Цели:
- Совершенствовать знания учащихся о существенных морфологических признаках глагола;
- Развивать навыки точного употребления глаголов в речи;
- Формировать навык распознавания глагола, установления связи его с именем существительным (местоимением);
- Развивать логическое мышление и речь учащихся;
- Прививать навыки каллиграфии и аккуратности;
- Воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки.
Оборудование: картинки на доске, карточки с индивидуальным заданием для учащихся, компьютер, проектор, экран.
Ход урока
I. Оргмомент.
Приветствие. Психологический настрой.
– Какое число? Месяц? День недели?
II. Оформление тетради.
Записать число.
III. Минутка чистописания.
Беседа:
– Герои какого произведения пришли сегодня на урок? («Волшебник Изумрудного города»)
– А как вы думаете, ребята, почему именно они? (Потому что на уроке литературного чтения мы читаем это произведение)
– А кто автор? (А. Волков)
– Что вы можете сказать о героях этого произведения? Какими качествами они обладали?
– Хорошо! Молодцы, ребята!
– Давайте скажем нашим гостям, какие части речи мы назвали для них? (Имена прилагательные).
– Я хочу, чтобы сегодня вы были обладателями этих качеств – умными, добрыми, смелыми, уважали своих друзей и выручали их и помогали им в трудную минуту.
– Первое задание мы выполним для Элли.
– Пусть она потом оценит, какими мы были при его выполнении.
– Помните, Элли ещё не ходила в школу, но очень хотела научиться читать и писать. Покажем, как мы умеем это делать красиво и аккуратно.
Задание: мы напишем букву, которая встречается в каждом слове.
На доске:
Его, тебя, ей, ехать, мне, к ней, делать. (Это буква Е)
– На какие две группы можно разделить все слова? (Е обозначает два звука, один звук).
Выполнить упражнение с буквой Е.
На следующей строке напишите через запятую слова, в которых буква Е обозначает два звука. (Его, ей, ехать)
– Как вы думаете, Элли довольна? Какими мы были, выполняя это задание?
– На какие ещё группы можно разделить эти слова? (Местоимения и глаголы)
IV. Целеполагание
– Сегодня мы начинаем новую тему. Какую же часть речи мы будем изучать? (Глагол)
– Сейчас мы выполним задание для Железного Дровосека.
– Вспомните, какой он?
– Единственное, чего он боялся, это дождя. Нам надо собрать дождик, не проронив ни капли!
Задание:
На тучке написано «Глагол». Надо собрать каждую капельку, чтобы не намочить Железного Дровосека. <Приложение>
Ученики выбирают только те определения и морфологические признаки, которые можно отнести к глаголу. На верное утверждение ученики делают хлопок. На неверное – хором отвечают «Нет!»
Обозначает действие предмета;
Отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? – нет!
Отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать?
Это член предложения; – нет!
Это часть речи;
Изменяется по числам;
Изменяется по родам и падежам; – нет!
Изменяется по временам;
В предложении является подлежащим; – нет!
В предложении является сказуемым.
– Как вы думаете, Железный Дровосек доволен?
V. Слово учителя о глаголе.
Глагол – настоящий богатый среди частей речи. Ни одной части речи нет такого количества форм. С этими формами глагола мы и будем знакомиться на следующих уроках.
Глагол и работник хороший, всегда при деле, всегда с кем-то связан.
– Как вы думаете, с какой частью речи связан глагол? (с именем существительным или местоимением). Но как ему согласовываться с ними? Приходится брать глаголу у них взаймы и род и число. Эти части речи охотно делятся с трудолюбивым глаголом.
Итак, мы начинаем изучать глаголы.
Стихотворение в исполнении ученика:
Я учу глаголы
Я пришел из школы,
Я учу глаголы…
Мне их выучить – пустяк!
У меня свой метод!
Применяется он так,
Новый метод этот:
«Кричать» – кричу,
«Вертеть» – верчу,
«Двигать» – двигаю,
«Прыгать» – прыгаю.
Я и прыгал! Я и двигал!
Я и топал! Я и пел!
Пел, пока у нас в прихожей
Вдруг звонок не зазвенел!..
