Фильтрация данных в MS Excel с помощью команды "Расширенный фильтр"

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»


Тема урока: “Фильтрация данных с помощью команды Расширенный фильтр” является одной из тем курса Информационных технологий, и является продолжением темы “Фильтрации данных с помощью команды Автофильтр”. Эта тема является важной темой для изучения и усвоения учащимися, так как понятие выборки данных по критерию используется в дальнейшем при решении практических задач в СУБД Access, так и на дисциплинах “Программирование”, “Пакеты Прикладных Программ” при разработке ПО в среде VBA. Для усвоения учащимися данного материала, и всего курса “ИТ”, используются различные технологии обучения Альтернативного урока. В педагогической литературе предлагается несколько технологий альтернативного урока, по своему содержанию они различны, но каждая предполагает организацию на уроках активной деятельности учащихся на разных уровнях познавательной самостоятельности.

Дисциплина “Информационные технологии” имеет практическую направленность, учащиеся изучают принципы работы в Ms Excel для обработки данных в табличной форме и обработку данных БД в СУБД Ms Access. Данный материал вызывает затруднения у учащихся при работе на ПК, в процессе решения практических задач. Поэтому применение приемов и методов альтернативного урока, а именно технологию ЛОК, метода визуализации, позволяет наглядно, на одном листе в виде схемы отобразить весь теоретический материал. В результате, больше времени предоставляется на решение практических задач с помощью такого краткого представления алгоритма – решения. Кроме этого учащиеся тратят меньше времени на поиск нужной информации в своей тетради при выполнении лабораторной работы. Применение Аналитического метода обучения реализуется в подборе заданий таким образом, чтобы учащиеся проанализировали все возможные решения задачи и выбрали правильное и рациональное, что способствует развитию логического мышления.

Игровая технология обучения, является одной из технологий альтернативного урока. Для проверки знаний учащихся на уроке используется Игра – упражнение:

  • На каждую парту раздается карта-задание в виде таблицы. Учащимся предлагается, работая в паре, решить предложенные практические задачи. Решения в нескольких вариантах, больше чем количество задач, предлагаются отдельно на карточках. Учащимся необходимо, проанализировав все предложенные варианты, выбрать правильное и рациональное решение, закрыть данной карточкой задачу на карте-задание. Если нет правильного решения, предлагают своё.

Для самоконтроля, в качестве проверки полученных знаний на уроке, проводиться графический диктант. Преподаватель читает утверждение, если учащийся согласен, то он рисует графический элемент, обозначающий вариант “да”, если не согласен – графический элемент, обозначающий “нет”. После выполнения диктанта, предлагается кривая с правильными ответами и критерии оценки. Оценив себя, учащиеся сдают работы преподавателю для анализа освоения материала.

Таким образом, реализация технологий альтернативного урока дают возможность развитию познавательной деятельности учащихся, повышению мотивации к обучению, развитию самообразовательных и коммуникативных функций, а также развитию основных профессиональных компетенций: умение работать в коллективе, умение слушать другого, умение коллективного принятия решений.

Цель урока: систематизировать знания учащихся по выполнению выборки данных с помощью команд фильтра.

Задачи урока:

Обучающая:

  • Выработать навыки применения команд фильтра в зависимости от условия практической задачи.
  • Закрепить знания и умения применения команды “Автофильтр” при решении практических задач.
  • Научить создавать условия фильтрации данных при использовании команды “Расширенный фильтр”.

Развивающая:

  • Развивать самостоятельность учащихся.
  • Развивать логическое мышление, умение работать в нужном темпе.
  • Стимулировать познавательный интерес учащихся к предмету.
  • Формирование интереса к самообразованию.
  • Развивать коммуникативные и аналитические способности учащихся при решении задач в паре.

Воспитательная:

  • Формирование навыков культурного общения.
  • Формирование способностей анализа коллективного принятия решений.

Тип урока: комбинированный с элементами альтернативного урока.

Оборудование: ТСО, презентация, дидактический материал: таблица с данными, задачи, карта-задание.

Программное обеспечение: Ms Office: Power Point, Ms Excel

Ход урока

Этапы урока

Методы обучения (приемы их реализации)

Время (мин)

1.Орг.момент   2
2. Повторение пройденного материала Методы устного и письменного контроля

(фронтальный, индивидуальный опрос), аналитический метод (игра – упражнение “Найди решение”, работа в паре)

20
3. Объяснение нового материала Проблемный, объяснительно-иллюстративный (презентация), метод визуализации (составление схемы-конспекта) 20
4.Закрепление нового материала Аналитический метод, частично-поисковый метод, репродуктивный метод (решение задач) 23
5. Проверка понимания учащимися нового материала Методы устного и письменного контроля

(графический диктант)

18
6. Домашнее задание   4
7.Подведение итогов   3

Ход урока

1. Орг. Момент

Преподаватель приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку и отмечает отсутствующих по журналу.

2. Повторение пройденного материала

Преподаватель проводит фронтальный опрос по вопросам:

  • С какой темой Вы познакомились на прошлом уроке?
  • Что предполагает операция фильтрации в Ms Excel?
  • Какие команды применяются для выборки данных?
  • В каком случае используется команда “Автофильтр”?
  • Какие подкоманды “Автофильтра” используются при решении задач?
  • Назначение команды “Все”?
  • Назначение команды “Первые 10”?
  • Назначение команды “Условие”?

В процессе повторения, на экране отображается схема-конспект, которую учащиеся начали создавать на прошлом уроке при изучении темы “Фильтрация данных с помощью команды Автофильтр”. После повторения, учащимся предлагается игра-упражнение “Найди решение”. На каждую парту раздается карта-задание (см. Приложение 1) и таблица по которой учащиеся решали практические задачи. (см. Приложение 2). Учащимся предлагается, работая в паре, решить предложенные практические задачи. Решения в нескольких вариантах, которых больше чем количество задач, предлагаются отдельно на карточках. Необходимо, проанализировав все предложенные варианты, выбрать правильное и рациональное решение, закрыть данной карточкой задачу на карте – задание.

