Задачи:
- Образовательные:
- Закрепление понятий: звук и буква, гласные и согласные.
- Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слогов.
- Формирование навыков пересказа по опорным картинкам.
- Коррекционные:
- Совершенствование пространственных ориентировок
- Развитие тактильных ощущений посредством дермалексии.
- Развитие познавательных процессов (образной и оперативной памяти, слухового и зрительного внимания).
- Воспитательные: Воспитывать умение слушать ответы товарищей.
Оборудование: фланелеграф, буквы, символы звуков, «Звуковые домики», предметные картинки, магнитная азбука, игрушки.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
I. Организационный момент.
Сегодня мы отправляемся на экскурсию в школу. (рассматриваем иллюстрации о школе)
- Что вы знаете о школе?
- Посмотрите на эти картинки. Придумайте имена мальчикам.
- Кто из них ходит в школу? Почему вы так решили?
- Правильно. А вы пойдете в школу?
- Почему ты хочешь пойти в школу? (каждому ребенку)
II. Основная часть.
Веселые человечки – Буратино, Мальвина, Карлсон и Незнайка узнали, что вы хотите стать школьниками и пригласили вас в свою Волшебную школу.
1. Упражнение в пространственном ориентировании на листе бумаги.
Но как нам туда добраться? Я не знаю дорогу. (Находим конверт)
Посмотрите, это письмо прислал нам Карлсон. Он нарисовал карту. Теперь мы сможем найти дорогу в школу. Но сначала, чтобы нам было удобнее, давайте сядем за парты.
Задание: дойти по дорожке до школы и запомнить, кого встретили по пути.
Организация индивидуальной деятельности детей на листках с дорожкой типа «Лабиринт».
2. Упражнение в пространственном ориентировании.
- Переверните листочки, вспомните, каких зверей вы видели в лесу?
- Посмотрите на мольберт. Незнайка нарисовал животных. Скажите, кого мы не видели по дороге в школу?
- Незнайка нарисовал всех животных одинакового размера, а это не верно.
Кто из этих животных самый большой, самый маленький?
Всем детям раздаются фигурки зверей. После чего дети выполняют задания: прикрепи справа от …., слева от …, между …. и …, и т.д.
3. Объявление темы занятия.
- Закройте глаза. (Звоню в колокольчик и прячу его.)
- Какой предмет я спрятала?
- Как вы догадались? (услышали)
- Звуки издают предметы и животные, а мы - люди, говорим. Сегодня на занятии мы будем продолжать учиться слушать и называть звуки речи.
4. Развитие фонематического слуха.
- Игра «Кто внимательнее».
Логопед произносит от одного до трех – четырех гласных звуков. Задача детей правильно повторить звуки, назвать первый, последний звук.
- Какие звуки мы запоминали?
- Как мы называем эти звуки? (гласные)
- Почему мы называем эти звуки гласными? (по тому, что их можно долго петь, во рту нет препятствия)
- А как мы называем такие звуки – К, М, П? (согласные)
5. Дифференциация гласных и согласных звуков
На фланелеграфе находятся два домика – синий и красный.
- Мальвина просит вспомнить, какие звуки живут в красном, а какие в синем домике? (гласные в красном домике, согласные – в синем).
У логопеда символы звуков. Он называет звук, а дети по очереди размещают эти символы рядом с соответствующими домиками.
- Назовите звуки, которые живут в красном домике (А, У, И, О) и синем домике (К).
6. Соотнесение звука и буквы.
- Ребята, скажите, мы можем написать звук? (нет, звуки мы слышим и говорим)
- А что мы можем написать? (написать можно букву)
Логопед показывает буквы, дети по очереди читают букву и прикрепляют ее рядом с соответствующим символом – звуком, после чего дети повторно прочитывают гласные и согласные буквы.
7. Развитие тактильного восприятия.
Игра «Жмурки»- Буквы просят: «А сейчас
вы друзья узнайте нас.
Глазки крепко закрывайте,
нас скорее узнавайте»
Логопед предлагает каждому ребенку отгадать, какая буква прячется в платочке, после чего ребенок должен сказать, какая это буква – гласная или согласная.
8. Анализ и синтез слогов, слов.
- Рано утром вышли гласные буквы из своего домика, пошли по дорожке. Солнышко светит, хорошо. Обрадовались буквы, встали парами и запели – АУ, ИО, ОА. Дети читают сочетания гласных букв с одновременным анализом слогов. (Какая буква стоит первая, последняя и т.д.).
Смотрят, стоит буква К грустная-грустная, хочется ей петь так же звонко, но не получается. Решили помочь ей гласные буквы. Говорят: вставай рядом снами, будем петь вместе - АК, ОК, ИК, УК, КА и т.д.
Дети читают слоги и договаривают их до целого слова.
9. Физкультурная пауза.
Буквы дети прочитали, но немножечко устали.
Приглашаю вас, ребятки, на веселую зарядку.
Звучит музыка. Игра «Как живешь».
10. Пересказ текста.
- Мне очень понравилось, как много слов вы придумали, как хорошо читали буквы и слоги. А Буратино хочет проверить, умеете ли вы читать слова. (Выставляется табличка – КОТ. Дети читают.)
- Сколько слогов в слове КОТ?
- Сколько букв, звуков в слове КОТ?
- Какой вопрос мы поставим к этому слову кто или что? Почему?
- Придумайте, какой может быть КОТ?
- Придумайте кличку для кота.
- Послушайте мой рассказ. У нас есть кот. (Выставляется опорная картинка). Его зовут Барсик. Он черный, только лапки и хвост белые. Шерстка мягкая, пушистая. Хвост длинный. Глаза у Барсика желтые, как огоньки.
Барсик очень любит рыбу и сметану. (Картинка)
Спит Барсик в корзине. Корзина большая. Барсику в ней уютно и удобно.
(Картинка)
Ночью, когда все спят, Барсик охотится на мышей. (Картинка)
1 –3 ребенка пересказывают текст.
III. Итог занятия.
Молодцы! Посмотрите на наших гостей, они улыбаются, значит, вы очень хорошо поработали.
Скажите, что вам понравилось на занятии?
Дети анализируют настроение, с которым они уходят с занятия.
(с опорой на пиктограммы - изображение эмоций)