Коррекция предрасположенности к дисграфии при обучении грамоте детей с проблемами развития

Разделы: Логопедия, Коррекционная педагогика


Задачи:

  • Образовательные:
    1. Закрепление понятий: звук и буква, гласные и согласные.
    2. Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слогов.
    3. Формирование навыков пересказа по опорным картинкам.
  • Коррекционные:
    1. Совершенствование пространственных ориентировок
    2. Развитие тактильных ощущений посредством дермалексии.
    3. Развитие познавательных процессов (образной и оперативной памяти, слухового и зрительного внимания).
  • Воспитательные: Воспитывать умение слушать ответы товарищей.

Оборудование: фланелеграф, буквы, символы звуков, «Звуковые домики», предметные картинки, магнитная азбука, игрушки. 

ХОД ЗАНЯТИЯ.

I. Организационный момент.

Сегодня мы отправляемся на экскурсию в школу. (рассматриваем иллюстрации о школе)

- Что вы знаете о школе?

- Посмотрите на эти картинки. Придумайте имена мальчикам.

  • Кто из них ходит в школу? Почему вы так решили?
  • Правильно. А вы пойдете в школу?
  • Почему ты хочешь пойти в школу? (каждому ребенку)

II. Основная часть.

Веселые человечки – Буратино, Мальвина, Карлсон и Незнайка узнали, что вы хотите стать школьниками и пригласили вас в свою Волшебную школу.

1. Упражнение в пространственном ориентировании на листе бумаги.

Но как нам туда добраться? Я не знаю дорогу. (Находим конверт)

Посмотрите, это письмо прислал нам Карлсон. Он нарисовал карту. Теперь мы сможем найти дорогу в школу. Но сначала, чтобы нам было удобнее, давайте сядем за парты.

Задание: дойти по дорожке до школы и запомнить, кого встретили по пути.

Организация индивидуальной деятельности детей на листках с дорожкой типа «Лабиринт».

2. Упражнение в пространственном ориентировании.

- Переверните листочки, вспомните, каких зверей вы видели в лесу?

  • Посмотрите на мольберт. Незнайка нарисовал животных. Скажите, кого мы не видели по дороге в школу?
  • Незнайка нарисовал всех животных одинакового размера, а это не верно.

Кто из этих животных самый большой, самый маленький?

      

Всем детям раздаются фигурки зверей. После чего дети выполняют задания: прикрепи справа от …., слева от …, между …. и …, и т.д.

3. Объявление темы занятия.

- Закройте глаза. (Звоню в колокольчик и прячу его.)

- Какой предмет я спрятала?

- Как вы догадались? (услышали)

- Звуки издают предметы и животные, а мы - люди, говорим. Сегодня на занятии мы будем продолжать учиться слушать и называть звуки речи.

4. Развитие фонематического слуха.

- Игра «Кто внимательнее».

Логопед произносит от одного до трех – четырех гласных звуков. Задача детей правильно повторить звуки, назвать первый, последний звук.

- Какие звуки мы запоминали?

- Как мы называем эти звуки? (гласные)

- Почему мы называем эти звуки гласными? (по тому, что их можно долго петь, во рту нет препятствия)

- А как мы называем такие звуки – К, М, П? (согласные)

5. Дифференциация гласных и согласных звуков

На фланелеграфе находятся два домика – синий и красный.

- Мальвина просит вспомнить, какие звуки живут в красном, а какие в синем домике? (гласные в красном домике, согласные – в синем).

У логопеда символы звуков. Он называет звук, а дети по очереди размещают эти символы рядом с соответствующими домиками.

- Назовите звуки, которые живут в красном домике (А, У, И, О) и синем домике (К).

6. Соотнесение звука и буквы.

- Ребята, скажите, мы можем написать звук? (нет, звуки мы слышим и говорим)

- А что мы можем написать? (написать можно букву)

Логопед показывает буквы, дети по очереди читают букву и прикрепляют ее рядом с соответствующим символом – звуком, после чего дети повторно прочитывают гласные и согласные буквы.

7. Развитие тактильного восприятия.

Игра «Жмурки»

- Буквы просят: «А сейчас
вы друзья узнайте нас.
Глазки крепко закрывайте,
нас скорее узнавайте»

Логопед предлагает каждому ребенку отгадать, какая буква прячется в платочке, после чего ребенок должен сказать, какая это буква – гласная или согласная.

8. Анализ и синтез слогов, слов.

- Рано утром вышли гласные буквы из своего домика, пошли по дорожке. Солнышко светит, хорошо. Обрадовались буквы, встали парами и запели – АУ, ИО, ОА. Дети читают сочетания гласных букв с одновременным анализом слогов. (Какая буква стоит первая, последняя и т.д.).

Смотрят, стоит буква К грустная-грустная, хочется ей петь так же звонко, но не получается. Решили помочь ей гласные буквы. Говорят: вставай рядом снами, будем петь вместе - АК, ОК, ИК, УК, КА и т.д.

Дети читают слоги и договаривают их до целого слова.

9. Физкультурная пауза.

Буквы дети прочитали, но немножечко устали.

Приглашаю вас, ребятки, на веселую зарядку.

Звучит музыка. Игра «Как живешь».

10. Пересказ текста.

- Мне очень понравилось, как много слов вы придумали, как хорошо читали буквы и слоги. А Буратино хочет проверить, умеете ли вы читать слова. (Выставляется табличка – КОТ. Дети читают.)

- Сколько слогов в слове КОТ?

- Сколько букв, звуков в слове КОТ?

- Какой вопрос мы поставим к этому слову кто или что? Почему?

- Придумайте, какой может быть КОТ?

- Придумайте кличку для кота.

- Послушайте мой рассказ. У нас есть кот. (Выставляется опорная картинка). Его зовут Барсик. Он черный, только лапки и хвост белые. Шерстка мягкая, пушистая. Хвост длинный. Глаза у Барсика желтые, как огоньки.

Барсик очень любит рыбу и сметану. (Картинка)

Спит Барсик в корзине. Корзина большая. Барсику в ней уютно и удобно.

(Картинка)

Ночью, когда все спят, Барсик охотится на мышей. (Картинка)

1 –3 ребенка пересказывают текст.

III. Итог занятия.

Молодцы! Посмотрите на наших гостей, они улыбаются, значит, вы очень хорошо поработали.

Скажите, что вам понравилось на занятии?

Дети анализируют настроение, с которым они уходят с занятия.

(с опорой на пиктограммы - изображение эмоций)