей в старших классах Лицея.
Системный подход к подготовке учащихся младших классов позволяет:
- осуществлять раннее выявление способностей и интересов ребенка, создавать условия для развития этих способностей;
- давать детям необходимые знания и развивать в них креативные способности, обеспечивающие мягкую адаптацию учащихся в основном звене Лицея;
- обеспечивать реальную преемственность развития ребенка;
- осуществлять мониторинг развития творческих способностей ребенка с первого дня поступления в образовательное учреждение.
Работа в рамках предлагаемой системы подготовки позволяет сделать начальную школу полноценным участником непрерывного процесса образования и воспитания в Лицее.
Программа модернизации российского образования до 2010 года и Концепция содержания непрерывного образования нацеливают нас на творческий подход к педагогической работе.
Темп и напряженность современной жизни сложны даже для взрослых людей, даже им часто сложно бывает найти правильное решение и свое место в обществе. Учителя начальных классов принимают детей в самом начале их движения по длинной дороге знаний. Мы должны разобраться в каждом ребенке, в его способностях и возможностях, помочь детям уже в первые годы школьной жизни не наделать ошибок и выбрать свой неповторимый и единственно правильный путь. Увидеть личность в своем ученике, помочь ему реализовать себя, подготовить к будущим победам и поражениям – трудная, но благородная задача учителя.
Решить эту задачу можно, только опираясь на опыт зарубежной и отечественной педагогики, на передовую педагогическую практику, на системный подход и собственное понимание проблем обучения и воспитания маленького гражданина большой России.