Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Дидактическая цель: создать условия для "открытия" правила правописания безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени и зависимости их от неопределённой формы.

Задачи урока:

  • формировать умение писать безударные личные окончания глаголов в настоящем времени;
  • развивать умение обосновывать правильное написание безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени;
  • воспитывать орфографическое чутьё, прививать интерес к слову.

Средства обучения: учебник "Русский язык. 4 класс" (автор А.В. Полякова), "Словарь русского языка" (автор С.И. Ожегов), "Орфографический словарь русского языка" (под ред. С.Т. Бархударова).

ХОД УРОКА

I. Самоопределение к деятельности.

Учитель: Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте удачи. Ну что, за работу?

На доске написаны слова: "гладить", "думать", "закрыть", "гореть", "зеленеть", "вянуть", "веять", "колоть".

Учитель: На доске написаны слова. Что можете о них сказать?

Дети: Это глаголы. Глаголы неопределённой формы. Многие из них из нашего словаря.

Учитель: Какое задание можете предложить?

Дети: Разобрать по составу. Проспрягать. Определить спряжение.

II. Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений в деятельности.

Учитель: Работаем в группах. Распределите эти глаголы между собой в группе, проспрягайте и определите спряжение глаголов. Обсудите результаты.

Самостоятельная работа детей в группах.

Учитель: Можете назвать спряжение глаголов?

Дети: Да. Нет.

Учитель: В чём затруднение?

Дети: Не знаем, какое окончание писать у некоторых глаголов.

III. Постановка учебной задачи.

Учитель: Почему на предыдущих уроках не возникали эти затруднения?

Дети: Сегодня у глаголов безударные окончания.

Учитель: Кто догадался, какая сегодня будет тема урока?

Дети: Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Учитель: Чему мы должны научиться?

Дети: Правильно писать безударные окончания глаголов.

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

Учитель: Давайте сверим результаты вашей работы и попробуем найти выход из создавшейся ситуации.

Представители от каждой группы записывают окончания под глаголами на доске.

Учитель: Как быть? Какой вариант окончания считать правильным? Какие будут предложения?

Дети: Давайте посмотрим в орфографическом словаре.

Ребята пытаются найти нужный вариант.

Дети: Но ведь словарь не всегда бывает под рукой.

Может эти глаголы нужно запомнить?

Должно быть какое-то правило.

Учитель: Попробуйте это правило составить. Проанализируйте в своих группах глаголы и их личные окончания. Обсудите результаты и озвучьте их.

Работа в группах.

Дети: Мы думаем, что глаголы неопределённой формы с суффиксами -а-, -о-, -у-, -е-, -ы- относятся к I спряжению и будут иметь окончания : -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют, а глаголы с суффиксом -и- ко II спряжению и будут иметь окончания глаголов II спряжения.

Учитель: А как же глагол "гореть"?

Дети: У этого глагола ударное личное окончание.

Учитель: Можете теперь сказать, как определить спряжение у глаголов с безударными личными окончаниями?

Дети формулируют правило.

Учитель: Сверьте свой вариант правила с тем, что предлагается вам в учебнике на странице 103. Что можете сказать?

Дети: Мы были правы.

Учитель: Исправьте на доске и в своих тетрадях неверные окончания глаголов.

Дети: Что означает выражение "глаголы - исключения"?

Учитель: Давайте посмотрим, какое толкование слова "исключение" даёт нам словарь.

Ребята находят лексическое значение слова.

Дети: Исключение - это то, что не подходит под общее правило, отступление от него.

Учитель: Значит, есть глаголы, которые не подчиняются этому правилу. И на следующих уроках нам предстоит с ними познакомиться.

ФИЗМИНУТКА.

V. Первичное закрепление во внешней речи.

Учитель: На странице 103 найдите упражнение 142. Работаем "по цепочке", устно, доказывая правильность выбора спряжения.

VI. Самостоятельная работа с взаимопроверкой.

Учитель: Прочитайте задание в упражнении 143. Почему именно такая последовательность записи различных форм глагола?

Дети: Сначала записываем глагол в неопределённой форме, чтобы выбрать тип спряжения, а потом определяем окончание глагола во 2 лице.

Самостоятельная работа.

Учитель: Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проверьте работу друг друга.

VII. Рефлексия деятельности.

Учитель: Закончите фразу "Теперь я знаю:".

Дети: Теперь я знаю, как правильно написать безударные личные окончания глаголов в настоящем времени.

Учитель: Кто выполнил самостоятельную работу безошибочно?

Дети поднимают руки.

Учитель: Я вижу, что не все. Что же делать?

Дети: Надо ещё поработать над этой темой, чтобы все писали без ошибок. Выучить дома правило.

Учитель: Правильно, ребята! Этим мы и займёмся с вами на следующем уроке, но сначала выучим правило на странице 103 учебника.