Мастер-класс по изготовлению жардиньерки

Разделы: Технология


Декоративная подставка под цветы – жардиньерка (Приложение 1) является достаточно сложным объектом учебного труда для выполнения учащимися 8–9-х классов. В процессе ее изготовления учащиеся знакомятся с оформлением интерьера жилого дома, предметами декоративно-прикладного искусства. Кроме освоения технологических приемов, школьники решают задачи создания изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям. Проявляются возможности для проявления творчества при внесении каких-то изменений и дополнений в известный узор.

В связи с тем, что в настоящее время развернулось частное строительство, квартиры стали больше площадью, у людей появилось желание украсить их интерьеры цветами. Чтобы цветы смотрелись красиво, их размещают на стенах, полу, а для этого требуются красивые подставки, которые вписывались бы в интерьер жилища. Существует много различных вариантов, различающихся по стилю и назначению (Приложение 2).

Процесс изготовления подставок можно сделать менее трудоемким, если упростить технологическую обработку и подобрать соответствующий материал. Например, для облегчения работы по изготовлению ножек, использовать шаблоны. Когда в школе не было электрических лобзиков, то выпиливание проводилось ручным инструментом (лобзик, ножовка) в зависимости от выбранной конфигурации. Остальные детали изготавливаются из наличия материала.

Если по ходу работы допускаются какие-либо отклонения, то вносятся коррективы и деталь не выбрасывается.

На уроках технологии или во внеурочной деятельности с учащимися 5–9 классов можно изготовить подставку от самой простой до самой сложной. Эти занятия помогут закрепить приемы работы ручным инструментом, электроинструментом и умение работать на станках (сверлильном, токарном по дереву и металлу, фрезерном), позволят развить пространственное мышление, ознакомить с конструированием и макетированием объекта, реализовать художественный замысел в материале.

При работе с коллективом учащихся лучше выполнять сначала подставку (полку), одинаковую для всех. После изучения последовательности сборки, технологии изготовления и отделки у некоторых учащихся появляется желание изготовить подставку (полку) по собственному эскизу. Желание сделать оригинальную подставку для себя послужит стимулом в работе.

История возникновения подставок-жардиньерок и использование их человеком уходит в старину.

Жардиньерка. Само название, происходящее от французского jardin – сад, говорит о том, что это вариант домашнего сада, представленного в миниатюре. Жардиньерками назывались предметы мебели, на которых располагались горшки с растениями. Они состояли из опоры, обычно высотой со стол, и ящика, круглой или квадратной формы, в который насыпалась земля или ставились горшки с цветами. Жардиньерки предназначались для комнат или для оранжерей. Вплоть до изобретения центрального отопления цветы нельзя было ставить на подоконник, так как они могли там замерзнуть – отсюда необходимость в специальных подставках для них. Оранжереи были очень популярны среди богатых людей в XVIII–XIX веках. В русских поместьях выращивали тропические фрукты для барского стола. Круглые жардиньерки часто были похожи на вазы и делались из майолики.

Точение по дереву, как и резьба, является одним из наиболее распространенных видов художественной обработки древесины. Токарные изделия отличаются красотой и лаконичностью форм, идеальной гладью поверхности, возможностью ритмично организовать узлы, а также простотой и быстротой изготовления. Кроме того, по применению своему они могут быть конструктивными и декоративными. В народном искусстве точение изделий нашло широкое применение. Мастера-крестьяне вытачивали подпоры-колонки, пилястры, розетки, детали для мебели, подвесные гирьки с различной профилировкой в виде бочек, яблок и др., часто точеную деталь покрывали резьбой.

В России токарные станки были лучковыми <Рисунок 1>. Затем появились станки, приводимые в движение ногой <Рисунок 2>. Иногда для вращения станков использовали воду. В заволжских лесах на небольших речках в XVIII–XIX в.в. строили токарные мастерские для изготовления деревянной посуды <Рисунок 3>


Рис. 1


Рис. 2


Рис. 3

Токарное дело – распространенное художественное ремесло. Такая обработка была известна уже в Древнем Египте во времена фараона.

Трудно сказать, с каких времен началось на Руси изготовление точеных изделий. Археологические находки в Великом Новгороде и на месте булгарских поселений в Поволжье свидетельствуют о том, что токарный станок стал здесь известен не позднее XII в. Выработкой токарных изделий занимались и оброчные крестьяне Волоколамского, Троице-Сергиевского и, связанного с последним, Кирилло-Белозерского монастыря, а также посадские люди Нижнего Новгорода и Арзамаса, ремесленники Калужской и Тверской губерний.

В XVI-XVII вв. токарное ремесло было сконцентрировано в основном в Оружейной палате Московского Кремля и в многочисленных русских монастырях, среди которых два подмосковных: Иосифо-Волоколамский и Троице-Сергиев. Произведения Троицких мастеров высоко ценились и вручались как драгоценные подарки самым почетным гостям.

В XIX в. токарный промысел Московской губернии был широко распространен, Сергиев Посад сохранил одно из ведущих мест. Наряду с Сергиевым – Посадом выдвинулись и новые очаги подмосковной “токарни” в Вороневской, Краснопахровской волостях Подольского уезда, Перхушковской – Звенигородского и Смолинской Верейского уезда.

Широкое распространение промысла позволило токарям Московской области сделать первые шаги на пути объединения в артели.Характерно, что даже революция не смогла прервать традицию токарного мастерства. Уже в 1919г. начинается его стремительное возрождение и завоевание внутренних и западных рынков.

Последовательность выполнения работы:

  1. Выполнить эскиз подставки – жардиньерки (Приложение3).
  2. Изготовить шаблон ножек в натуральную величину.
  3. Выпилить электрическим лобзиком ножки по шаблону, кромки обработать фрезерной машинкой. Доска шириной 250 мм, толщиной 25–35 мм. (Если есть желание сделать жардиньерку выше, то длину ножек можно увеличить).
  4. Вытачиваем на токарном станке среднюю стойку и три боковых
  5. Место крепления ножек делим на три части, делаем разметку очень точно.
  6. Изготовляем столешницу диаметром 230 мм на СТД – 120 (если большего диаметра, примерно 250–270 мм, то делаем это с помощью электрического лобзика. Кромку обрабатываем фрезой). Заготовка должна быть толщиной 25–35 мм.
  7. Делаем разметку на столешнице для крепления с боковыми стойками. Сверлим глухие отверстия диаметром 22мм пробочной фрезой или “перкой”.
  8. На станке ТВ– 6 изготавливаем круглую палочку диаметром 10 мм, длиной 90 мм.
  9. Для этого используем плашку М12.
  10. На основной стойке сверлим шесть отверстий диаметром 10 мм, глубиной 30–40 мм, на трех боковых сквозные диаметром 10, на ножках глухие глубиной 30 мм. (Очень важно, чтобы совпали метки).
  11. Сборка. В основную стойку вставляем палочку диаметром 10 мм и сажаем ее на клей, отрезаем палочку длиной 90 мм, вставляем боковую стойку (без клея), вставляем ножку; далее вторую и третью.
  12. Устанавливаем на клей столешницу, при этом боковые стойки у нас без клея, поэтому можем перемещать их по размерам на столешнице.
  13. После высыхания клея покрываем лаком 2–3 раза.
  14. Изделие должно получиться высотой 730–750 мм.