Декоративная подставка под цветы – жардиньерка (Приложение 1) является достаточно сложным объектом учебного труда для выполнения учащимися 8–9-х классов. В процессе ее изготовления учащиеся знакомятся с оформлением интерьера жилого дома, предметами декоративно-прикладного искусства. Кроме освоения технологических приемов, школьники решают задачи создания изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям. Проявляются возможности для проявления творчества при внесении каких-то изменений и дополнений в известный узор.
В связи с тем, что в настоящее время развернулось частное строительство, квартиры стали больше площадью, у людей появилось желание украсить их интерьеры цветами. Чтобы цветы смотрелись красиво, их размещают на стенах, полу, а для этого требуются красивые подставки, которые вписывались бы в интерьер жилища. Существует много различных вариантов, различающихся по стилю и назначению (Приложение 2).
Процесс изготовления подставок можно сделать менее трудоемким, если упростить технологическую обработку и подобрать соответствующий материал. Например, для облегчения работы по изготовлению ножек, использовать шаблоны. Когда в школе не было электрических лобзиков, то выпиливание проводилось ручным инструментом (лобзик, ножовка) в зависимости от выбранной конфигурации. Остальные детали изготавливаются из наличия материала.
Если по ходу работы допускаются какие-либо отклонения, то вносятся коррективы и деталь не выбрасывается.
На уроках технологии или во внеурочной деятельности с учащимися 5–9 классов можно изготовить подставку от самой простой до самой сложной. Эти занятия помогут закрепить приемы работы ручным инструментом, электроинструментом и умение работать на станках (сверлильном, токарном по дереву и металлу, фрезерном), позволят развить пространственное мышление, ознакомить с конструированием и макетированием объекта, реализовать художественный замысел в материале.
При работе с коллективом учащихся лучше выполнять сначала подставку (полку), одинаковую для всех. После изучения последовательности сборки, технологии изготовления и отделки у некоторых учащихся появляется желание изготовить подставку (полку) по собственному эскизу. Желание сделать оригинальную подставку для себя послужит стимулом в работе.
История возникновения подставок-жардиньерок и использование их человеком уходит в старину.
Жардиньерка. Само название, происходящее от французского jardin – сад, говорит о том, что это вариант домашнего сада, представленного в миниатюре. Жардиньерками назывались предметы мебели, на которых располагались горшки с растениями. Они состояли из опоры, обычно высотой со стол, и ящика, круглой или квадратной формы, в который насыпалась земля или ставились горшки с цветами. Жардиньерки предназначались для комнат или для оранжерей. Вплоть до изобретения центрального отопления цветы нельзя было ставить на подоконник, так как они могли там замерзнуть – отсюда необходимость в специальных подставках для них. Оранжереи были очень популярны среди богатых людей в XVIII–XIX веках. В русских поместьях выращивали тропические фрукты для барского стола. Круглые жардиньерки часто были похожи на вазы и делались из майолики.
Точение по дереву, как и резьба, является одним из наиболее распространенных видов художественной обработки древесины. Токарные изделия отличаются красотой и лаконичностью форм, идеальной гладью поверхности, возможностью ритмично организовать узлы, а также простотой и быстротой изготовления. Кроме того, по применению своему они могут быть конструктивными и декоративными. В народном искусстве точение изделий нашло широкое применение. Мастера-крестьяне вытачивали подпоры-колонки, пилястры, розетки, детали для мебели, подвесные гирьки с различной профилировкой в виде бочек, яблок и др., часто точеную деталь покрывали резьбой.
В России токарные станки были лучковыми <Рисунок 1>. Затем появились станки, приводимые в движение ногой <Рисунок 2>. Иногда для вращения станков использовали воду. В заволжских лесах на небольших речках в XVIII–XIX в.в. строили токарные мастерские для изготовления деревянной посуды <Рисунок 3>
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
Токарное дело – распространенное художественное ремесло. Такая обработка была известна уже в Древнем Египте во времена фараона.
Трудно сказать, с каких времен началось на Руси изготовление точеных изделий. Археологические находки в Великом Новгороде и на месте булгарских поселений в Поволжье свидетельствуют о том, что токарный станок стал здесь известен не позднее XII в. Выработкой токарных изделий занимались и оброчные крестьяне Волоколамского, Троице-Сергиевского и, связанного с последним, Кирилло-Белозерского монастыря, а также посадские люди Нижнего Новгорода и Арзамаса, ремесленники Калужской и Тверской губерний.
В XVI-XVII вв. токарное ремесло было сконцентрировано в основном в Оружейной палате Московского Кремля и в многочисленных русских монастырях, среди которых два подмосковных: Иосифо-Волоколамский и Троице-Сергиев. Произведения Троицких мастеров высоко ценились и вручались как драгоценные подарки самым почетным гостям.
В XIX в. токарный промысел Московской губернии был широко распространен, Сергиев Посад сохранил одно из ведущих мест. Наряду с Сергиевым – Посадом выдвинулись и новые очаги подмосковной “токарни” в Вороневской, Краснопахровской волостях Подольского уезда, Перхушковской – Звенигородского и Смолинской Верейского уезда.
Широкое распространение промысла позволило токарям Московской области сделать первые шаги на пути объединения в артели.Характерно, что даже революция не смогла прервать традицию токарного мастерства. Уже в 1919г. начинается его стремительное возрождение и завоевание внутренних и западных рынков.
Последовательность выполнения работы:
- Выполнить эскиз подставки – жардиньерки (Приложение3).
- Изготовить шаблон ножек в натуральную величину.
- Выпилить электрическим лобзиком ножки по шаблону, кромки обработать фрезерной машинкой. Доска шириной 250 мм, толщиной 25–35 мм. (Если есть желание сделать жардиньерку выше, то длину ножек можно увеличить).
- Вытачиваем на токарном станке среднюю стойку и три боковых
- Место крепления ножек делим на три части, делаем разметку очень точно.
- Изготовляем столешницу диаметром 230 мм на СТД – 120 (если большего диаметра, примерно 250–270 мм, то делаем это с помощью электрического лобзика. Кромку обрабатываем фрезой). Заготовка должна быть толщиной 25–35 мм.
- Делаем разметку на столешнице для крепления с боковыми стойками. Сверлим глухие отверстия диаметром 22мм пробочной фрезой или “перкой”.
- На станке ТВ– 6 изготавливаем круглую палочку диаметром 10 мм, длиной 90 мм.
- Для этого используем плашку М12.
- На основной стойке сверлим шесть отверстий диаметром 10 мм, глубиной 30–40 мм, на трех боковых сквозные диаметром 10, на ножках глухие глубиной 30 мм. (Очень важно, чтобы совпали метки).
- Сборка. В основную стойку вставляем палочку диаметром 10 мм и сажаем ее на клей, отрезаем палочку длиной 90 мм, вставляем боковую стойку (без клея), вставляем ножку; далее вторую и третью.
- Устанавливаем на клей столешницу, при этом боковые стойки у нас без клея, поэтому можем перемещать их по размерам на столешнице.
- После высыхания клея покрываем лаком 2–3 раза.
- Изделие должно получиться высотой 730–750 мм.