I. Теоретическая часть
Все большее усложнение социального мира и процессов социального взаимодействия в настоящее время определяет актуальность проблем коммуникации. Существование человечества немыслимо вне коммуникативной деятельности. Особенно актуальна эта проблема звучит сейчас в связи с модернизацией российского образования. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество образования».
А.В. Хуторской выделяет следующие ключевые образовательные компетенции учащихся:
- ценностно-смысловы;
- общекультурные;
- учебно-познавательные;
- информационные;
- коммуникативные;
- социально-трудовые;
- компетенции личностного самосовершенствования.
Для развития коммуникативной компетенции в учебном процессе должно фиксироваться необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области. Для определения степени сформированности коммуникативной компетенции у школьников необходимо сформулировать ее критерии. Критериями коммуникативной компетенции являются:
- письменная коммуникация – умение обучающегося изложить тему, имеющую сложную структуру, в соответствии с нормами жанра, соблюсти правила оформления текса и вспомогательной графики и представить информацию в форме и на носителе, адекватных цели коммуникации.
- устная коммуникация – умение обучающегося самостоятельно подготовить план выступления с соблюдением норм публичной речи и регламента; использовать вербальные и невербальные средства коммуникации, подготовленные наглядные материалы.
- продуктивная коммуникация – умение работать в группе, готовность к взаимопомощи, овладение культурой поведения и умением контролировать свои эмоции.
Одним из наиболее эффективных методов развития коммуникативной компетенции школьников является метод проектов.
Проектная деятельность не является принципиально новой в педагогический практике, но вместе с тем, по мнению Е.С. Полата, ее сегодня относят к педагогическим технологиям XXI века, так как она предусматривает умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире. Проектная деятельность предполагает проблемный подход к обучению, при котором учащийся получает знания не в готовом виде от учителя или из учебников, а преимущественно добывает их в процессе специально организованного поиска новых решений, разработки проектов. Рубинштейн С.Л. писал о важности информации, полученной в процессе учебного исследования: «Когда говорят, что человек как индивид не открывает, а лишь усваивает уже добытые знания, это значит лишь то, что он не открывает их для человечества, но лично для себя все же должен открыть. Человек доподлинно владеет лишь тем, что он сам добывает собственным трудом». Кикоть Е.Н. считает, что целью учебного исследования является «не только конечный результат (знание), но и сам процесс, в ходе которого развиваются исследовательские способности учащихся за счет приобретения ими новых знаний, умений и навыков, тренировки уже развитых, расширения кругозора, изменения своей мотивации и положения в молодежном сообществе».
Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы, а решение предусматривает, с одной стороны, использование разнообразных методов и средств обучения, а с другой – необходимость интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техник, технологии, творческих областей. Метод проектов позволяет решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий с обязательной презентацией результатов. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой сути, и ориентированных не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых.
Выполняемые школьниками проекты можно условно разделить на виды, используя критерии, представленные в таблице 1.
Таблица 1
Виды проектов
Критерии |
Виды проектов |
Содержание проекта |
|
Продолжительность выполнения проекта |
|
Количество участников проекта |
Коллективные, групповые, парные, индивидуальные. |
При реализации коллективных или групповых проектов уже на этапе организации работы над проектом, происходит распределение ролей между членами группы, налаживается продуктивная коммуникация. Индивидуальные проекты, в основном ориентируются на развитие устной и письменной коммуникации
Проектная деятельность, не зависимо от вида проекта, предполагает превращение учащегося в субъект деятельности, каждый школьник становится равноправным членом творческого коллектива или индивидуальным исследователем.
Рассмотрим работу над проектом с точки зрения развития коммуникативной компетенции (таблица 2).
Таблица 2
№ этапа |
Этапы работы над проектом |
Формируемые компоненты коммуникативной компетенции |
1 |
Погружение в проект |
Продуктивная коммуникация:
|
2 |
Организация работы над проектом |
Продуктивная коммуникация:
|
3 |
Работа над проектом |
Продуктивная коммуникация, описанная в предыдущих этапах. Устная коммуникация:
Письменная коммуникация:
|
4 |
Презентация результатов |
Продуктивная коммуникация:
Устная коммуникация:
|
5 |
Самооценка |
Продуктивная коммуникация:
|
Таким образом, каждый этап работы над проектом способствует развитию коммуникативной компетенции школьника.
II. Практическая часть
Оценим уровень сформированности коммуникативной компетенции старшеклассников до и после применения метода проекта в учебном процессе.
Для этого мы осуществили полную диагностику школьников по пяти методикам:
- Методика изучения потребности в общении (методика О.П. Елисеева, модификация для подростков выполнена А.Г. Грецовым);
- Оценка отношений подростка с классом;
- Оценка индекса групповой сплоченности Сишора;
- Самооценочный тест (Приложение 1);
- Экспертная оценка уровня сформировнности коммуникативной компетенции (Приложение 2);
В результате первичной диагностики мы получили следующие данные уровня сформированности коммуникативной компетенции:
- высокий уровень – 4 человека
- уровень выше среднего – 7 человек
- средний уровень – 9 человек
- уровень ниже среднего – 8 человек
- низкий уровень – 2 человека
После проведения работы:
- высокий уровень – 8 человек
- уровень выше среднего – 11 человек
- средний уровень – 6 человек
- уровень ниже среднего –5 человек
- низкий уровень – 0
Полученные результаты мы представили в виде гистограммы на рис.1:
Рис.1
Т.о. в результате проведенной работы количество старшеклассников, обладающих высоким уровнем коммуникативной компетенции, увеличилось в два раза, увеличилось и количество учащихся, уровень коммуникативной компетенции которых выше среднего. При этом уменьшилось количество ребят, уровень владения коммуникативной компетенции которых средний и ниже среднего. Особым достижением следует считать то, что после проведения работы в классе отсутствуют учащиеся с низким уровнем владения коммуникативной компетенцией.