Тип урока – актуализация знаний и изучение нового материала на основе современных ИКТ.
Планируемое количество часов – 1.
Отбор учебного материала и содержания произведен с учетом возраста учащихся и уровня их психического развития.
Метод обучения – проблемный с применением ИКТ.
Урок формирует умения самостоятельного учебного труда, умения самостоятельно пополнять свои знания, выделять основные понятия, работать с текстом, использовать имеющуюся информацию, выделять главное, высказывать и обосновывать свое мнение, анализировать и делать выводы, формирует у учащихся умения контроля и самооценки. Является примером компетентностного подхода в образовательных технологиях.
Цели урока:
- научить самостоятельно давать определения объектов (линька, классификация);
- научить обосновывать и доказывать свою точку зрения, опровергать точку зрения оппонента;
- научить самостоятельно оценивать свою учебную деятельность через сравнение с установленными нормами;
- научить классифицировать биологические объекты, то есть выделять общие и отличительные признаки;
- научить использовать на практике полученные знания.
Оборудование: таблицы “Тип Членистоногие”, презентация “Общая характеристика типа Членистоногие”, набор фотографий разных видов членистоногих.
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний и постановка проблемы.
– Используя знания по биологии, найдите 10 ошибок в стихотворении, которое я вам сейчас прочитаю (Слайд Презентации1).
Потеплело. Благодать.
Червяк вылез подышать.
Комар завтрак завершил
Трех мальчишек укусил.
И паук, жуя свою добычу
Радуется утру сентября.
Пролетая, самка светляка
Освещает крыльями дорогу.
Куколок припрятав, таракан
Убегает, услыхав тревогу.
Там кузнечик на поляне
К небу ушки навострил,
Чтобы страшный насекомый –
Скорпион его не съел.
Богатырь там муравей
С родственником термитом
Строят семьями дома
Ладно – деловито.
/Ошибки:
- Червяк выходит на поверхность земли только после дождя.
- Самец комара не пьет кровь.
- Паук не жует, у него сосущий ротовой аппарат.
- Самка светляка не летает.
- Светящиеся органы светляка на брюшке.
- У таракана нет куколок, развитие с неполным превращением.
- У кузнечика слуховой аппарат на голени.
- Скорпион относится к классу паукообразные.
- Скорпион пустынное животное и не живет на поляне.
- Термит относится к отряду Термитов, а муравей – к отряду Перепончатокрылые./
– А какие ответы правильные (при обосновании ответов учащиеся испытывают затруднения, так как не хватает объема знаний?
– Учитель и ученики формулируют тему урока: “Общая характеристика типа Членистоногие” (слайд Презентации 2).
2. Открытие нового на уроке.
– Задание: используя различные источники информации (учебник, статьи из БСЭ о членистоногих, фотографии), составьте в тетради перечень существенных признаков животных типа Членистоногие (самостоятельная работа)
/Планируемый результат: 1. Многоклеточные, двусторонне-симметричные, целомические животные трехслойные; 2. Сегментированные; сегменты тела подразделяются на головогрудь и брюшко или голову, грудь и брюшко; 3. Каждый сегмент несет по паре членистых конечностей, обеспечивающих движение, добычу пищи, восприятие раздражений; 4. Наружный хитиновый скелет./
– Сравните составленную вами характеристику типа Членистоногие с общепринятой (слайд 3).
– Самостоятельно найдите ошибки и исправьте их у себя в тетради.
– Задание: найдите противоречие и определите (используя различные источники информации), как природа его решила (слайд 4 – развитие кузнечика). Хитиновый покров не растягивается и не растет, а животное должно расти, как видно из картинок слайда.
/Предполагаемый ответ: природа придумала
процесс линьки./
– Определение понятия линька записываем в
тетрадь (слайд 5). Отмечаем, что это еще один
характерный для Членистоногих признак.
– Задание: самостоятельно сформулируйте и запишите в тетради определение понятия “классификация”.
– Посмотрите на экран (слайд 6), найдите ошибки в вашем определении и исправьте их.
– Как вы будете разделять животных типа по классам, предложите свой алгоритм классификации.
/Предполагаемый результат: 1. определяем признаки объекта; 2. определяем общие и отличительные существенные признаки объекта; 3. определяем отличительный существенный признак, по которому делим тип на классы./
– Попробуем классифицировать животных типа Членистоногие. Посмотрите еще раз на представителей каждого класса (слайд 7) и ответьте на вопрос, какие признаки мы можем использовать при классификации типа Членистоногие.
/Предполагаемый ответ: 1. местообитание; 2. отделы тела; 3. органы зрения; 4. количество усиков; 5. количество ходильных ног; 6. наличие крыльев./
– Задание: используя различные источники информации, заполните таблицу на основании определенных нами параметров для сравнения и классификации.
Таблица 1
Сравнительная характеристика классов типа Членистоногие.
Параметры для сравнения |
Класс Ракообразные |
Класс Паукообразные |
Класс Насекомые |
1. Местообитание |
|||
2. отделы тела |
|||
3. органы зрения |
|||
4. количество усиков |
|||
5. количество ходильных ног |
|||
6. наличие крыльев |
– Задание: посмотрите на экран (слайд 8), сравните ваши ответы с теми, которые вы видите на экране, найдите ошибки и исправьте их (работа самостоятельная в парах).
3. Применение полученных знаний на практике.
– Многие сейчас стали ездить на отдых за границу, в том числе в тропические страны. Но не все знают, какие опасные животные могут подстерегать Вас в турпоездках.
– Решите задачу (слайд 9 – фото скорпиона): двое учащихся рассматривали коллекцию и обратили внимание на скорпиона. Один утверждал, что это представитель ракообразных, а другой – что скорпионы относятся к паукам. Кто из них прав?
/Предполагаемый ответ: прав учащийся, относивший скорпиона к паукам, так как у него 4 пары конечностей, первая из которых превращена в клешни, усиков нет, отделов тела – 2: головогрудь и брюшко, органы зрения – простые глазки./
При подготовке ответа используйте таблицу “Сравнительная характеристика классов типа Членистоногие”.
– Подготовьте инструкцию поведения человека при встрече со скорпионом по плану:
– Чем опасен скорпион?
– Как его распознать?
– Как уберечься от укуса?
– Что делать, если Вас укусил скорпион?
– Что должно быть в аптечке отъезжающего за рубеж?
– Задание: вы получили текст “Скорпион” (Приложение 1). Внимательно его прочитайте и найдите ответы на вопросы из поставленных учителем раньше, которые вызвали у Вас затруднение.
– Какие выводы мы можем сделать по уроку?
/Предполагаемый ответ: научились узнавать представителей членистоногих на основании характерных для них признаков, что может иметь большое практическое значение, особенно для узнавания ядовитых и опасных для жизни видов; научились классифицировать представителей типа./
4. Задание на дом:
параграф 24; взяв за основу ключевое слово “членистоногие”, составить кроссворд, используя признаки классов этих животных.Литература
- Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология. Животные. 7-й класс. М.: “Вентана-Граф”, 2006.
- Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по биологии. 7 – 8-й классы. М.: “ВАКО”, 2004.