ЦЕЛИ УРОКА:
- Познакомить учащихся с биографией и рассказом Л.Н.Толстого "Старый дед и внучек".
- Способствовать формированию осознанного чтения целыми словами.
- Развивать речевые умения и творческие способности детей.
ХОД УРОКА
1. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА. (слайд №1) (Приложение 1)
2. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
- Какое произведение мы читали на прошлом уроке? (Басня "Стрекоза и Муравей")
- Кто автор этого произведения? (И.А.Крылов)
- Какие ещё произведения этого автора вы знаете?
- Что такое басня? Давайте назовём основные черты этого жанра (слайд №2).
- А теперь прочитаем басню "Стрекоза и Муравей" по ролям. (Учитель проверяет чтение басни детьми. Слова автора и героев отмечены на прошлом уроке).
3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
1) Знакомство с биографией и творчеством Л.Н.Толстого (слайды №3-8) Сегодня мы начинаем читать произведения Льва Николаевича Толстого.
Лев Николаевич родился и провёл большую часть жизни в деревеньке Ясная Поляна. Мать умерла, когда писателю не исполнилось и двух лет. В семье было ещё 4 брата и сестра. Дети жили очень дружно. Всю свою жизнь Лев Николаевич любил и уважал простых людей. С простыми людьми он работал вместе: пахал, сеял, колол и пилил дрова, хотя в этом не было необходимости, так как был он богатый человек-граф. Никому не отказывал в помощи. Жизнь свою он прожил не для себя одного, а для людей, написал книги, которые любят и читают во всём мире.
Для крестьянских детей Лев Николаевич открыл школу, в которой работал вместе со своими дочерьми. В школе изучались 12 предметов: чтение, письмо, грамматика, русская история, математика, рисование, беседы из естественных наук, черчение, пение, труд. Лев Николаевич сам писал для ребят учебные книжки: "Азбуку", "Арифметику", "Книги для чтения". Эти книжки помогали детям познать мир, учили честности и добру. Рассказы из этих книг до сих пор читают дети.
Откройте учебник на с.108 и прочитайте статью (самостоятельное чтение детьми статьи о писателе). Сегодня мы познакомимся с рассказом Л.Н.Толстого " Старый дед и внучек"(слайд №9).
2) Словарная работа (слайд №10)
Найдите, пожалуйста, в толковом словаре значение слов: невестка, бранить, лоханка, слаживать. ( Дети зачитывают значения слов из словариков).
3) Знакомство с текстом рассказа.
Учитель выразительно читает рассказ, спрашивает, какие ещё слова непонятны, и предлагает детям прочитать рассказ самостоятельно.
4) Работа по содержанию рассказа.
- Прочитайте, какой был дедушка?
- Почему дедушку не сажали за стол?
- Где кормили дедушку?
- Из чего ел дедушка?
- Почему дедушку кормили из лоханки? Прочитайте.
- Найдите и прочитайте отрывок о том, как мальчик играл. Зачем Миша делал лохань?
- Почему родители Миши заплакали?
- Прочитайте пословицу на с.111(слайд №11). Как она соотносится с текстом рассказа?
- Ответьте на вопрос 2 на с. 111.
- Есть ли в вашей семье старые люди? Как вы к ним относитесь?
4. ИТОГ УРОКА.
- Что нового, интересного вы узнали на уроке?
- Что особенно понравилось?
5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
С.110-111. пересказ рассказа.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ.
1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (электронная универсальная энциклопедия)
2. Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Москва 2002.
3. Русская литература. Энциклопедия. Аванта+, Москва 2000.
4. Официальный сайт дома-музея Л.Н.Толстого в Ясной Поляне, адрес в Интернет: www.ysadba.ru