Открываю: наш сосед…
(Он живет под нами)
Не причесан, не одет –
В тапках и пижаме.
Он кричит:
– Прошу прощенья!
Это что – землетрясенье?
Или, может быть, слоны
Надо мной поселены?!
– Уважаемый сосед,
Никого в квартире нет.
Я пришел из школы
И учу глаголы…
(В. Воскобойников)
– А как же их учить? Как узнать глаголы?
VI. Упражнения по распознаванию глагола и правильному их употреблению.
Задание:
– Найти в тексте и подчеркнуть все глаголы.
Ученикам раздается карточка с отрывком из сказки «Волшебник Изумрудного города»:
Ураган занёс домик в страну необычайной красоты. Вокруг расстилалась зелёная лужайка; по краям её росли деревья со спелыми сочными плодами; на полянках виднелись клумбы красивых розовых, белых и голубых цветов. В воздухе порхали крошечные птицы с ярким оперением. На ветках деревьев сидели золотисто-зелёные и красногрудые попугаи и кричали высокими странными голосами. Невдалеке журчал прозрачный поток; в воде резвились серебристые рыбки.
– Сколько глаголов нашли? (9). Взаимопроверка. Взаимопомощь.
– Найдите глаголы единственного числа. Сколько их? Назовите.
– Какую роль выполняют глаголы в предложении? Подчеркните в каждом предложении главные члены предложения.
Общее грамматическое значение глагола связано с:
- трудом – рубить, строить, пилить;
- умственной деятельностью – думать, решать;
- движением – идти, лететь, бежать;
- речью – говорить, рассказывать, читать;
- звуком – шипеть, петь, кричать;
- цветом – краснеть, белеть, зеленеть.
– Можно ли сказать, что глаголы помогают нам не только увидеть действие, но и увидеть цвет, услышать голос, почувствовать запах? Например…(зеленеет, поет, пахнет…)
– Какие звуки издавали попугаи?
– С кем пришлось первыми познакомиться Страшиле? (С воронами).
Задание для Страшилы: первую строку он выполнил верно, а дальше мы должны ему помочь в определении глагола, связанного со звуком.
«Найди пару»:
Ворона | каркает | |
Собака | хрюкает | |
Волк | мяукает | |
Кошка | лает | |
Свинья | воет |
– В каком числе употреблены глаголы? Почему? Записать полученные предложения в тетрадь. Подчеркнуть глаголы.
Задание для Железного Дровосека:
Надо показать, какое действие совершается тем или иным инструментом. Эти глаголы связаны с работой, деятельностью.
Топором | бреют | |
Пилой | режут | |
Ножом | пилят | |
Бритвой | гладят | |
Утюгом | рубят |
– В каком числе употреблены эти глаголы? Записать в тетрадь.
Молодцы. Я думаю, что Страшила с Дровосеком довольны.
VII. Разноуровневое задание:
– Это задание для Трусливого Льва.
– Здесь вам понадобится смелость при выборе уровня. Задание 1-го уровня – самое простое, 2-го уровня – сложнее и, наконец, 3-го уровня – самое сложное.
Для всех уровней задание – образовать глаголы, отвечающие на вопрос «что делать?», записать их.
1 уровень. От слов: Кусает, ходит, шумит, любил, прыгнул.
– Какое слово понравилось бы Железному Дровосеку?
2 уровень. От слов: Свист, пляс, мысль, крик, шум.
– Какое слово понравилось бы Страшиле?
– Есть ли одинаковые слова в 1 и 2 уровнях?
3 уровень. Придумать глаголы с суффиксами и, ну, а, ыва (ива).
Желательно подобрать действия для Льва.
Проверка. Вывод.
– Можем ли мы у полученных глаголов определить время, число, род?
– Мы получили такую форму глагола, у которой это сделать невозможно. С этой формой глагола мы познакомимся на следующем уроке.
VIII. Обобщение. Подведение итогов.
– Что мы знаем о глаголе?
– На какие вопросы отвечает?
– Какую роль выполняет в предложении?
– Как вы думаете, остались ли довольны наши гости – герои сказки?
– Попрощаемся с ними до следующей встречи на уроках литературного чтения.