Если нет правильного решения, нужно предложить свое, согласно данных исходной таблицы. В результате, на парте учащиеся получают следующие ответы-решения. (рис.1)

После выполнения задания, результат проверяется индивидуальным опросом, все правильные ответы – решения отображаются на экране. На две задачи, учащиеся предлагают свое решение:

Рисунок 1. Результат выполнения задания на партах учащихся.

3. Объяснение нового материала

Учащимся предлагается решить задачу, условие которой аналогично рассмотренным, но добавляется еще третье условие:

“Отобразить данные о литературе 3 издательств: “М.: Триумф”, “К.: Диалектика”, “М.: Лучшие книги””.

Проанализировав, учащиеся приходят к выводу, что знания по применению команды “Автофильтр” недостаточны для решения данной задачи. Тем самым преподаватель подводит к изучению вопроса: “Фильтрация данных с помощью команды Расширенный фильтр”.

В условия отбора расширенного фильтра (РФ) может входить:

  • несколько условий (больше двух), накладываемых на один столбец (поле),
  • несколько условий, накладываемых на несколько столбцов (полей),
  • условия, создаваемые как результат выполнения формулы.

Далее учащимся предлагается обратиться к схеме-конспекту, внести изменения для команды “Автофильтр” (В задаче по одному полю должно быть до 2 условий) и продолжить ее, для команды “Расширенный фильтр”. На презентации отображается схема, которую преподаватель комментирует, учащиеся зарисовывают ее в тетрадь. (см. Приложение 3)

После записи ЛОК (логически опорного конспекта), преподаватель предлагает решить предложенную задачу, с записью на доске и демонстрацией результата решения в Ms Excel. (Рис.2)

Рисунок 2. Решение задачи в Excel

4.Закрепление нового материала

Для закрепления нового материала, учащимся предлагается решить задачи на доске, с подробной записью условий, используя ЛОК.

Задачи:

1.Отобразить на экране литературу, год издания, которых от 2006 до 2009 года по цене больше 200 рублей и в названии книги имеется слово “1С:” (Рис. 3)

2. Отобразить на экране литературу, издательств “М.: Триумф” и “СПб.: Питер”, 2009 года издания с кодом до 258000. (Рис.4)

Результат решения демонстрируется в Ms Excel.

Рисунок 3. Решение задачи 1 в Excel

Рисунок 4. Решение задачи 2 в Excel

В качестве самостоятельной работы, учащимся предлагается найти соответствие между условием задачи и его решением, используя опорный конспект в виде схемы. (см. Приложение 4)

Результат выполнения проверяется фронтальным опросом, отображая задание и результат на презентации. Свои ответы учащиеся комментируют, определяя правильность выбора решения.

После проверки результатов решения задач в паре, преподаватель обращает внимание на 3 условие применения РФ (3.условия, создаваемые как результат выполнения формулы) и предлагает решить следующую задачу:Выбрать студентов группы 1АС1, сдавших экзамен по Математике с оценкой, не превышающей общего среднего балла.”

Для ее решения учащиеся должны вспомнить нахождение среднеарифметического натуральных чисел, и какая функция в Ms Excel для этого используется. Решение записывается на доске, объясняя каждый шаг записи, и демонстрируется в Ms Excel.(рис.5 )

Рисунок 5 . Результат решения задачи

Далее подводится итог по изученному материалу, т.е. обобщение всей темы “Фильтрация данных в Ms Excel”. Учащиеся устно отвечают на вопросы:

  • Какие команды Фильтра используются для решения задач на выборку?
  • В каком случае при решении задач используется команда “Автофильтр”?
  • В каком случае при решении задач используется команда “Расширенный фильтр”?
  • Каким образом записываются критерии выборки при работе с командой “Расширенный фильтр”?

5. Проверка понимания учащимися нового материала

Для проверки понимания учащимися нового материала предлагается графический диктант для самоконтроля. Преподаватель читает утверждение, если учащийся согласен, то он рисует графический элемент, обозначающий вариант “да”, если не согласен – графический элемент, обозначающий “нет”. После выполнения диктанта, предлагается кривая с правильными ответами и критерии оценки. Оценив себя, учащиеся сдают работы преподавателю для анализа усвоения материала. Вопросы Графического диктанта отображаются на экране.

  1. БД в Excel (списки) – упорядоченная совокупность данных, представленная в виде таблицы.
  2. Поле – совокупность данных одного типа (столбец).
  3. Фильтрация данных – это выборка данных по критерию, все остальные записи удаляются
  4. Если в задаче по одному полю задаются несколько условий (меньше 3), используем “Автофильтр”
  5. Команда “Первые 10” используется для вывода на экран только 10 записей по условию
  6. Команда “Все” выводит все записи на экран после Фильтра
  7. Для выполнения выборки по значению поля, нужно выбрать команду “Условие”.
  8. Для выборки данных по созданной формуле используем “Расширенный фильтр”.
  9. Если по одному полю условия связаны союзом “ИЛИ”, имена полей копируются и условия записываются в одну строку.
  10. В окне Расширенного фильтра, Параметр “Диапазон условий” – это введенные условия без выделения имени поля.

6. Домашнее задание

В качестве домашнего задания предлагается решить задачу, ход решения комментируется и предлагается литература, которой могут воспользоваться учащиеся для подготовки к самостоятельной работе.

7. Подведение итогов

Преподаватель выставляет оценки в журнал, комментируя ответы учащихся.