Цели урока:
- совершенствовать умения проникать в глубину содержания произведения;
- учить формулировать свои эмоционально – оценочные суждения;
- наблюдать за средствами создания выразительности;
- выработать технику чтения.
Ход урока
1. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Чтобы сказки узнавать,
Надо много книг читать.
2. Вступительная беседа.
– У каждого из вас на столах лежат иллюстрации. Кто изображён на них?
– В каких произведениях вам приходилось встречаться с лисой?
– Что вам уже известно о лисе, какая она?
Прослушивание записи с голосом лисы.
– Чей голос вы услышали?
– На голос, какого животного похож голос лисы?
– Обратимся к словарю и узнаем кто же такая лиса?
3. Сообщение темы урока.
– Итак, сегодня на уроке мы отправляемся в гости к сказке.
– Догадайтесь, кто будет главным действующим лицом в сказке?
– Итак, сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой К. Д. Ушинского “ Лиса Патрикеевна ”. Для этого разделимся на группы: 1группа – это аналитики, вы будете работать с проектами, составлять план к сказке; 2 группа – иллюстраторы, вы будете подбирать иллюстрации к каждой части сказки; 3 группа – испытатели, а вы постараетесь пересказать сказку.
– Что же такое сказка?
– Прочитайте предложенные на доске формулировки и выберете правильную.
Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил.
Сказка – это научно – фантастическое произведение.
Сказка – это произведение, в котором разговаривают животные.
– Итак, аналитики оставьте правильную формулировку на доске, а остальное уберите.
– Прочитаем, что осталось на доске.
– Когда-то давным-давно сказки рассказывали вслух, никто их не записывал. Самым первым творцом сказок во все времена был народ, который вкладывал в сказки свои заветные мечты о справедливости, красоте, уме, трудолюбии простого народа. Сказка обязательно учит чему-нибудь и выдуманный сказочный мир всегда несёт с собой мудрую реальную мысль.
– Сказки, которые написал народ, помогите мне как называются?
– Вспомните, какие народные сказки вам известны.
– А кто написал авторскую сказку?
– К какой сказке мы можем отнести сказку “ Лиса Патрикеевна ”, к народной или авторской. Почему?
4. Словарная работа.
– При работе над сказкой вам встретятся незнакомые слова, поэтому давайте разберёмся. Зубушки – так ласково называет автор зубы; рыльце – мордочка лисы; тихохонько – тихо; пригибается – низко нагнуться; кладовые – место, где хранятся заготовки; спаленка – место для сна; травушка – ласково называет траву; выстланы – застелить полы; лиса – постница – так называют того, кто соблюдает пост; не помилует – не пожалеет.
5. Первичное восприятие сказки.
– Итак, всю подготовительную работу мы выполнили, сядьте удобно и приготовьтесь внимательно слушать сказку (рассказываю сама).
6. Работа над содержанием.
– К какому типу текста можно отнести эту сказку: рассуждение, повествование, описание.
– Сказки бывают разных жанров: бытовые – это сказки о быте и жизни людей; волшебные – сказки, в которых происходят волшебные превращения; сказки о животных – главные герои – животные.
– К какому жанру можно отнести сказку “ Лиса – Патрикеевна ”?
– Какие слова использует автор, называя лису?
7. Работа над частями, озаглавливание.
– Возьмите закладки и продолжим чтение сказки по абзацам.
– Читать будем по-разному, но каждый раз передавая отношение автора к лисе. Первоначальное чтение вы уже слышали, а теперь читаем вслух (один читает, остальные следят).
1 часть.
– Найдите опорные слова, рисующие лису. Прочитайте, каков наряд у лисы.
– Как можно озаглавить эту часть? Выберете из предложенных вам названий – подходящее.
– Найдите в первом предложении созвучные слова.
– Как вы понимаете выражения “ ушки на макушке”, “ хвостик на отлёте ”?
– Настало время поработать иллюстраторам.
– Какая из предложенных вам иллюстраций подходит к этой части?
2 часть.
Читаем 2 абзац шёпотом.
– Какова главная мысль этой части?
– Какое из предложенных мною названий подойдёт?
– Как ходит лиса?
Фрагмент из мультфильма.
– Посмотрите фрагмент мультфильма, подтверждающий слова автора.
– Что является гордостью лисы?
– Как она к нему относится?
– Каков взгляд у лисы?
– Как улыбается?
– Иллюстраторы, подберите соответствующую иллюстрацию к этой части.
3 абзац.
– Какова главная мысль этой части? Как её можно озаглавить?
– Почему автор называет лису умницей?
– Найдите в тексте и прочитайте, как лиса устраивает своё жилище?
– Какая иллюстрация подходит к этому абзацу?
– 4 абзац будем читать необычно: 1слово – вслух, другое – про себя.
– Какова главная мысль этой части?
– Как озаглавим эту часть?
– Что мешает лисе быть хорошей хозяйкой?
– Почему автор называет лису разбойницей?
– Всерьёз или в шутку автор называет её постницей? Почему7
– Какая иллюстрация подходит к этой части?
Физкультминутка:
Утром лисонька проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – тихонько покружилась,
Три – нагнулась, посмотрела
На пенёк тихонько села.
8. Работа над техникой чтения и выразительностью.
– Для того, чтобы сказку было интересно слушать, её надо научиться читать: быстро, без ошибок, с пониманием, выразительно.
(Выставляю на доску каждую надпись)
1) – Читать быстро – это как?
– В каких словах мы чаще всего допускаем ошибки? (длинных, сложных)
– Прочитаем по слогам; быстрее; целыми словами.
– Потренируемся читать быстро на первой части. Я засекаю время – 10 секунд, а вы начинайте.
– Поставьте точку карандашом, на том слове, где остановились. Прочитаем ещё раз, но постараемся себя обогнать.
– Как хорошо перечитывать!
2) – Читать без ошибок, что это значит?
– А учитель может ошибаться?
– Я читаю 2 абзац, допускаю ошибки, а вы исправляете.
3) – Что значит читать с пониманием? ( читать, зная значение всех неизвестных слов)
– Найдите в 3 части слова, значение которых мы сегодня выясняли на уроке. ( кладовые, спаленка, выстлана).
4) – Что значит читать выразительно? (передать голосом отношение автора)
– Прочитайте четвёртый абзац друг другу и покажите голосом, как автор слегка осуждает лису.
Игра “Самый внимательный!”
9. Пересказ сказки.
– Настало время показать свою работу группе испытателей.
– С помощью плана и иллюстраций вам нужно пересказать сказку, как вы её запомнили. Для этого прочитаем памятку “ Как пересказать сказку.”
- Рассказывай медленно, плавно.
- Повествуй не монотонно. Передай голосом отношение автора к героям сказки.
- Сохраняй сказочные обороты; созвучные и старинные слова.
10. Итог урока.
– С какой сказкой мы сегодня работали?
– К какому жанру относится сказка?
– Кто автор сказки?
– Что нового вы узнали о лисе?
– Что общего у лисы из волшебной сказки и сказке о животных?
11. Рефлексия.
– Оцените свою работу на уроке. Поднимите кружочки, если:
- вы довольны своей работой (красный кружок)
- не очень довольны (половинка кружка)
- не доволен (белый кружок)
– Что было лёгким при изучении сказки? сложным? интересным?