Дидактическая цель: создать условия для "открытия" правила правописания безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени и зависимости их от неопределённой формы.
Задачи урока:
- формировать умение писать безударные личные окончания глаголов в настоящем времени;
- развивать умение обосновывать правильное написание безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени;
- воспитывать орфографическое чутьё, прививать интерес к слову.
Средства обучения: учебник "Русский язык. 4 класс" (автор А.В. Полякова), "Словарь русского языка" (автор С.И. Ожегов), "Орфографический словарь русского языка" (под ред. С.Т. Бархударова).
ХОД УРОКА
I. Самоопределение к деятельности.
Учитель: Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте удачи. Ну что, за работу?
На доске написаны слова: "гладить", "думать", "закрыть", "гореть", "зеленеть", "вянуть", "веять", "колоть".
Учитель: На доске написаны слова. Что можете о них сказать?
Дети: Это глаголы. Глаголы неопределённой формы. Многие из них из нашего словаря.
Учитель: Какое задание можете предложить?
Дети: Разобрать по составу. Проспрягать. Определить спряжение.
II. Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений в деятельности.
Учитель: Работаем в группах. Распределите эти глаголы между собой в группе, проспрягайте и определите спряжение глаголов. Обсудите результаты.
Самостоятельная работа детей в группах.
Учитель: Можете назвать спряжение глаголов?
Дети: Да. Нет.
Учитель: В чём затруднение?
Дети: Не знаем, какое окончание писать у некоторых глаголов.
III. Постановка учебной задачи.
Учитель: Почему на предыдущих уроках не возникали эти затруднения?
Дети: Сегодня у глаголов безударные окончания.
Учитель: Кто догадался, какая сегодня будет тема урока?
Дети: Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Учитель: Чему мы должны научиться?
Дети: Правильно писать безударные окончания глаголов.
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
Учитель: Давайте сверим результаты вашей работы и попробуем найти выход из создавшейся ситуации.
Представители от каждой группы записывают окончания под глаголами на доске.
Учитель: Как быть? Какой вариант окончания считать правильным? Какие будут предложения?
Дети: Давайте посмотрим в орфографическом словаре.
Ребята пытаются найти нужный вариант.
Дети: Но ведь словарь не всегда бывает под рукой.
Может эти глаголы нужно запомнить?
Должно быть какое-то правило.
Учитель: Попробуйте это правило составить. Проанализируйте в своих группах глаголы и их личные окончания. Обсудите результаты и озвучьте их.
Работа в группах.
Дети: Мы думаем, что глаголы неопределённой формы с суффиксами -а-, -о-, -у-, -е-, -ы- относятся к I спряжению и будут иметь окончания : -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют, а глаголы с суффиксом -и- ко II спряжению и будут иметь окончания глаголов II спряжения.
Учитель: А как же глагол "гореть"?
Дети: У этого глагола ударное личное окончание.
Учитель: Можете теперь сказать, как определить спряжение у глаголов с безударными личными окончаниями?
Дети формулируют правило.
Учитель: Сверьте свой вариант правила с тем, что предлагается вам в учебнике на странице 103. Что можете сказать?
Дети: Мы были правы.
Учитель: Исправьте на доске и в своих тетрадях неверные окончания глаголов.
Дети: Что означает выражение "глаголы - исключения"?
Учитель: Давайте посмотрим, какое толкование слова "исключение" даёт нам словарь.
Ребята находят лексическое значение слова.
Дети: Исключение - это то, что не подходит под общее правило, отступление от него.
Учитель: Значит, есть глаголы, которые не подчиняются этому правилу. И на следующих уроках нам предстоит с ними познакомиться.
ФИЗМИНУТКА.
V. Первичное закрепление во внешней речи.
Учитель: На странице 103 найдите упражнение 142. Работаем "по цепочке", устно, доказывая правильность выбора спряжения.
VI. Самостоятельная работа с взаимопроверкой.
Учитель: Прочитайте задание в упражнении 143. Почему именно такая последовательность записи различных форм глагола?
Дети: Сначала записываем глагол в неопределённой форме, чтобы выбрать тип спряжения, а потом определяем окончание глагола во 2 лице.
Самостоятельная работа.
Учитель: Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проверьте работу друг друга.
VII. Рефлексия деятельности.
Учитель: Закончите фразу "Теперь я знаю:".
Дети: Теперь я знаю, как правильно написать безударные личные окончания глаголов в настоящем времени.
Учитель: Кто выполнил самостоятельную работу безошибочно?
Дети поднимают руки.
Учитель: Я вижу, что не все. Что же делать?
Дети: Надо ещё поработать над этой темой, чтобы все писали без ошибок. Выучить дома правило.
Учитель: Правильно, ребята! Этим мы и займёмся с вами на следующем уроке, но сначала выучим правило на странице 103 учебника.